ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Владимир ХОДИЙ   
19 Мая 2023 г.
Изменить размер шрифта

Вторым видом транспорта, которым изначально можно было попасть в Иркутск, знамо дело, был гужевой. Но с конца XIX века его постепенно стал вытеснять автомобильный транспорт. Их конкуренция на дорогах и улицах населенных пунктов усилилась в 1930-е годы, когда в Москве и Горьком по лицензиям американских фирм «Автокар» и «Форд Мотор» вступили в строй заводы-гиганты ЗИС и ГАЗ, начавшие в массовых сериях выпускать отечественные грузовые и легковые машины.

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Ранее:

И вот какая картина с автотранспортом сложилась в главном городе Прибайкалья накануне Великой Отечественной войны.

1937 год

6 января. Приступает к регулярной работе в областном центре грузопассажирское такси треста «Иркомтранс». Оно будет подаваться ко всем прибывающим на железнодорожную станцию Иркутск-1 пассажирским поездам. Такси работает круглосуточно.

8 января. Начала функционировать новая автобусная линия в Иркутске. Ее маршрут: Пролетарская площадь – Центральный рынок – Русиновская – 7-я Советская. Автобус курсирует с 7 часов утра до 12 ночи.

6 февраля. Идя навстречу запросам трудящихся, живущих на окраинах города, трест «Иркомтранс» начал ежедневную подачу автобусов к драмтеатру и цирку перед концом спектаклей по предварительным коллективным заявкам. Автобусы пойдут по направлениям: железнодорожный вокзал, предместье Марата, предместье Рабочее, аэропорт, Красные казармы, улица Русиновская (гора).

18 мая. Перевозку пассажиров на автомобилях по линии Иркутск – Байкал (Лиственничное) накануне выходных и в выходные дни начал Восточно-Сибирский автогужтрест. В подвыходные дни отправление в 17 часов, возвращение в Иркутск в 23 часа, в выходные – отправление в 9 часов, возвращение – в 22.

1938 год

18 января. Десять автобусных шасси ЗИС-5 получил исполком Иркутского городского совета, и сейчас кузова для них изготовляются на авторемонтном заводе. Первый 20-местный автобус уже готов, и через месяц выйдут на линию остальные. Они будут курсировать от железнодорожного вокзала до Красных казарм, Русиновской улицы, поселка Жилкино и по другим маршрутам.

12 июля. Пять машин такси советской марки М-1 получил областной центр. Только за вторую половину июня ими перевезено 3 600 пассажиров.

14 ноября. Два новых автобусных маршрута открываются в Иркутске. Один из них соединит железнодорожный вокзал с поселком Жилкино, другой – с Красными казармами через улицу Омулевского.

1940 год

12 апреля. Регулярное пассажирское сообщение по маршрутам Вокзал – Предместье Марата, Вокзал – Рабочее предместье, Вокзал – Аэропорт и Вокзал – Лисиха открыла Иркутская городская автотранспортная контора. Курсируют грузопассажирские такси по заказу в любом направлении в черте города круглые сутки и легковые такси – с 8 утра до 1 часа ночи в черте города по хорошей дороге. Междугороднее сообщение осуществляется из Иркутска в Усть-Орду, Качуг, Олонки и Большую Речку.

«Эх, дороги…»

Еще до начала войны в Иркутске сформировалась крупная база грузового автотранспорта, принадлежавшего различным ведомствам, объединенных одной задачей – доставкой грузов на север области и в Якутию. Особенно большой объем перевозок осуществляло Ангаро-Ленское управление всесоюзного треста «Золототранс». Грузы принимались на железнодорожной станции Иркутск-1 и автотранспортом по Якутскому тракту доставлялись в Качуг и далее до Жигалово, а также по Ангаре – летом речным транспортом, зимой по льду – до Заярска и затем сухопутным Ангаро-Ленским трактом в Усть-Кут.

Автомобилисты трудились по-фронтовому – активно искали и находили разные способы увеличения объемов и ускорения перевозки грузов тем, кому они были адресованы. Например, изготовили 60 санных прицепов к машинам ЗИС-5. Прицеп представлял собой обычный автомобильный кузов, поставленный на металлические сани, снабженные системой механизмов для автоматического предотвращения раскатов и заносов. Это дало возможность по ледовым дорогам, а это еще и участок реки Лены от Качуга до Жигалова, увеличить вдвое грузоподъемность каждого «трехтонника». Потом к автомобилям начали подводить не один, а два прицепа. И такие своеобразные автопоезда курсировали группами. А по Ангаре однажды ушла на север колонна из 62 грузовиков.

Другое внедренное новшество – переоборудование стандартного бензинового авто на газогенераторный. Причем переоборудование осуществлялось деталями самой этой машины с небольшими изменениями. Также по опыту «Дальстроя» на Иркутском авторемонтном заводе «Золототранса» к ЗИС-5 стали подводить третью ось, что позволяло повысить грузоподъемность самого автомобиля до пяти тонн.

Иркутский автосборочный завод

Этот завод начинал с авторемонтных мастерских треста, которые располагались в небольшом гараже на улице Софьи Перовской, потом переместились в предместье Марата на улицу Красного резерва (ныне улица Петрова), где получили не только новые площади, но и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). Кроме ремонта грузовиков, он с использованием узлов от списанных машин строил автоприцепы разных моделей и автоцистерны. А, к примеру, в плане завода на 1937 год значилось изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест и внешне напоминавших московские серийные ЗИС-8. Большинство автобусов предназначалось для перевозки рабочих на золотых приисках.

08 3

К началу войны коллектив ЦАРЗа набрал такого опыта и мастерства, что только в 1941 году вернул в строй 454 автомобиля ЗИС-5 для нужд фронта и тыла, а с ноября 1942 года полностью перешел на выполнение заказов по ремонту этих машин для Красной армии. Со следующего года началось восстановление автомобилей других марок – «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, позднее – ГАЗ-67Б.

Детище послевоенной пятилетки

Еще не наступил день Победы, как на высшем государственно уровне было принято решение построить в Иркутске автосборочный завод. Имелось в виду, что вначале на нем будет вестись сборка поступающих в нашу страну по ленд-лизу через Тихий океан и Владивостокский морской порт американских автомашин, а затем отечественных.

ЗИМ

«Победа»

Далее доверимся газетной хронике.

1945 год

11 июля. Сдана в эксплуатацию первая очередь Иркутского автосборочного завода. За 50 дней строители и монтажники реконструировали авторемонтный завод и установили сложное конвейерное оборудование.

7 сентября. На базе реконструированного авторемонтного завода в Иркутске начал действовать автосборочный завод. Его продукция – поступающие по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки автомобили «Студебеккер», «Форд» и «Додж».

1946 год

19 апреля. Иркутский автосборочный завод, сообщил его директор тов. Фомин, в ближайшее время будет выпускать автоприцепы, но уже с 1948 года развернет массовый выпуск автомашин самых современных марок – трех с половиной тонных ЗИЛ-150 и двух с половиной тонных ГАЗ-51.

27 апреля. На новом месте в Иркутске началось сооружение автосборочного завода. В районе поселка Мельниково он займет площадь в 24 гектара, а его основные цехи – 15 тысяч квадратных метров. Сейчас заканчивается возведение двух пролетов главного корпуса, на 50 процентов выведены стены деревообрабатывающего цеха. Завод связан железнодорожной веткой со станцией Иркутск-1. Одновременно со строительством нового старый автосборочный завод в мае приступит к изготовлению автоприцепов для перевозки длинномерных грузов.

1947 год

18 ноября. Досрочно выполнил годовой план Иркутский автосборочный завод (директор А. Ежевский). Восемь раз в течение года его коллективу присуждались всесоюзные премии ВЦСПС и Министерства автотракторной промышленности. До конца года завод обязался выпустить еще 700 автоприцепов.

24 апреля. Детище послевоенной пятилетки – автосборочный завод – должен вступить в строй до конца нынешнего года в пригороде Иркутска Мельниково. Это будет одно из крупнейших предприятий области. Его продукция – автомашины ГАЗ-51 грузоподъемностью в 2,5 тонны и ЗИС-150 – в 3,5 тонны. Их основные узлы будут поступать из Москвы и Горького, а кабины кузова и детали крепления завод намерен изготовлять сам.

4 августа. Иркутский автосборочный завод к 1 сентября этого года по решению Совмина СССР и постановлению бюро обкома ВКП(б) должен полностью перебазироваться на новое место и к 31-й годовщине Октября собрать и выпустить первую партию грузовых автомашин ГАЗ-51, не снижая выпуска автоприцепов.

1951 год

18 февраля. Взбегают на пригорок и неожиданно сменяются двухэтажными домами, отделанными лепными украшениями, маленькие домики 4-й Железнодорожной улицы в Иркутске. Совсем недавно здесь тянулся пустырь с жесткой клочковатой травой, а сейчас в красивых желтых, белых, голубых домах живут рабочие, служащие, инженерно-технические работники автосборочного завода.

На основании решения Совета Министров СССР от 8 декабря 1952 года Иркутский автосборочный завод был переименован в предприятие «Почтовый ящик № 709», а в конце февраля следующего года – в Иркутский завод «Радиоприемник».

Есть статистика: за неполных два года с конвейера автосборочного завода сошло 1 555 американских «Студебеккеров» и столько же вместе «Фордов» и «Доджей». После этого предприятие перешло на выпуск одноосных прицепов, и в 1947 году их было произведено более трех тысяч. Потом началась сборка автомобилей ГАЗ-51 из узлов, поступавших из Горького. В первый год завод выпустил около 2000 машин, на следующий предприятие вышло на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки, причем кузова и элементы кабины иркутяне производили сами. В 1951 году было собрано 9 458 автомобилей и 7 953 автоприцепа.

  • Данная серия публикаций подготовлена на основе изданных в 2015 и 2022 годах авторских книг «Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937–1981 годы» и «Время строкой ТАСС. Летопись Иркутской области. 1981–2011 годы». Если есть желание приобрести их, можно обратиться по телефону: 8-904-114-02-41.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?