ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

...И нашего ума дело!

21 Февраля 2014 г.
Изменить размер шрифта

geevski

Сфера жилищно-коммунальных услуг давно стала притчей во языцех. Она раздражает всех и каждого. И создается ощущение, что справиться с проблемами в этой сфере не может никто. Но ведь кто-то же создает проблемы? Вот с этого вопроса мы и начали разговор с депутатом думы Иркутска Олегом Геевским...

Надо отдать должное руководству региона, что в конечном варианте мы выпали из числа 15 регионов, где планировалось обкатать эти пилотные проекты. Нам повезло не стать своего рода «собакой Павлова» в коммунальной сфере.

– Очень хороший вопрос! – ответил, улыбаясь, Олег Анатольевич. Задумался на мгновение. И предложил – уже абсолютно серьёзно. – А давайте попытаемся понять это на простом примере: что произошло с так называемыми социальными нормами на тепло– и электроэнергию? Ситуация небезынтересна. Как вы помните, соответствующее распоряжение родилось на федеральном уровне, в правительстве РФ. Оно предусматривало, что эти нормы будут введены в ряде регионов как пилотные проекты уже с 2013 года, а для всей страны – с нынешнего. Нормы жёсткие. Во Владимирской и Нижегородской областях базовый лимит на пользование электроэнергией был, например, установлен в размере всего 50 кВт/час в месяц на человека. Но с теми-то регионами – ладно, как говорится. У них минусовые температуры на улице не 7 и даже не 6 месяцев в году, и морозы не достигают 55 градусов, как на севере нашей области, допустим. Но и в Забайкальском крае норма невелика – 65 кВт/час, а в Красноярском – 75 кВт/час. На каком основании кто-то в Москве решил, что сибирякам для обогрева домов и квартир этого будет достаточно при наших-то температурах – совершенно непонятно. Но подобное происходит не впервые. В столице, похоже, многие считают, что гораздо лучше знают, как будет правильно для нас, и убеждены, что решение проблем – не нашего с вами ума дело...

– А мы находились среди пилотных «счастливчиков»?

– Поначалу находились и должны были ввести норму не более 90 кВт/час, а потом – 126 кВт/час. И надо отдать должное руководству региона, что в конечном варианте мы выпали из числа 15 регионов, где планировалось обкатать эти пилотные проекты. Нам повезло не стать своего рода «собакой Павлова» в коммунальной сфере.

– Но в целом вопрос, как я понимаю, окончательно тогда все-таки не был решен?

– Нет. Мы всё равно были обязаны с 1 июля ввести эти нормы. На недавних депутатских слушаниях в Думе Иркутска состоялся довольно откровенный разговор с участием министра ЖКХ региона Евгения Селедцова и руководителей соответствующих служб, из которого стало ясно, что региональная власть посчитала введение норм неизбежным. Хотя участники слушаний были практически единодушны во мнении о том, что социальные нормы не решают заявленных федеральным правительством проблем. Ведь выиграть от реформы должны были простые люди: несправедливо, когда люди потребляют мало, а платят по тем же расценкам, что и люди обеспеченные и потребляющие много. Но с введением норм всё как раз изменилось бы в сторону повышения коммунальных выплат теми, кто и сейчас считает каждый рубль. Мэр города Виктор Кондрашов правильно заметил в этой связи, что более 150 тысяч иркутян живут в частных домах с печным отоплением и с наступлением холодов активно переходят на электрообогреватели. А это означает, что они никак не смогут уложиться в тот самый лимит потребления. И городские депутаты согласны в этом вопросе с мэром, поддержали его.

– А что вообще означает этот лимит? Вот, братец, тебе право на такой-то объём тепло- и электроэнергии, а больше – не моги?

– Не совсем. Это право на определенный объем тепло- и электроэнергии, который потребитель оплатит по минимальному тарифу. У нас было озвучено, что тариф составит 85 коп. за кВт/час вместо нынешнего – 82 коп. А всё, что будет потреблено свыше нормы, должно будет оплачиваться по более высокому тарифу. Изначально предполагался тариф 1 руб. 11 коп. за кВт/час, а теперь речь идёт о тарифе в пределах 90 коп. По сравнению с некоторыми другими регионами вроде бы нечего переживать – там тарифы в разы выше. Но бюджет семьи ведь строится не на сравнениях с кем-то где-то там, а на реалиях доходов и расходов здесь. Повышение тарифа всё равно приведёт к значительному повышению нагрузки на бюджеты иркутян. С учётом всех привходящих обстоятельств, с учётом особенностей жизни у нас, мне кажется, будет справедливым вообще отменить социальную норму для сибирских регионов. Точнее, не вводить её!

– И вы думаете, что Москва способна согласиться с этим?

На мой взгляд, например, все средства, собранные в Иркутске должны тратиться на капитальный ремонт домов именно в Иркутске, но будет ли так – пока не очевидно.

– Вне всякого сомнения, президент страны Владимир Путин понимает важность приоритетного развития Сибири и Дальнего Востока, и это в последнем его послании к Федеральному Собранию прозвучало отчётливо. Очевидно, что первое должностное лицо страны ждёт от правительства соответствующих действий. Но из столичных министерств и ведомств регулярно раздаются только благостные возгласы и обнародуются какие-то «великие» замыслы, которые к реальному развитию отношения не имеют. При этом авторы «проектов века» опять исходят из разумения, что поиски решений – не регионов и муниципалитетов дело, что советоваться с нами необязательно. Поэтому в Бурятии, скажем, тариф на электроэнергию уже почти 3 руб. за кВт/час, и мне непонятно, на какое тут развитие можно рассчитывать? И вообще этот грабительский тариф – он в чьих интересах? Основная масса людей сегодня нередко испытывает ощущения, что кто-то элементарно пытается «залезть им в карман». И нередко для таких ощущений есть причины, согласитесь?!

– Насколько я знаю, социальные нормы – это продолжение политики, заложенной в Жилищном кодексе, а он принят Государственной Думой страны. Значит, вполне резонно задать вопрос и нашим представителям в высшем законодательном органе власти, разве нет?

– Безусловно. Иркутяне выбирали своих депутатов, надеясь, что они не Москву будут представлять в Приангарье, а Приангарье – в Москве. Пока в ситуации с социальными нормами на тепло- и электроэнергию всё происходит как будто наоборот. Мне, во всяком случае, не доводилось слышать о несогласии с политикой федерального правительства или о какой-то их особой позиции по этому вопросу со стороны большинства наших представителей в Госдуме. Большинство работает преимущественно «на столицу». Хотя... допускаю, конечно, что я просто небрежно читаю газеты и просматриваю новости.

– Хорошая шутка... А если всерьёз?

– Посудите сами. На тех же слушаниях в думе Иркутска присутствовал лишь один из иркутских депутатов Госдумы да и тот ушёл прямо перед рассмотрением вопроса о социальной норме. Это, на ваш взгляд, разве не показатель реальной заинтересованности наших федеральных парламентариев?

– Думаю, показатель. Но ведь в итоге введение социальных норм все-таки будет отодвинуто по времени – Премьер-министр высказался в том духе, что ситуацию ещё нужно изучить...

– Но что на это повлияло? Повлияла позиция регионов и муниципалитетов, в том числе – Иркутской области и Иркутска. А если бы мы все «взяли под козырёк», то толку было бы мало. А теперь решение должны будут принять сами регионы, и это в полном смысле нашего ума – горожан, жителей региона – дело. Давайте думать, обсуждать. И вместе находить нужное решение.

– В нынешнем году планируется ещё ввести какие-то отчисления на капитальный ремонт домов... Что это такое вообще?

– Это тоже делается по инициативе правительства страны, и она предполагает, что ответственные квартиросъёмщики, владельцы жилья в многоквартирных домах, ежемесячно будут перечислять некую сумму в специальный региональный фонд. Из него потом будут оплачиваться капитальные ремонты всех жилых зданий в регионе. И на днях губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко подписал постановление о минимальном взносе. Конечно, в постановлении фигурируют разные цифры – с учётом тех или иных особенностей и типа зданий, но региональный стандарт установлен в размере 8,7 руб. в месяц за 1 кв. метр.

– Ничего себе! То есть за жилплощадь в 70 «квадратов», причём в довольно «свежем» доме, я вынужден буду доплачивать ежемесячно больше 600 рэ? Кусается доплата!

– А представьте себе, насколько болезнен будет это укус для пенсионеров! И вообще возникает много вопросов... Кто будет проводить дефектовку зданий и составлять дефектовочные ведомости? Кто и как – расходовать деньги? По какому принципу определять, что нужно ремонтировать в первую очередь, а что во вторую и третью? Понятно, что основная денежная масса будет поступать от иркутян, но где гарантии, что Иркутск будет приоритетным городом для такого рода ремонтных работ? Не будет ли за счёт областного центра и в ущерб его интересам ремонтироваться вся область? На мой взгляд, например, все средства, собранные в Иркутске должны тратиться на капитальный ремонт домов именно в Иркутске, но будет ли так – пока не очевидно.

– А мне не нравится ещё, что меня в отношении моих отчислений никто не спрашивал – ни на каком уровне!

– Верно. То, что собственник должен участвовать в ремонте, – понятно. Но понятным должно быть и то, на каких условиях будут тратиться эти деньги. Причем, понятным это должно быть всем сторонам, так или иначе задействованным в процессе, заинтересованным в его эффективности и максимальном результате. Прежде всего, конечно, самим жителям. И управляющим компаниям – тоже. И, безусловно, муниципальной власти. Это ведь нашего общего ума дело – чтобы стандарты жизни в Иркутске были высокими, отвечали самым серьёзным цивилизационным требованиям. Вы согласны со мной?