ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Светлая ночь библиотек

Татьяна ЯСНИКОВА   
26 Мая 2023 г.
Изменить размер шрифта

 

Всероссийская акция «Библионочь-2023» пройдет в этом году 27 мая, в Общероссийский день библиотек. Координатором по традиции станет Российская государственная библиотека (РГБ). Тема акции в Год педагога и наставника «Читаем вместе».

Волченко играет ветеранам ко Дню Победы в Галерее сибирского искусства

Кто-то вспомнит, как вместе с родителями прочел книжку Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Кто-то – как в компании друзей стоял в очереди на прочтение «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Кто-то читал сочинения Леонида Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» на комсомольском собрании вслух. Позже – всей семьей читали «Властелина колец». Читать вместе – весело. Хотя по-настоящему прочесть книгу можно только наедине с ней. А потом – потом поделиться прочитанным со своим сообществом. В общем, книжки издаются большими тиражами и потому всегда, неизбежно, читаются вместе, пусть в разных городах и селах и не в одно время.

Лидер иркутских библиотек – Центральная городская библиотека имени А. Потаниной. Для участия в своей «ночи» она не только распахнула свои двери с 18 ч. (до утра), но и в ознаменование волшебной акции пригласила члена Союза композиторов России и дипломанта международных музыкальных встреч Россия – Япония, пианиста и музыковеда Владимира Волченко с концертом классической и современной музыки. Вечерне-ночные гости библиотеки в результате концерта сонастроятся в тон и в такт с музыкальной гармонией, стряхнут усталость и пессимизм. Вместе с ними концерт прослушают великие авторы книг и сами книги, стоящие на библиотечных полках. Возникнет неповторимый синтез печатного слова и нотного знака, способность к прочтению которых выделяет человека из царства животных.

Некоторая проблема есть. Современный человек совершенно привык к тому, что музыка бесперебойно льется из всевозможных технических устройств, и слушать ее можно когда вздумается. Тем самым музыка, даже самая великая, принижена мимолетностью неглубокого восприятия. Об этом заговорили пятьдесят лет назад. Журнал «Рекорд», Англия, 1964 год, опубликовал статью знаменитого английского композитора Бенджамина Бриттена, являющуюся его ответом на награждение международной премией Института гуманитарных наук штата Колорадо. В ней композитор пишет об обозначившейся ранее неизвестной проблеме:

«Так, Бах писал свои «Страсти по Матфею для того, чтобы это произведение исполнялось раз в году, а именно – в Страстную пятницу. И мне очень жаль, что развитие техники и дух коммерции привели к тому, что стало возможно слушать это уникальное произведение с помощью нажатия кнопки в шумном сборище пьяниц (и по чьему-нибудь капризу на середине выключить его) без всяких церемоний, без всяких «случаев». И далее: «Увы, приходится согласиться с фактом, что в настоящее время подавляющее большинство музыки исполняется в условиях, диаметрально противоположных условиям, соответствующим авторскому замыслу. Говоря это, я вовсе не имею в виду постановку «Фальстафа» Верди в Токио или «Реквиема» Моцарта в Мадрасе; я хотел бы сказать, что эти произведения стало возможным сейчас слушать по радио во всех уголках земного шара, в любой момент дня и ночи, независимо от обстановки и уровня подготовки слушателя. Каждый может слушать «Мессу» Баха в любом месте, в любое время при единственном условии: если он обладает приемником или транзистором. Для этого не нужны ни вера, ни достоинство, ни образование, ни опыт. Музыка теперь доступна всем. Если я утверждаю, что радио – враг музыки, то вовсе не имею в виду умалять роль его в области музыкального образования. Я только хочу сказать, что с помощью одного лишь радио нельзя понять и почувствовать музыку, так как в этом случае мы имеем дело не с музыкой, а с ее суррогатом. Музыка требует от слушателя гораздо большего, чем элементарное обладание магнитофоном или транзистором: она требует от него соответствующей «настройки». Музыка требует особой настроенности не только от слушателя, но и от исполнителя и композитора, которые вместе образуют «святой» треугольник».

Стоит настроить будущего участника библионочи и слушателя вечернего концерта в библиотеке на верный лад? Расскажем о композиторе, пианисте и музыковеде Владимире Георгиевиче Волченко.

Он концертировал в Европе – Чехии, Германии, Польше и Франции. В Юго-Восточной Азии – Китае, Южной Корее, Вьетнаме и Монголии. В городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новосибирске, Красноярске, охватил концертами многие города нашей области. Тоько в минувшем апреле дал два концерта в Городском выставочном центре имени В. Рогаля и в Отделе сибирского искусства ИОХМ имени В. Сукачева. Его любимый инструмент – рояль, и он есть в названных аудиториях.

Владимир Волченко родился в Норильске в семье фронтового офицера, и главным его впечатлением дошкольного возраста стал трофейный аккордеон, привезенный отцом из Австрии. Аккордеона было два – большой и маленький. На большом отец дал сыну первые уроки. Семья была обеспеченная и обедала в ресторане. Там маленький Володя увидел рояль и не мог оторваться от инструмента. Отец решил отдать сына в музыкальную школу, да вот незадача: в Норильске в продаже фортепиано не было. Мальчик сколько-то помучился со скрипкой и стал учиться на художественном отделении. Это очень нравилось ему – срисовывать шедевры мировой живописи с альбомов, которые приобретал отец. Когда семья переезжала из Норильска в Минусинск, рисунков к переезду было подготовлено четыреста.

В Минусинске отец стал директором фотосалона, а сына отдал в музыкальную школу снова. За первое же полугодие Володя был премирован, его заметили. В город поступило два фортепиано. Одно приобрела музыкальная школа, на приобретение второго в течение двух недель дали записку Володе Волченко, но таких больших денег – более 500 рублей – семья собрать не успела, и Володя ездил заниматься в музшколу.

– После окончания восьмого класса отец спросил меня, – рассказывает Владимир Георгиевич: – «Будешь поступать в музыкальное училище?» «Буду!» – ответил я. Ближайшее было в Абакане. Стал учиться. Договорился со сторожем – он пускал меня играть по ночам. Спал я на стульях или на рояле. В фонотеке училища было две тысячи пластинок. Слушал по ночам в течение трех месяцев. Так что в Институт имени Гнесиных поступал с большим багажом. Но сначала пришла повестка в армию.

«Из-за хорошего музыкального слуха взяли радистом, – вспоминает Владимир Георгиевич. – В части был клуб с немецким фортепиано, настроил, стал играть. Накануне смотра художественной самодеятельности полковник дал мне два дня на подготовку к выступлению. Что можно успеть за два дня? Но не подвел – на смотре играл Рахманинова. А вот третьи-четвертые курсы училища прошел в Кызыле, в Туве. Снова голодал – стипендия была мизерная. Иногда думалось: для чего это все терпеть? Но сам себе и отвечал: ради музыки! Потом появились первые заработки – стало полегче».

После училища Владимира направили работать в городок Шагонар, там он в местной школе оказался единственным пианистом. На радостях его загрузили на три ставки с 7-ми утра до 7-ми вечера. Через год уехал работать в Минусинское музыкальное училище преподавателем, там же и женился на выпускнице ЛГУ. Ее отец был главным режиссером Минусинского драмтеатра. Он пригласил работать над музыкальным оформлением спектаклей. Это была очень интересная работа, погружение в особую атмосферу театра.

В 1980-м сбылась его мечта: Владимир стал студентом историко-теоретико-композиторского факультета Института имени Гнесиных. С удовольствием слушал лекции, посещал столичные театры, удалось даже побывать на концертах Святослава Рихтера. Да и в Гнесинке преподавали тогда знаменитости: композицию преподавал Фабий Витачек, сын знаменитого скрипичного мастера Евгения Витачека, его мать была из семьи самих Гнесиных. Музыковедение преподавала профессор Маргарита Эдуардовна Риттих, ученица основоположника советского музыковедения и композитора Бориса Владимировича Асафьева. Преподаватель Александр Георгиевич Чугаев был знаменит тем, что в детстве снялся в фильме «Волга-Волга» в качестве музыканта, в Московской консерватории был учеником Д. Д. Шостаковича, написал книгу по полифонии. Преподавала вокалистка Наталья Дмитриевна Шпиллер, жена знаменитого виолончелиста С. Н. Кнушевицкого. Преподавал дирижер Евгений Федорович Светланов.

– В детстве отец сказал мне: будешь ездить по миру и давать концерты. В 1972 году он свозил нас с сестрой в Венгрию, чтобы познакомить с заграницей. Мы тогда всю Венгрию объехали. Мои зарубежные гастроли начались ни рано ни поздно – в 2008 году. Когда был с концертами на Ольхоне, познакомился с гостями из Праги – играл им из Антонина Дворжака. Они и пригласили к себе на родину. Там я играл в Доме науки и искусства России. Потом была Германия, играл в протестантском соборе города Билефельда, земля Северный Рейн-Вестфалия. В консерватории Франкфурта-на-Майне, что было очень престижно. Посетил Францию. Играл в Китае и во Вьетнаме. В 2012 году позвонили из Парижа две русские вокалистки: «Мы организуем концерты!» Гастроли начались с Варшавы. Потом была Ницца, Марсель, майские Канны…

Каким же образом Владимир Волченко стал иркутянином? Здесь после смерти отца жила его мама. В начале 90-х стал преподавать в лингвистическом университете мировую художественную культуру, а в иркутском филиале Улан-Удэнской академии культуры и искусства музыкально-теоретические дисциплины. Под руководством известного иркутского философа Николая Коноплева принялся было писать кандидатскую диссертацию по философии композитора Рихарда Вагнера, но вновь позвала музыка – все-таки преподавание уводило от родной стихии.

А в 2002 году музыкант становится членом Союза композиторов России. Он пишет пьесы и песни на стихи иркутских поэтов: «Возрождение», «Вдохновение», «Зов России», «Молитва». Особенно слушателям полюбились его «Белые птицы» на стихи шелеховского поэта Виктора Соколова и «Седой Байкал» и «Гимн Байкалу» на слова Владимира Черкашина.

Многие известные песни и романсы звучат на концертах Владимира Волченко в авторской обработке: «Я встретил вас», «Москва златоглавая», «Динь-динь-динь».

Так, искусствовед, кандидат философских наук Надежда Никишина пишет: «Тот, кто слушал игру Владимира Волченко несколько раз, бывает удивлен и очарован, потому что при каждом новом исполнении известных вещей у него всегда иные акценты, новые нюансы. Конечно, музыкант сохраняет основной рисунок, колорит музыкального произведения, но в зависимости от настроения, которое определяют, по большому счету, увлеченность, открытость, сопереживание слушателей, он подчеркивает какой-то особенный оттенок популярной темы, для каждого творения создает целый спектр вариаций. Исполнительская манера пианиста-композитора Владимира Волченко – высокопрофессиональная, чистая, качественная, отточенная. За ней стоят годы каждодневного кропотливого труда. У пианиста великолепная память. Он без нот играет весь репертуар.

Одна из слушательниц сказала об его исполнении так: «Слушать Волченко – как пить родниковую воду». И действительно, эта музыка освежает и лечит. Однажды музыкант отдыхал в санатории и подарил врачу диск с записями своей фортепианной игры. Спустя время узнал, что врач использует музыку в его исполнении во время лечебных процедур, поскольку обнаружил ее исцеляющий эффект.

Владимир Волченко всегда в контакте со слушателями и потому непринужденно и с юмором комментирует исполняемые им вещи. Творит пианист там, где постоянно есть народ: в библиотеках, в культурно-досуговых центрах, в картинных галереях и музеях.

Иногда на тех же выставках картин ему говорят: «Вы играете так, что люди забывают, что пришли смотреть на живопись. Садятся и слушают музыку». Этот синтез оставляет след в базовой культуре человека. Исполнитель создает среду восприятия, отдает частички своего сердца слушателю».

Для библионочи Владимир Волченко возьмет произведения из программы своих концертов для России. Он исполнит произведения Чайковского, Глинки, Бабаджаняна. Романсы Даргомыжского и Римского-Корсакова, старинные русские романсы, авторские обработки песен и романсов, попурри на темы песен Великой Победы. И, как показывают наблюдения, в завершение концерта слушатели просят вальс и дружно кружатся в танце.

После концерта светлая библионочь продолжится, а самые терпеливые посетители обязательно встретятся с библиопривидениями.

  • Расскажите об этом своим друзьям!