ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Моя Марусечка» и другие... Черемховский драматический театр на фестивале имени Вампилова

Записала Мария Евстратова   
15 Октября 2015 г.
Изменить размер шрифта

X Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова дал возможность увидеть иркутянам и гостям Иркутска, как артисты из разных городов и стран играют всем известные и совершенно незнакомые ранее спектакли. Черемховский драматический театр им. В. П. Гуркина выступил со спектаклем А. Васильевой «Моя Марусечка», тёплым, искренним, интересным... Директор театра Андрей Витальевич Ефимов, а также режиссёр спектакля, заслуженная артистка России Татьяна Уфимцева ответили на ряд вопросов.

– Почему для участия в Международном театральном фестивале современной драматургии им. А. Вампилова выбрали именно «Мою Марусечку»?

А. В.: Всегда проблема найти достойную, качественную с художественной точки зрения, сценичную, созвучную времени, без чернухи и страшилок современную пьесу в репертуар театра. В этом смысле «Моя Марусечка» – материал благодарный и благородный: история маленького человека, внутренне интеллигентного, не раздавленного сволочной жизнью, несправедливостью мироустройства, равнодушием окружающих. Наоборот, сохранившая внутренний стержень, добро и свет в душе своей, не обозлившаяся, принимающая людей такими, какие они есть, откликающаяся на их боль...

Т. У.: Меня всегда трогала история «маленького человека». Прочитав повесть, я подумала, что ею можно заинтересовать и зрителя. Люди откликаются на простоту и искренность. Эту светлую интонацию я и постаралась найти в спектакле, плюс юмор, который есть в тексте, плюс яркий, образный язык героев. Что ещё нужно режиссёру? Это повесть о человеке, у которого есть совесть. Таких немало и среди нас.

– Как вам кажется, Марусечку можно «обвинить» в простоте, так скажем, в сверхдоброте, ведь она не берёт лишней копейки за свой труд?

А. В.: Вряд ли можно доброту мерить деньгами: сколько взяла или не взяла за работу? Но и в сверхпростоте героиню не уличить: она не наивная, не блаженная. Она знает (иногда даже сама пробует), как можно получить «навар». Другое дело, что внутри неё есть что-то (совесть? нравственные установки?), что не дает ей «наварить». Есть внутренний ограничитель «можно–нельзя». Просить нельзя. А дадут – возьмёт, спасибо скажет. При этом точно не обидит – ни просьбой, ни отказом. Главное – не обидит.

Т. У.: Если человек откликается на просьбы окружающих, хочет помочь – это что, редкость? Это нормально. Марусечка вовсе не так проста, как кажется. Она умна сердцем, очень хорошо понимает людские слабости и умеет их прощать, а кто из нас без греха? Она за свои услуги получает гроши, это да, но ведь богатый не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Марусечке и хватало бы, если б не адвокат, требующий неподъёмную сумму, в этом и конфликт. Я долго искала актрису, которая бы сумела просто и доверительно, без фальши рассказать о Марусечке. И я её нашла.

– Как вы думаете, много ли в настоящее время таких Марусечек?

А. В.: В жизни очень много людей, готовых откликнуться на чужую беду, отложить свои проблемы, чтобы помочь кому-то. Немало и честно работающих за копеечную зарплату, готовых принять сироту и ради него жизнь отдать. Даже соврать, чтобы любимая сестра на том свете не волновалась.

Т. У.: Александра Васильева, автор повести, писала её с конкретного человека, а значит, такие люди есть. Такой была моя бабушка, например. Я уже говорила, таких немало. Странно то, что это воспринимается как нечто исключительное.

– Вы говорили, что с театром выезжаете в разные деревни, посёлки со спектаклями. Возили ли вы «Мою Марусечку» кроме Иркутска куда-либо ещё за пределы вашего города?

А. В.: Так получилось, что премьера «Моей Марусечки» состоялась 8 мая 2015 года, а второй показ спектакля на зрителя состоялся на фестивале в Иркутске 24 сентября. Поэтому не только в деревни мы с ним не выезжали, но ещё и черемховцы его, собственно, не видели.

– Как Вам иркутский зритель?

А. В.: В этот раз мы впервые выступали на Камерной сцене театра им. Н. Охлопкова, но иркутяне хорошо знают черемховский театр по неоднократным его гастролям на сцене ТЮЗа им. А. Вампилова. Знают и всегда тепло встречают. Видимо, и нынче на показ пришли те зрители, которым черемховский театр интересен так же, как и сами артисты. Мы не почувствовали холода или непонимания. Зал был доброжелательный и благодарный, великодушный и понимающий. Мы были в чужом, неосвоенном пространстве, это иногда сбивало, мешало. Но мы не были чужими, спасибо за это иркутянам.

– Был ли разговор с критиками по поводу «Марусечки»? Если да, то какими были их мнения?

А. В.: Критика на то и существует, чтобы делать замечания, возражать, советовать, предлагать что-то исправить. Но в целом спектакль критикой был принят с оценкой высокой. Можно об этом судить уже по тому, что наша встреча длилась почти четыре часа. А это значит, что есть предмет для разговора, повод для обсуждения. О плохих спектаклях долго не говорят – не о чем.

– Чем еще занимается театр, кроме постановок спектаклей?

А. В.: Самый большой проект черемховского театра – фестиваль памяти В. П. Гуркина «Театральная провинция». Первый состоялся осенью 2014 г. Следующий должен быть в сентябре–октябре 2016 г. И сегодня уже это большая забота театра о том, чтобы он состоялся и хорошо прошёл. Черемховская труппа в последние годы очень помолодела. Что хорошо уже тем, что это повод привлечь в театр и молодого зрителя. В планах театра – освоение В. Шекспира молодыми артистами для молодого зрителя. Кроме того, молодые рвутся в бой, пробуют себя и в режиссуре. Уже в ноябре артистка театра А. Быкова представит свою постановку в качестве режиссёра «Чёрное на белом». В декабре откроется Малая сцена театра, и там планируют свои режиссёрские опыты актёры нашего театра А. Чернов и Е. Куликова.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.