ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 3)

Владимир ХОДИЙ   
02 Июня 2023 г.
Изменить размер шрифта

20 1a

Рост от нуля

Вернемся к городским перевозкам. В декабре военного 1943 года возобновилось автобусное сообщение по маршруту Железнодорожный вокзал – Предместье Марата. Для других маршрутов автобусов не хватало, а о такси даже не мечталось.

ЗИМ

Ранее:

В марте 1944-го автобаза треста «Верхлентранс» открыла регулярное движение пассажирского автобуса из Иркутска в Качуг. Причем автобус отправлялся только по понедельникам и четвергам. И лишь через два года возобновилось пассажирское сообщение с поселком Усть-Ордынский. На следующий год – с Большой Речкой.

12 июня 1949 года Иркутск облетела новость: на его улицах появились комфортабельные легковые такси «Победа». «Жители города охотно пользуются этим видом транспорта», – писала газета «Восточно-Сибирская правда». Стоянки такси: железнодорожный вокзал, у Дома пилота на улице Горького, на углу улиц Литвинова и Карла Маркса. Машины подавались на речную пристань к прибытию пароходов, к театрам – в конце спектаклей. Такси можно было вызвать на дом с семи часов утра и до часу ночи.

Через два года база «Верхлентранса» обогатилась четырьмя новыми вместительными, приспособленными к рейсам на дальние расстояния автобусами, и они начали курсировать по Якутскому, Александровскому и Байкальскому трактам. Вслед та же база получила пять многоместных ЗИС-155, и все они вышли на городские линии: Вокзал – Предместье Марата и Площадь Труда – Аэропорт.

Однако вскоре ведомства перестали заниматься пассажирскими перевозками, и эту обязанность возложили на областной автотрест. В 1953 году его иркутская городская база перевезла около девяти миллионов человек, что на полтора миллиона больше, чем годом раньше. За это время также увеличилось количество транспорта – на линию вышли 14 новых автобусов и 16 легковых такси.

Летом 1954 на улице Колхозной (Чехова) рядом с Центральным рынком в деревянном исполнении открылся городской автовокзал, и сюда сперва перенесли остановки автобусов до Лисихи, Кузьмихи, Мельниково, аэропорта, Жилкино, Иркутска-2, а затем и дальних маршрутов – в Качуг, Усть-Ордынский, Бохан, Большую Речку, Лиственничное. Осенью того года начала действовать новая линия: Ангарск – Иркутск, и по ней курсировали два автобуса, совершающие по три рейса в день.

Лимузины

Поскольку, как известно, общественного транспорта много не бывает, его дополняют «колеса», находящиеся в личном пользовании.

1950 год

18 февраля. 40 малолитражных автомобилей «Москвич» типа «кабриолет» и «седан» получила областная база «Автотракторосбыт», и значительная часть их уже продана жителям Прибайкалья. Между тем в контору базы поступило около 100 новых заявок на приобретение этих машин. Поэтому в ближайшее время «Автотракторосбыт» откроет в Иркутске специализированный магазин, где будут продаваться автомобили «Москвич» и «Победа», а также мотоциклы, велосипеды и запасные части к ним.

1951 год

27 января. Год назад в областном центре открылся магазин по продаже легковых автомобилей и мотоциклов. За это время в нем продано 343 автомашины «Победа» и «Москвич» и много мотоциклов. Автомашины приобрели Герой Социалистического Труда С. Максимова, машинисты депо Иркутск-2 С. Ушаков и А. Винокурцев, пилот Н. Шарипов, архитектор С. Гусаров и другие.

1953 год

12 февраля. Ширится число трудящихся области, приобретающих в личное пользование автомобили и мотоциклы. За 1952 год иркутский магазин «Глававтотракторсбыта» продал 16 автомобилей «Победа», 180 «Москвичей», 81 мотоцикл разных моделей. В этом году поступит в продажу 30 автомашин «Победа», 250 «Москвичей», 40 мотоциклов М-72 с коляской и 110 мотоциклов других марок.

1954 год

15 апреля. Более 100 автомашин «Москвич» и «Победа» продал в первом квартале года специализированный магазин областного центра. Всего в его адрес поступило 900 заявок.

1955 год

18 января. Автомобиль прочно входит в быт трудящихся области. Если в 1951 году иркутским специализированным магазином «Автомобиль» было продано населению 190 машин «Москвич» и «Победа», то уже за последние два года – 740.

1956 год

22 сентября. Свободно продаются в магазине «Автомобили» в Иркутске по улице Фурье шестиместные легковые лимузины ЗИМ Горьковского завода имени Молотова.

Первая автозаправка, «Зеленая волна»…

В 1949 году в Иркутск прибыли первые пять мотоциклов М-72 для сотрудников ГАИ. До этого нарушителей правил движения приходилось догонять на попутных машинах.

Новые правила езды по Ангарскому мосту в середине 1950-х годов утвердил исполком городского Совета. Они обязывали все виды транспорта двигаться по мосту с правой стороны в один ряд, а скорость движения автомашин и мотоциклов не должна была превышать 10 километров в час. Первая бензозаправочная станция в Иркутске появилась в 1959 году, и ее пропускная способность составила 1000 заправок в день. На следующий год областной автотрест открыл в городе прокат для населения легковых машин. На это выделялось семь «москвичей» и два ГАЗ-69.

ГАЗ-69

Тогда же исполком горсовета запретил проезд всех видов гужевого транспорта по Ангарскому мосту, площади Кирова, улицам Карла Маркса, Ленина, Степана Разина, Чкалова и частично по ряду других центральных улиц. Многое тогда было вновь, а старое теснилось. В Иркутске появились автобусы без кондукторов.

Состоялась первая выставка машин старых марок и автомобилей-самоделок. Среди раритетов – авто НАМИ выпуска 1927 года, который, несмотря на почтенный возраст, набирал скорость до 80 километров час.

Двумя нерядовыми событиями отметился 1972 год. Вступила в эксплуатацию первая в области станция технического обслуживания автомобилей личного пользования. Она располагалась в районе Ново-Ленино и одновременно обслуживала 11 автомашин. Одностороннее движение началось по улицам центральной части Иркутска. Основной магистралью, в которую вливался весь поток автомашин, с тех пор стала улица Карла Маркса.

Пришла пора пробивать в городе подземные переходы. Первый проложили под улицей Байкальской, второй – на улице Лермонтова у политехнического института. А в феврале 1972 года была введена в действие первая очередь автоматической системы управления дорожным движением «Зеленая волна». С пульта управления так регулировалась работа светофоров, что поток транспорта при пересечении перекрестков не задерживался. Работа новой установки обеспечивала беспрерывное движение автомашин пока на одном участке – улице Советской. При вводе в строй всей указанной системы «Зеленая волна» пошла по улицам Декабрьских Событий, Карла Маркса и Ленина.

…и «плюс автомобилизация»

Помните знаменитую формулу? Вначале она звучала так: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны». Затем в 1950-е годы к ней прибавилось слово «химизация», а вскоре и «автомобилизация народного хозяйства».

На рубеже 1960–70-х годов в городе Тольятти Куйбышевской области на базе итальянского «Фиата» был построен и введен в эксплуатацию автозавод по выпуску 660 тысяч легковых автомобилей в год, и 1 июля 1973 года «Восточно-Сибирская правда» известила читателей: «Прибыла и началась продажа в Иркутске на станции технического обслуживания Восточно-Сибирского территориально-транспортного управления первой партии легковых автомобилей «Жигули» моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. До конца года таких машин поступит в область более трех тысяч, а в последующем их станет гораздо больше. Поэтому в областном центре будет построена еще одна станция техобслуживания на 50 мест. Появятся они и в других городах Прибайкалья».

«Жигули» – «однерка»

К тому времени, кроме легковых автомобилей, на улицах Иркутска больше стало автобусов, в том числе за счет отечественных «ЛАЗов» и «Икарусов» производства Венгерской Народной Республики. В 1975 году открылось регулярное пассажирское сообщение между Иркутском и городом Зима, и это был 51-й и самый дальний населенный пункт, куда ежедневно уходили автобусы из областного центра.

М-72

Увеличилось также количество грузового автотранспорта. В Советском Союзе, помимо Москвы и Горького, были построены и действовали заводы по выпуску грузовиков в столице Белоруссии Минске, Кременчуге (Украина), Кутаиси (Грузия), Набережных Челнах в Поволжье, Миассе на Урале и в других местах.

Маленькая «Волга» – «Москвич-402»

Однако полная автомобилизация в стране произошла после смены общественно-политического и социально-экономического строя. Короче говоря, с приходом капитализма. Уже в конце 1990-х годов, согласно официальной статистике, в Прибайкалье каждая третья семья имела «четырехколесного друга». Так, в Шелехове на 1000 человек приходилось 174 автомобиля, в Иркутске и Ангарске – 170 и 169 соответственно.

НАМИ 1927 года

Сегодня в личном пользовании жителей областного центра насчитывается свыше 200 тысяч авто. В подавляющем большинстве это иномарки.

Что касается общественного автотранспорта, то в Иркутске функционирует 44 автобусных маршрута, и только в пользовании муниципального предприятия «Иркутскавтотранс» находится более 200 автобусов, в том числе 40 новейших отечественной марки НефАЗ. Кроме того, маршрутные такси обслуживают горожан больше чем по 40 маршрутам.

Следующим видом транспорта в Иркутске после речного, сухопутного (гужевого, затем автомобильного) стал железнодорожный

20 1

Известный факт: первый по стальным рельсам поезд прибыл на берега Ангары 16 августа 1898 года. И с того момента, учитывая наличие мощной судоходной реки и рядом Байкала, колесных трактов – Московского и далее по часовой стрелке Александровского, Якутского, Байкальского и Кругобайкальского, город получил возможность развиваться как крупный на востоке страны транспортный узел. Поэтому логичным было принятое в 1934 году решение организовать в качестве межрегиональной управленческой и хозяйственной структуры Восточно-Сибирскую железную дорогу с центром именно в Иркутске. Достаточно сказать, что и сегодня в его границах находится пять станций Транссибирской магистрали – Батарейная, Иркутск-Сортировочный (раннее Иннокентьевская, Иркутск-II), Военный городок, Иркутск-Пассажирский (Иркутск-I), Кая и шесть остановочных пунктов пригородного пассажирского сообщения – Горка, Компрессорная, Заводская, Иркутный мост, Академическая, Мельниково.

Но вернемся к довоенному времени.

1937 год

3 января. 380 тысяч вагонов при задании 311 тысяч, выполнив план на 122,3 процента, погрузила в 1936 году Восточно-Сибирская железная дорога. Ныне коллектив мобилизован на дальнейшее выполнение заданий по погрузке, выгрузке, быстрое и бесперебойное продвижение поездов, особенно порожняка и угольных маршрутов.

23 мая. Переводится на летнее расписание с 25 мая движение пассажирских поездов на железных дорогах страны. По станции Иркутск-I будут проходить поезда №1/2 Владивосток – Москва – Негорелое, № 41/42 Владивосток – Москва, № 43/44 Хабаровск – Москва, № 97/98 Владивосток – Тула, а также отправляться поезда местного формирования в Ленинград, Тулун, Черемхово, Улан-Удэ, до станции Байкал.

– Сдана в печать карта Восточно-Сибирской железной дороги. На ней Иркутск и столица Бурят-Монгольской автономной республики Улан-Удэ отмечены особо. Также на карту нанесены шесть других городов и десять крупных районных центров, расположенных на линии железной дороги, и 20 населенных пунктов, хотя и удаленных, но пользующихся ею. Кроме того, указаны 22 главные пристани на Байкале, Ангаре и Лене, через которые поступают грузы на ВСЖД. Сама же она представлена всеми 89 остановочными пунктами.

4 августа. К высшей мере уголовного наказания – расстрелу – осуждены 182 работника Восточно-Сибирской железной дороги и железной дороги имени Молотова с управлением в Чите. На прошедшей в Иркутске выездной сессии Военной коллегии Верховного Суда СССР они признаны участниками и руководителями антисоветской террористической и шпионско-диверсионной организации троцкистов и правых, состоящих на службе у японской разведки. Приговор приведен в исполнение.

30 декабря. Неудовлетворительно работает Восточно-Сибирская железная дорога. Систематически не выполняется государственный план погрузки и выгрузки и другие измерители. Поезда продвигаются по дороге чрезвычайно медленно. В работе отдельных участков много брака.

1938 год

30 июля. «Выведем Восточно-Сибирскую железную дорогу на первое место!» – с таким призывом ко всем труженикам магистрали обратился коллектив узла Иркутск-II. Так, машинисты депо взяли обязательство водить поезда на участке Черемхово – Иркутск-II весом 1500 тонн, а от Иркутска-II до Слюдянки – весом 3 тысячи тонн.

6 октября. Первые восемь паровозов серии ФД нового выпуска прибыли на ВСЖД. Их мощность значительно превышает мощность паровозов, работающих сейчас на дороге. Так, сила тяги ФД больше силы тяги паровоза ЭМ на 37 процентов и СО – на 28 процентов. Кроме того, конструкция нового локомотива такова, что подача угля у него производится механически.

29 ноября. Заняла прочно последнее место среди дорог страны по основным показателям в октябре этого года Восточно-Сибирская железная дорога. И в ноябре был редкий день, когда она сходила с 40-го места. Сейчас составы по ВСЖД вместо 600 километров в сутки идут 480, по погрузке планы выполняются на 85 процентов, по выгрузке – на 81.

1939 год

14 августа. Буквопечатающие аппараты – телетайпы – установлены на грузонапряженных станциях ВСЖД Иркутска-II и Черемхово. С их помощью осуществляется быстрая расшифровка составов. Станции задолго до их прибытия знают о роде груза, о том, какой вагон куда надо поставить.

10 ноября. Три тысячи жизнерадостных, счастливых детей с веселыми песнями заполнили 8 ноября иркутский стадион «Динамо». Здесь состоялось открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги. В три часа дня ее начальник 15-летний Боря Богоявленский, начальник станции Юра Кудрин и другие юные железнодорожники занимают свои места, и первый поезд отправляется в путь.

27 ноября. За достижения в деле улучшения работы Восточно-Сибирской железной дороги и успешное выполнение специальных заданий правительства указом Президиума Верховного Совета СССР награждена большая группа работников дороги, в том числе орденом Ленина – четыре человека, орденом Трудового Красного Знамени – семь, «Знак Почета» – восемь, медалью «За трудовую доблесть» – 15, «За трудовое отличие» – 18.

1940 год

27 января. Закончилась постройка на привокзальной площади железнодорожной станции Иркутск-I трехэтажного каменного здания отделения перевозки почты. В нем уже приступили к сортировке писем, бандеролей, посылок. В здании будет размещено одно из почтовых отделений города.

«Аннушки», огнеметы, поезда с подарками на фронт

«Транспорт – родной брат Красной армии, и от нас требуется железная дисциплина, организованность, готовность перенести все тяготы, чтобы в жестокой схватке с врагом победить его», – эти слова звучали рефреном на митингах и собраниях, которые прошли сразу после объявления войны во всех подразделениях иркутского железнодорожного узла. И главной задачей их коллективов с первых дней явился беспрепятственный пропуск на запад «Аннушек» – поездов с техникой и военнослужащими и одновременно быстрая разгрузка прибывающих на восток составов с оборудованием и работниками эвакуированных предприятий.

С большой ответственностью в самый тяжелый начальный период войны железнодорожники Восточно-Сибирской магистрали отнеслись к поручению наладить для фронта производство боеприпасов и даже оружия. Например, в декабре 1941 года по заказу Главного военно-химического управления Красной армии электромеханические мастерские, паровозное и два вагонных депо Иркутска приступили к изготовлению ранцевых огнеметов РОКС-2.

Поручение оказалось под силу этим трудовым коллективам, так как к тому времени они, а также коллективы депо на других крупных станциях освоили выпуск почти 200 видов запасных частей, в том числе для подвижного состава – паровозов и вагонов. Более того, чтобы помочь колхозам и машинно-тракторным станциям в ремонте тракторов, комбайнов, сеялок, жаток железнодорожники оборудовали поезд-мастерскую, снабдив его электростанцией, сварочными аппаратами, станками, слесарными инструментами. Другой поезд – баню на колесах – дорога сформировала для воинов Красной армии. Он состоял из восьми вагонов, и в них разместились сама баня с дезокамерой, прачечная, клуб, электростанция.

Этот банно-гигиенический комплекс включили во второй эшелон с подарками от жителей Прибайкалья бойцам действующей армии в феврале 1942 года. А первый отбыл на фронт еще в декабре 1941, и в нем было 20 вагонов с продовольствием, теплой одеждой и лыжами, и столько же вагонов с гостинцами от жителей соседней Бурят-Монгольской АССР.

Еще два поезда с продуктами питания, многими десятками тысяч индивидуальных подарков, сердечными письмами сибиряков отрядились туда, где решалась судьба войны, в апреле и октябре того же 1942 года.

А когда Красная армия по всем фронтам перешла в наступление, предприятия дороги собрали и направили в помощь освобожденным от оккупантов районам страны целый штат дистанции связи с полным набором необходимой оснастки, а также оборудование для двух линейных станций, цехов паровозного депо, больше десятка путевых будок, несколько эшелонов со стройматериалами.

14 мая 1944 года на имя начальника ВСЖД М. Сычева была получена телеграмма от И. Сталина: «Прошу передать работникам Восточно-Сибирской железной дороги, собравшим 6 миллионов 409 тысяч 617 рублей на строительство танковой колонны «Иркутский железнодорожник», мой братский привет и благодарность Красной армии».

На мирные рельсы         

Не успела закончиться война с Германией на западе и Японией на востоке, как развернулись работы по реконструкции Восточно-Сибирской магистрали. На ряде участков верхнее строение пути переводилось на более устойчивый щебеночный и гравийный балласт с заменой шпал и укладкой полученных по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки рельсов тяжелого типа. Укреплялись мосты и другие искусственные сооружения. От Тайшета до станции Байкал была внедрена автоблокировка, а на участке Байкал – Слюдянка – сигнализация, контролирующая работу машиниста локомотива и приходящая ему на помощь при приближении к опасному месту.

В итоге на дороге почти в полтора раза увеличились грузоперевозки, значительно повысились скорость и вес поездов. Лучшие машинисты, например локомотивного депо Иркутска-II, тягой одного паровоза стали водить грузовые составы с невиданным ранее весом – более четырех тысяч тонн. Станцию Иркутск-I включили в новый на сети дорог страны вид перевозок – контейнерный, и все больше в областной центр стало прибывать контейнеров, груженных всевозможной промышленной продукцией, и отсюда отправляться продукция местных предприятий. Появились на магистрали и специализированные поезда по перевозке скоропортящихся грузов – рефрижераторы, а также цельнометаллические пассажирские вагоны взамен вагонов с деревянными кузовами на стальной раме.

Хотя в войну дальние пассажирские перевозки были полностью прекращены, пригородное сообщение сохранилось и даже стало более интенсивным. По введенному в начале января 1942 года новому расписанию на участке от Иркутска-I до Суховской ежедневно курсировали две пары поездов, до Батарейной – также две, а до Иркутска-II – десять.

В мае 1945 года в областном центре на улице Урицкого в доме № 2 начала работать городская железнодорожная пассажирская касса, которая вначале вела предварительную продажу билетов на поезда местного формирования, а затем и на транзитные. К тому времени был снова введен в оборот довоенный курьерский поезд № 7/8 Москва – Владивосток. Кроме того, в ходу были скорые поезда от столицы до Владивостока (или Хабаровска, Читы, Иркутска в разные дни недели) и Новосибирск – Владивосток, пассажирские Челябинск – Владивосток, из Иркутска до Нижнеудинска, Зимы, Наушек, пригородные из Иркутска-I до Иркутска-II, Мегета и Китоя.

  • Данная серия публикаций подготовлена на основе изданных в 2015 и 2022 годах авторских книг «Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937–1981 годы» и «Время строкой ТАСС. Летопись Иркутской области. 1981–2011 годы». Если есть желание приобрести их, можно обратиться по телефону 8-904-114-02-41.

  • Расскажите об этом своим друзьям!