ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Профессия дальнего действия

Ветераны иняза: профессор Н. М. ЛАПТЕВ, профессор В. П. ЯГОВКИН   
01 Октября 2023 г.
Изменить размер шрифта

 

Есть в центре Иркутска «колонный дворец», на фронтоне которого надпись – Институт иностранных языков. У иркутян он получил краткое название – иняз, да и в историю города вошел под этим именем. Открыт он был в сентябре 1948 года и сегодняшний сентябрь у него – юбилейный. В качестве подарка родному инязу мы и посвящаем ему данную публикацию.

Профессия дальнего действия

А начиналась его история так. После Великой Отечественной войны Сибирь становится крупной индустриальной базой страны. Строятся не только промышленные предприятия, но и новые города и поселки. А в них, конечно же, школы. Острая нехватка педагогических кадров, особенно учителей иностранных языков, вынудила руководство Иркутской области обратиться в Совет Министров СССР с просьбой – открыть в Иркутске педагогический институт иностранных языков. Решение Совмина было положительным, и 4 января 1947 года оно было подкреплено соответствующим постановлением.

В центре Иркутска к сентябрю 1948 года для студентов открыл двери второй в Иркутске педагогический институт ИГПИИЯ – Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков, который стал готовить учителей иностранных языков не только для школ Иркутской области, но и для всей Сибири.

Иркутский иняз возник не на голом месте. Базой для него послужил факультет иностранных языков Иркутского педагогического института, а первым ректором нового вуза был назначен декан исторического факультета Валентин Иванович Демидов, который руководил инязом с 1948 по 1953 год.

На начальном этапе работы института проблем было много, и решались они трудно. Для первых 150-ти студентов не хватало учебников и методических пособий. Библиотека иняза собиралась буквально по крохам: часть книг поступила из библиотеки пединститута и личных библиотек преподавателей. Некоторые учебники (общественного цикла) студенты приобретали сами. У истоков библиотечного фонда иняза стояли настоящие библиофилы: С. Д. Файбушевич и Н. Я. Баранникова.

Формирование преподавательского коллектива проходило также трудно. Часть преподавателей была переведена в иняз из пединститута, а несколько педагогов были приглашены из Москвы, Ленинграда и вузов Иркутска. В начале первого учебного года на трех факультетах: английского, немецкого и французского языков к преподавательской работе приступили 34 человека. Но уже через год их было 76, а студентов-первокурсников – 330 человек.

Среди тех, кто начинал учить студентов иностранным языкам, следует назвать М. Н. Аккерман, А. Н. Гуцоль, Л. Ф. Егорченкову, Е. А. Тополюк, Т. В. Фадееву. Всех педагогов трудно перечислить в данной публикации, но многих мы помним и гордимся ими. Особой памяти и уважения заслуживает профессор – лингвист Оскар Христианович Цахер. Он был первым, кто начал подготовку кандидатов наук – лингвистов для иняза.

В середине пятидесятых годов стали заметны и первые успехи. Они были связаны с деятельностью нового ректора института Александра Ивановича Дулова, фронтовика, награжденного многими боевыми наградами. Продолжая дело первого ректора, он стремился улучшить материально-техническую базу и методическую основу преподавания. При его руководстве (он возглавлял вуз с 1953 по 1958 г.) широко использовались студентами подготовленные преподавателями методические пособия и рекомендации, проводились научно-методические конференции преподавателей с публикацией тезисов докладов и научных работ в журнале «Иностранные языки в школе». Важным событием в жизни иняза было открытие заочного отделения. Рос научный потенциал вуза. В 1954 году была открыта аспирантура по специальности «Немецкий язык». Первыми аспирантами были Н. В. Дресвянская и Р. Г. Султанова. Аспирантами руководил О. Х. Цахер. Привлекались к научной работе и лучшие студенты. В инязе было создано студенческое научное общество. Первым председателем СНО была студентка второго курса факультета английского языка, отличница учебы Лия Ковалева, ставшая позднее доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки.

Таким образом, за первые 10 лет своего существования коллектив вуза прошел самый, пожалуй, трудный участок своего пути – период становления.

В 60–70 годы ректором стал участник гражданской войны в Испании (1936–1939), участник Великой Отечественной войны, выпускник Ленинградского института иностранных языков, доцент Николай Павлович Карпов. Он остался в памяти преподавателей и студентов не только как замечательный преподаватель, знающий испанский и французский языки, но и как строитель нового здания иняза. Именно при нем началось строительство нового учебного корпуса, которое завершилось в 1973 году. Напомним, что постройка осуществлялась в условиях огромного дефицита стройматериалов, и их надо было «доставать». Все эти годы, как отмечали сослуживцы, ректорат был штабом стройки, а ректор, как «прораб», возглавлял этот штаб. Но зато когда состоялось «новоселье», студенты и преподаватели института получили в свое распоряжение 76 новых аудиторий и лингафонных кабинетов, прекрасную столовую, актовый и спортивный залы. А еще при Николае Павловиче было построено общежитие для студентов и жилой дом для преподавателей.

Кроме строительных забот, в центре особого внимания ректората была качественная подготовка преподавательского состава. В 1969 году в институте по инициативе ректора учреждена должность проректора по научной работе, а первым проректором по науке стала доцент Р. Г. Султанова. Под ее руководством был кратно увеличен прием в аспирантуру ИГПИИЯ, а лучшие молодые преподаватели института направлялись на учебу в центральные вузы страны. Эти меры вскоре принесли отличные результаты. Только за период с 1969 по 1974 год были защищены 42 кандидатские диссертации.

Н. П. Карпов был не только отличным организатором, но и крупным ученым-методистом. Он участвовал в научно-методической работе и стал автором единственной в то время в стране «Фонетики испанского языка», а также руководил научными исследованиями по экспериментальной фонетике испанского и французского языков.

В 60–70-е годы в институте активно работали партийная, комсомольская, профсоюзная и другие общественные организации, общество «Знание», добровольная народная дружина, штаб студенческих строительных отрядов. В этот же период был создан факультет общественных профессий (ФОП), на котором вторую специальность получили свыше 500 студентов. Студенты и преподаватели вуза гордились достижениями спортсменов, имеющих высокие спортивные результаты и звания.

Среди них: Нелли Абрамова, заслуженный мастер спорта, призер Олимпийских игр в Токио по волейболу, неоднократная чемпионка СССР, О. В. Поспелов – заслуженный тренер РСФСР по волейболу, М. Я. Ульянова – мастер спорта по пулевой стрельбе, чемпионка СССР, И. П. Щапова – почетный мастер спорта по конькобежному спорту, В. Л. Клыпин – мастер спорта, судья всесоюзной категории по конькобежному спорту. В этот период в институте на высоком уровне находилась художественная самодеятельность, и ее коллектив занимал призовые места на городских смотрах, а выпускница иняза Аида Ведищева была одной из популярных певиц советской эстрады.

Но «золотым фондом» вуза стали те его выпускники, которые отдавали и отдают в настоящее время свои знания, свою любовь ученикам школ, гимназий, студентам вузов и колледжей. И имя им – легион! По данным департамента образования Иркутской области, иняз подготовил свыше 20 тысяч учителей иностранных языков, которые трудятся во всех уголках России. Многие из них имеют высокие звания «заслуженный учитель Российской Федерации», «отличник народного просвещения», «почетный работник образования». Только в Иркутской области такими высокими званиями обладают свыше ста учителей иностранных языков. Их, конечно, невозможно даже просто перечислить, но «Звезд первой величины» мы постараемся назвать.

На первом месте среди них мы бы поставили Эмму Павловну Тюкавкину. Она, выпускница нашего института первого выпуска, была по распределению направлена в Читинскую область для работы учителем иностранного языка. Свыше 20-ти лет она успешно работала в Читинском пединституте в должностях преподавателя, заведующей кафедрой, декана, проректора по учебной работе. В 1976 году была назначена ректором иняза и руководила им четверть века – до 2001 года. За этот срок в институте произошли значительные перемены как в материально-технической базе, так и в организации учебного и научного процесса.

Поскольку увеличилось количество обучающихся в вузе студентов, строились новые общежития, а десятки семей преподавателей получили новые квартиры. В учебном корпусе появились компьютерные кабинеты, открыто свое научное издательство. Были проведены некоторые изменения в структуре вуза и открыты новые специальности. В 1995 году были образованы международный факультет и факультет восточных языков, вследствие чего укрепились связи с Францией, Италией, Китаем, Кореей и Вьетнамом. Все это повысило значимость его как регионального научно-методического центра. По ходатайству ректора, профессора Э. П. Тюкавкиной, в 1996 году иняз был преобразован в Иркутский государственный лингвистический университет (ИГЛУ). С изменением статуса нашего вуза в нем были открыты новые специальности и произошли качественные изменения в учебно-воспитательном процессе.

Следует отметить, что преподавательский коллектив был хорошо подготовлен к работе по новым программам. В 1998 году из 350 преподавателей 43 % имели ученые степени и звания, а 80 из них были награждены знаком «Отличник народного просвещения РСФСР». Их тоже всех не перечислить, но самых выдающихся мы назовем: Л. М. Ковалева, К. Л. Мурай, Ю. М. Малинович, М. В. Малинович, А. Е. Погребенко, Т. А. Стефановская, В. А. Шерстеникина.

В XXI век ИГЛУ вступил с надеждой на укрепление и расширение международных связей и контактов, на рост студенческого и преподавательского состава. Новый ректор университета, профессор Григорий Дмитриевич Воскобойник стремился продолжить дела своих предшественников по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов. При нем были открыты новая специальность – «Документоведение и документационное обеспечение управления», а также гуманитарно-педагогический факультет. Расширялись и укреплялись международные связи вуза как с европейскими, так и с азиатскими странами. Продолжал активно работать при нашем университете единственный в Сибири и на Дальнем Востоке Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. И с 2001 по 2016 год в нем защитили кандидатские и докторские диссертации 148 преподавателей названного региона. В начале нового века в ИГЛУ обучались 4 000 студентов по 14 специальностям, в нем изучалось 12 иностранных языков.

Но Россия в этот период уже галопом скакала «в капитализм», и началась коммерциализация высшего образования. Возникли сотни коммерческих вузов, а госбюджетные университеты получили право принимать и обучать студентов на платной основе. О прежнем конкурсном наборе уже никто не вспоминал. В вузы стали принимать всех желающих – у кого есть деньги. Это не могло не сказаться на качественном составе студентов, а в конечном счете и выпускников.

Министерство образования и науки решило «навести порядок» в своем хозяйстве, и в 2012 году осуществило мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений. По результатам мониторинга ИГЛУ оказался в числе вузов, имеющих признаки неэффективности, и мы теряли право оставаться самостоятельным вузом. Москва лишила нас самостоятельности, не дав нам возможности исправить пункты неэффективности. Коллективу университета была предложена альтернатива: либо мы становимся факультетом Иркутского государственного университета, либо филиалом Московского государственного лингвистического университета в качестве института. Мы выбрали последнее и с 2014 года получили новый статус – «Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета» (ЕАЛИ МГЛУ). В этом формате мы просуществовали два года. В 2016 году Москва от нас отказалась, и ЕАЛИ был присоединен к Иркутскому государственному университету в качестве факультета иностранных языков.

В настоящее время вся материально-техническая база передана в Иркутский госуниверситет, а факультет иностранных языков является составной частью «Института филологии, иностранных языков и медиевистики» – ИФИЯМ. Многие иркутяне не знают, что это такое, и просят водителей пассажирских автобусов: «Остановите, пожалуйста, у иняза».

  • Расскажите об этом своим друзьям!