ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Лёгких дорог не искал

Олег СУХАНОВ, член Союза журналистов России   
02 Мая 2014 г.
Изменить размер шрифта

sssr

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда.

Текст Положения гласил: «звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъёму народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР». Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Первое награждение состоялось через год после учреждения награды: 20 декабря 1939 года звание Героя Социалистического Труда присвоено И. В. Сталину в честь его шестидесятилетия и «за исключительные заслуги в деле организации Большевистской партии, создания Советского государства, построения социалистического общества в СССР и укрепления дружбы между народами Советского Союза».

Позднее, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1940 года «О дополнительных знаках отличия для Героев Социалистического Труда» был установлен особый знак отличия— золотая медаль «Серп и Молот».

Рассказ о ветеране труда иркутянине Владимире Владике

Он был водителем тяжёлого «КрАЗа» в автоколонне № 3, к сожалению, которой сегодня нет, как и многих нужных транспортных предприятий. Но вернёмся к тому времени.

kraz1-03-05На все случаи жизни ум и доброту не займёшь: в человеке эти качества от природы бывают заложены. Люди выполняют работу – мастера одинаковой квалификации, но попробуй иногда разберись – кто лучше? Не сразу и определишь. Время – главный испытатель: кто в труд своё уменье и душу вложил, того работа на долгие годы прославит, а когда признают – держись: с тебя уже спрос особый.

Владимира Валерьевича не отличишь от всей шофёрской братии. И товарищи его просто звали, по созвучной с именем фамилии – Владик. Такое обращение как-то с душой и с уважением получается.

...Субботний солнечный день только обозначался, когда Владик шагал привычным маршрутом к проходной автохозяйства. Люди, несмотря на ранний час, спешили к первой электричке на станцию Иркутск-Сортировочный: она здесь рядом. Пухлые рюкзаки и сумки с запасом на два выходных дня. Встречные знакомые здоровались с шофёром, он отвечал на приветствия, желал удачи рыболовам, а они ему лёгких дорог.

Я ждал Владика возле проходной. Уже писал о его коллективе, по тем временам первым освоившим бригадный метод на автотранспорте. Возглавил группу водителей Владик. Работы шли на самом ответственном участке: возили щебень и гравий для железобетонных заводов Иркутска. Здесь и проявил себя Владик. По его предложению десятитонные самосвалы переоборудовали под седельные тягачи и стали использоваться с двадцатитонными самосвальными полуприцепами, а это позволило бригадой организовать работу в две смены, а от общего обслуживания завода нерудных материалов освободилось шесть автомобилей, которые поставили на другие участки.

Как работала бригада? Каждый водитель готовил автомобиль для сменщика, неполадки устранялись сразу – готовность всегда номер один. Сам бригадир за девятую пятилетку (была такая) сэкономил 176 тысяч литров топлива и перевёз 168 тысяч тонн грузов – больше положенных на 49 тысяч тонн. Бригада Влада стала лучшей в Восточно-Сибирском транспортном управлении, а Владимиру Валерьяновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

А коллектив Владика продолжал работать над бригадным подрядом, до минимума сокращая простой погрузки и разгрузки, создавая чёткий ритм на линии...

– Я сейчас, – сказал мне Владик после крепкого рукопожатия. Подошёл к окошечку диспетчера, приветливо поздоровался, спросил:

– Сегодня что возим, Екатерина Петровна?

А Дузенко в ответ:

– А ты, Владик, разве от какой работы отказываешься?

Владик засмеялся: – Прознали характер, – и заулыбалась за окошечком диспетчерской Екатерина Петровна. Двадцать лет выдавала она Владику на каждую смену путевые листы, и ни разу бригадир не выбирал «выгодные» рейсы.

Два десятилетия вместе на одном предприятии. Он не оставался равнодушным к производственным делам и говорил всегда без оглядки, в чей адрес замечания шофёра предназначались.

Товарищи по работе это давно заметили, поэтому избирали его в депутаты райсовета, а коммунисты -- в члены горкома партии, он не оставался без общественных нагрузок, хотя и в основной работе дел по горло.

Известностью рабочего человека редко избалуешь: она чаще стеснение вызывает. К Владику звёздная болезнь, как и излишняя скромность, не пристали. Он оставался таким как есть.

Мы шли мимо выстроившихся в ряд мощных автомобилей, в этом строю стоял и «КрАЗ-258» с номером 31-05 – его машина. Владик приветливо распахнул дверцу – внутри блеск, такого не в каждой «иномарке» увидишь. Чувствуется уважение к технике, человеческая забота.

– Попылили, – просто сказал он, и побежала по дороге тяжёлая машина. Нелегко «пылить» по городу на такой махине – большое мастерство и, можно сказать, виртуозность требуется. Плыл «КрАЗ» среди жигулей, москвичей, запорожцев. Новый причал, строительная площадка в Ново-Ленино, Боково – завод ЖБИ возле Ушаковки и вновь новый причал... После второго рейса я понял, почему Владик сунул мне в руку горсть леденцов. Слышали про «мёртвую зыбь» на море, изматывающую и бывалых людей? Так вот, в этой огромной кабине качает так однообразно и утомительно! Не каждый выдерживает тяжёлые машины, а поэтому водителей «КрАЗов» подобрать трудно. Владик легко ведёт машину, огромную баранку держит, как руль «Волги». Он уходил работать на легковую машину, но шофёрский недуг замучил. Бывало, тянет поясницу и руки немеют, и не повернуться. Пришлось временно «ремонтироваться», уходить на более лёгкую работу.

«Клин клином вышибают» – сказал он, возвратившись на «КрАЗ».

kraz2-03-05   kraz3-03-05

Недуг начал мучить шофёра давно. Ещё в начале пятидесятых водил газогенератор в леспромхозе и попал как-то с колонной в наледь. Более двух часов возился в ледяной воде, помогая вытаскивать засевшую впереди машину – с тех пор стала спина побаливать. Если бы сменилась профессия, то дело поправимое, а шофёрская доля нелёгкая – особенно зимой: спина то в тепле, то на лютой стуже, а того хуже, приходиться сбрасывать шубу да пробираться к тому месту в двигателе, куда не пролезет и цирковой акробат. Но работал Владик, никогда никому не жаловался, и мне про болезнь ни слова, а товарищи сказали, что сейчас машину водит в корсете.

День душный был, солнце пекло нещадно, вся бригада на линии, но на пунктах загрузки и разгрузки встречи очень редкие. Так продумано, чтобы работать без задержки, всегда в пути, не мешать друг другу.

«КрАЗ» свернул в Ново-Ленино с асфальта, дорога вела к металлобазе, укачивание прекращается, здесь попросту «штормит».

– Вот и дороги некому ремонтировать. Вопрос этот много раз поднимали, ведь машины жалко, – сердился Владик.

Много дум у человека про работу.

Технику он любил по-настоящему, а подтверждал это его «утюг», который до конца существования автоколонны исправно служил предприятию. Расставался Владик с «ЗИЛом», как с лучшим другом прощался. Много дорог на нём прошёл: лес возил из леспромхозов. Только вдоль Иркута намолотил более 450 тысяч километров. Бывали в шофёрской жизни такие повороты, что дух захватывало.

Есть в той поре у Владика задушевный друг Мошарин Владимир Леонтьевич. Два Владимира после службы в армии работали на фирме «Байкал» крановщиками, жили в одном общежитии. Мошарин работал после в третьем автохозяйстве, жил по соседству с Владиком.

– А с таким человеком легко, – говорил мне Мошарин, вытирая руки ветошью (он машину ремонтировал), – Володя внимательный и добрый, на весь мир этого хватит. Я радовался и гордился за него, когда узнал про Указ. Ведь первую награду за труд мы вместе разделили. Вместе внесли предложение, как увеличить производительность крана ЛАЗ-690. Потом по одной дороге лесовозы водили...

Вспоминал я беседы с людьми, которые знали Владика, и вся трудовая биография складывается к одному: как лучше сделать, добротнее, дешевле для государства – постоянная забота хозяина о благополучии дома, где живёт. Это мне говорили люди, знавшие шофёра в разное время, а начальник Колотуткин отметил: «Он у нас на уровне во всех случаях жизни: человек творческий».

А ведь верно. С депутатскими делами справился, вопросы многие решал государственной важности. Приходилось встречать иностранные делегации. Однажды гости из Швейцарии в Иркутск приехали, и Владик поинтересовался: «А среди вашей делегации есть рабочие?» Заулыбались в ответ швейцарцы, а переводчик им пояснил, «вас встречает шофёр», улыбки исчезли, явилось недоверие и недоумение... За столом поближе познакомились: с интересом разглядывали ордена Трудового Красного Знамени, Ленина, Золотую медаль «Серп и молот», медали, награды ВДНХ. И всё же удивлялись.

Безусловно, и трудовая жизнь учила Владика, и люди, с которыми он общался. Не забыть ему съезда профсоюзов страны, где встретился со своими знаменитыми коллегами: москвичом Федюниным и ленинградцем Поповым. Многое почерпнул из встречи земляк – тогда и понял преимущество бригадного подряда, который впервые на транспорте применил Федюнин.

Живёт Владик крепко и основательно на сибирской земле, всё ему было в Иркутске родное и знакомое. Основная жизнь на сиденье, перед непрерывной лентой дороги...

Бывают в рабочей смене и перерывы, остановил Владик машину возле жилого дома, пригласил на обед. Этот дом называют шофёрским: строили его сами водители третьего предприятия, устраивали субботники, воскресники и возводили этажи, украшали квартиры. Здесь прописка с семьёй и Владимира Валерьяновича.

Гостеприимная Надежда Прокопьевна уже стол накрыла, ждала супруга. Сосед заглянул, узнав, что хозяин подъехал. Решили вместе выходные дни использовать, потопать по тайге, воздухом сосновым подышать. Владик любил бродить по лесу: душный город с раскалённым асфальтом и шофёрские смены в нагретой кабине автомобиля требовали добротного отдыха. Обычно с соседями – тоже шофёрами или с бригадой проводил свободное время, но понятие это тоже стало растяжимым. Одна обязанность появилась – гражданская: постоянно быть среди людей, передавать свой житейский опыт: школьникам, студентам, бывать на конференциях передовиков, рассказывать о своей рабочей профессии...

Лёгких дорог Владик в своей шофёрской жизни никогда не искал: он всё время продолжал поиск нового, шагал в ногу со временем. Недаром в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ висел портрет нашего земляка. Как гвардейца нелёгких дорог.

У нас есть похожие статьи и новости: