
X Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова дал возможность увидеть иркутянам и гостям Иркутска, как артисты из разных городов и стран играют всем известные и совершенно незнакомые ранее спектакли. Черемховский драматический театр им. В. П. Гуркина выступил со спектаклем А. Васильевой «Моя Марусечка», тёплым, искренним, интересным... Директор театра Андрей Витальевич Ефимов, а также режиссёр спектакля, заслуженная артистка России Татьяна Уфимцева ответили на ряд вопросов.
– Почему для участия в Международном театральном фестивале современной драматургии им. А. Вампилова выбрали именно «Мою Марусечку»?
А. В.: Всегда проблема найти достойную, качественную с художественной точки зрения, сценичную, созвучную времени, без чернухи и страшилок современную пьесу в репертуар театра. В этом смысле «Моя Марусечка» – материал благодарный и благородный: история маленького человека, внутренне интеллигентного, не раздавленного сволочной жизнью, несправедливостью мироустройства, равнодушием окружающих. Наоборот, сохранившая внутренний стержень, добро и свет в душе своей, не обозлившаяся, принимающая людей такими, какие они есть, откликающаяся на их боль...
Т. У.: Меня всегда трогала история «маленького человека». Прочитав повесть, я подумала, что ею можно заинтересовать и зрителя. Люди откликаются на простоту и искренность. Эту светлую интонацию я и постаралась найти в спектакле, плюс юмор, который есть в тексте, плюс яркий, образный язык героев. Что ещё нужно режиссёру? Это повесть о человеке, у которого есть совесть. Таких немало и среди нас.
– Как вам кажется, Марусечку можно «обвинить» в простоте, так скажем, в сверхдоброте, ведь она не берёт лишней копейки за свой труд?
А. В.: Вряд ли можно доброту мерить деньгами: сколько взяла или не взяла за работу? Но и в сверхпростоте героиню не уличить: она не наивная, не блаженная. Она знает (иногда даже сама пробует), как можно получить «навар». Другое дело, что внутри неё есть что-то (совесть? нравственные установки?), что не дает ей «наварить». Есть внутренний ограничитель «можно–нельзя». Просить нельзя. А дадут – возьмёт, спасибо скажет. При этом точно не обидит – ни просьбой, ни отказом. Главное – не обидит.
Т. У.: Если человек откликается на просьбы окружающих, хочет помочь – это что, редкость? Это нормально. Марусечка вовсе не так проста, как кажется. Она умна сердцем, очень хорошо понимает людские слабости и умеет их прощать, а кто из нас без греха? Она за свои услуги получает гроши, это да, но ведь богатый не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Марусечке и хватало бы, если б не адвокат, требующий неподъёмную сумму, в этом и конфликт. Я долго искала актрису, которая бы сумела просто и доверительно, без фальши рассказать о Марусечке. И я её нашла.
– Как вы думаете, много ли в настоящее время таких Марусечек?
А. В.: В жизни очень много людей, готовых откликнуться на чужую беду, отложить свои проблемы, чтобы помочь кому-то. Немало и честно работающих за копеечную зарплату, готовых принять сироту и ради него жизнь отдать. Даже соврать, чтобы любимая сестра на том свете не волновалась.
Т. У.: Александра Васильева, автор повести, писала её с конкретного человека, а значит, такие люди есть. Такой была моя бабушка, например. Я уже говорила, таких немало. Странно то, что это воспринимается как нечто исключительное.
– Вы говорили, что с театром выезжаете в разные деревни, посёлки со спектаклями. Возили ли вы «Мою Марусечку» кроме Иркутска куда-либо ещё за пределы вашего города?
А. В.: Так получилось, что премьера «Моей Марусечки» состоялась 8 мая 2015 года, а второй показ спектакля на зрителя состоялся на фестивале в Иркутске 24 сентября. Поэтому не только в деревни мы с ним не выезжали, но ещё и черемховцы его, собственно, не видели.
– Как Вам иркутский зритель?
А. В.: В этот раз мы впервые выступали на Камерной сцене театра им. Н. Охлопкова, но иркутяне хорошо знают черемховский театр по неоднократным его гастролям на сцене ТЮЗа им. А. Вампилова. Знают и всегда тепло встречают. Видимо, и нынче на показ пришли те зрители, которым черемховский театр интересен так же, как и сами артисты. Мы не почувствовали холода или непонимания. Зал был доброжелательный и благодарный, великодушный и понимающий. Мы были в чужом, неосвоенном пространстве, это иногда сбивало, мешало. Но мы не были чужими, спасибо за это иркутянам.
– Был ли разговор с критиками по поводу «Марусечки»? Если да, то какими были их мнения?
А. В.: Критика на то и существует, чтобы делать замечания, возражать, советовать, предлагать что-то исправить. Но в целом спектакль критикой был принят с оценкой высокой. Можно об этом судить уже по тому, что наша встреча длилась почти четыре часа. А это значит, что есть предмет для разговора, повод для обсуждения. О плохих спектаклях долго не говорят – не о чем.
– Чем еще занимается театр, кроме постановок спектаклей?
А. В.: Самый большой проект черемховского театра – фестиваль памяти В. П. Гуркина «Театральная провинция». Первый состоялся осенью 2014 г. Следующий должен быть в сентябре–октябре 2016 г. И сегодня уже это большая забота театра о том, чтобы он состоялся и хорошо прошёл. Черемховская труппа в последние годы очень помолодела. Что хорошо уже тем, что это повод привлечь в театр и молодого зрителя. В планах театра – освоение В. Шекспира молодыми артистами для молодого зрителя. Кроме того, молодые рвутся в бой, пробуют себя и в режиссуре. Уже в ноябре артистка театра А. Быкова представит свою постановку в качестве режиссёра «Чёрное на белом». В декабре откроется Малая сцена театра, и там планируют свои режиссёрские опыты актёры нашего театра А. Чернов и Е. Куликова.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
-
И снова май, девятое число...
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
-
И победителей судят. (Рассказ)
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
-
В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
-
Дед Осип. (Рассказ)
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
-
Чародей военных песен Арсений Долматовский
5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
-
Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
-
Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
-
Май, труд, профсоюзы
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
-
Вначале – Манька-Облигация
К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
-
Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
-
Тарифы «от Рыжика»
Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
-
«Самая страшная картина детства – казнь партизан»
Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
-
Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
-
Переправа
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
-
«Главное – работа, за которую не стыдно»
Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
-
Иван Львович Марков. Стихи
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
-
Сирота
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
-
Давайте уважать прошлое!
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
|