Выставка "От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е" пройдет в Дальневосточном художественном музее с 15 октября. Работы в краевую столицу привезут из Театрального музея им. А.А. Бахрушина, сообщает ИА AmurMedia.
Задача выставки "От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е" - собрать в пространстве выставочных залов музеев России в малых и средних городах РФ работы крупнейших мастеров первой половины ХХ века, в сферу творческих интересов которых входил и театр. Данный выставочный проект не является ретроспективой театрального искусства 1900-1940-х годов. Произведения, из которых она составлена, позволяют представить основные тенденции культурного процесса минувшего века и показать разнообразие направлений в искусстве и в сценографии как его части.
Конец XIX - начало XX вв. - период взлета в развитии декорационного искусства в мировом театре и время, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. В русском театрально-декорационном искусстве формируются направления, которые в дальнейшем станут определять пути как европейского, так и мирового театра. Во-первых, это было обусловлено приходом на сцену выдающихся мастеров изобразительного искусства - художников-станковистов, таких как М. Врубель, К. Коровин, А. Головин, обогативших театр высочайшей декоративностью и зрелищностью. Одновременно мастерами круга "Мир искусства" А. Бенуа, И. Билибиным, М. Добужинским и другими был начат поиск новых способов оформления сцены. Во-вторых, важным импульсом для развития декорационного искусства стало творчество выдающихся режиссёров К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского. Новаторский, "режиссёрский театр" во многом определил основные принципы художественного решения сценического пространства, которые не потеряли своей актуальности до сих пор.
Русская сценография в ее лучших образцах встает вровень с новаторскими исканиями изобразительного искусства. Театр перестает быть "довеском" к творчеству мастеров нового времени, он расширяет пространство поисков.
Самый объемный раздел выставки посвящен деятельности художников объединения "Мир искусства", много и на редкость плодотворно работавших в театре. Сотрудничество с антрепризой С. Дягилева в "Русских сезонах" - один из значительнейших этапов в истории мирового музыкального театра. Балетные спектакли с участием А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского в оформлении русских художников, показанные на сценах Парижа и Лондона, произвели настоящую сенсацию и оказали огромное влияние на западноевропейское искусство. Русский балетный театр получил мировое признание. Но мы хотели бы продемонстрировать малоизвестную сторону творчества художников этого объединения. Немногим очевидно, что на драматической сцене работы этих мастеров тоже достигали художественных вершин. Не случайно спектакли, оформленные М. Добужинским, А. Бенуа, неизменно становились событием театральной жизни своего времени.
Еще одно значительное явление отечественного театра - русский авангард, который включал в себя и кубофутуризм, и театральный конструктивизм, и экспрессионизм. Это направление представлено на выставке чрезвычайно значимыми именами - А. Лентуловым, Н. Гончаровой, И. Нивинским, бр. Стенбергами, И. Рабиновичем, А. Весниным, Н. Айзенбергом, А. Петрицким, В. Татлиным, оказавшими существенное воздействие на развитие функциональных форм сценографии новейшего времени.
Одновременно с авангардными представлены работы художников, не склонных к крайнему новаторству (Б. Кустодиев, И. Билибин). Начинавшие творческую деятельность на рубеже XIX- XX столетий, они сотрудничали с театрами, сохранявшими приверженность традиционным постановочным методам.
На сцене воссоздавался "срез жизни" - реальная и реалистичная обстановка существования героев, в которой производились поиски сценической "атмосферы" и сценического "настроения".
У каждого режиссера того времени - К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова - были свои творческие принципы и собственное видение театра. Совместные поиски художников и режиссеров в начале прошлого столетия определили дальнейшее развитие мирового театра. Художник перестал быть только автором декораций, он начал решать проблему композиционной целостности спектакля. Иное понимание задач театральных декораций и костюмов, перенесение пластических приемов из живописи в пространство театра, синтез визуальных и музыкальных образов - все это позволило совершить настоящую революцию в сценографии, создать новую систему действенной сценографии.
Многие спектакли вошли в историю театра благодаря интересным решениям сценографа. Не всегда удается сохранить костюмы и декорации, и тогда театральные эскизы остаются одним из немногих документальных свидетельств о постановке. В составе выставки широкой публике представлены уникальные эскизы костюмов и декораций к спектаклям 1900-1940-х годов из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…
Козлов Василий Васильевич. Родился в 1947 году на ст. Оловянная Читинской области. Учился в Иркутском госуниверситете на филологическом факультете. Автор поэтических книг «Уроки доброты». Иркутск, 1975; «Есть у меня на свете брат». Иркутск, 1979; «Стихотворения». Иркутск, 1985; «Гончарный круг». Стихи разных лет». Иркутск, 2021; «Рядом с Распутиным. Очерки. Статьи. Воспоминания». Иркутск, 2022.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха – великого художника, просветителя, общественного деятеля, 145 лет со дня рождения уникального философа и писательницы – Елены Ивановны Рерих и 120 лет их младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху – Учителю, выдающемуся живописцу, общественному деятелю.
Олег Павлович Пеньков в детстве проживал в Казахстане, затем в шахтерском поселке Кемеровской области. По окончании химико-технологического техникума с профессией «механик» был распределен в Усолье-Сибирское на «Химпром».
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. Его таланты признавал весь научный мир, открытую им периодическую систему химических элементов считали самой глубокой и плодотворной научной идеей. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого ученого.
Чуть больше месяца остается до выборов президента России. Это очень маленький срок для агитации за каждого кандидата, тем более, что только Владимир Путин хорошо известен населению страны, остальные редко появлялись на страницах газет и на телевизионном экране.
Над моим пространством витает ночь, хороводят звёзды вокруг ковша, на экране строчка – «удалено»… И слепым кутёнком скулит душа. Почему нескладно сложился паззл, не найду ответа, себя виню: что имеем – не привлекает нас, нет чего-то – тут же «ценю… храню…». Мне б нажать «escape», отменить «delete», и судьбу поправить, как черновик, только этих опций у жизни нет, и к судьбе своей человек привык. Отпускает боль непростых минут, и плотнеет ночи кофейный чад. К паутине снов сожаленья льнут – от сплошных бессонниц полы скрипят, и блуждает мысль далеко во ржи: всё предусмотреть… и нажать клаксон… И простой ответ – завтра снова жить. И грядёт рассвет, и приходит сон.