ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Какой была Россия в 1900-1940-е?

По инф. ИА AmurMedia   
08 Октября 2014 г.
Изменить размер шрифта

 museum

Выставка "От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е" пройдет в Дальневосточном художественном музее с 15 октября. Работы в краевую столицу привезут из Театрального музея им. А.А. Бахрушина, сообщает ИА AmurMedia.

Задача выставки "От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е" - собрать в пространстве выставочных залов музеев России в малых и средних городах РФ работы крупнейших мастеров первой половины ХХ века, в сферу творческих интересов которых входил и театр. Данный выставочный проект не является ретроспективой театрального искусства 1900-1940-х годов. Произведения, из которых она составлена, позволяют представить основные тенденции культурного процесса минувшего века и показать разнообразие направлений в искусстве и в сценографии как его части.

Конец XIX - начало XX вв. - период взлета в развитии декорационного искусства в мировом театре и время, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. В русском театрально-декорационном искусстве формируются направления, которые в дальнейшем станут определять пути как европейского, так и мирового театра. Во-первых, это было обусловлено приходом на сцену выдающихся мастеров изобразительного искусства - художников-станковистов, таких как М. Врубель, К. Коровин, А. Головин, обогативших театр высочайшей декоративностью и зрелищностью. Одновременно мастерами круга "Мир искусства" А. Бенуа, И. Билибиным, М. Добужинским и другими был начат поиск новых способов оформления сцены. Во-вторых, важным импульсом для развития декорационного искусства стало творчество выдающихся режиссёров К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского. Новаторский, "режиссёрский театр" во многом определил основные принципы художественного решения сценического пространства, которые не потеряли своей актуальности до сих пор.

Русская сценография в ее лучших образцах встает вровень с новаторскими исканиями изобразительного искусства. Театр перестает быть "довеском" к творчеству мастеров нового времени, он расширяет пространство поисков.

Самый объемный раздел выставки посвящен деятельности художников объединения "Мир искусства", много и на редкость плодотворно работавших в театре. Сотрудничество с антрепризой С. Дягилева в "Русских сезонах" - один из значительнейших этапов в истории мирового музыкального театра. Балетные спектакли с участием А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского в оформлении русских художников, показанные на сценах Парижа и Лондона, произвели настоящую сенсацию и оказали огромное влияние на западноевропейское искусство. Русский балетный театр получил мировое признание. Но мы хотели бы продемонстрировать малоизвестную сторону творчества художников этого объединения. Немногим очевидно, что на драматической сцене работы этих мастеров тоже достигали художественных вершин. Не случайно спектакли, оформленные М. Добужинским, А. Бенуа, неизменно становились событием театральной жизни своего времени.

Еще одно значительное явление отечественного театра - русский авангард, который включал в себя и кубофутуризм, и театральный конструктивизм, и экспрессионизм. Это направление представлено на выставке чрезвычайно значимыми именами - А. Лентуловым, Н. Гончаровой, И. Нивинским, бр. Стенбергами, И. Рабиновичем, А. Весниным, Н. Айзенбергом, А. Петрицким, В. Татлиным, оказавшими существенное воздействие на развитие функциональных форм сценографии новейшего времени.

Одновременно с авангардными представлены работы художников, не склонных к крайнему новаторству (Б. Кустодиев, И. Билибин). Начинавшие творческую деятельность на рубеже XIX- XX столетий, они сотрудничали с театрами, сохранявшими приверженность традиционным постановочным методам.

На сцене воссоздавался "срез жизни" - реальная и реалистичная обстановка существования героев, в которой производились поиски сценической "атмосферы" и сценического "настроения".

У каждого режиссера того времени - К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова - были свои творческие принципы и собственное видение театра. Совместные поиски художников и режиссеров в начале прошлого столетия определили дальнейшее развитие мирового театра. Художник перестал быть только автором декораций, он начал решать проблему композиционной целостности спектакля. Иное понимание задач театральных декораций и костюмов, перенесение пластических приемов из живописи в пространство театра, синтез визуальных и музыкальных образов - все это позволило совершить настоящую революцию в сценографии, создать новую систему действенной сценографии.

Многие спектакли вошли в историю театра благодаря интересным решениям сценографа. Не всегда удается сохранить костюмы и декорации, и тогда театральные эскизы остаются одним из немногих документальных свидетельств о постановке. В составе выставки широкой публике представлены уникальные эскизы костюмов и декораций к спектаклям 1900-1940-х годов из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • Александр Иванов. Пародии на «Вечере поэзии» (1976)
  • Условие человеческого существования
    bereg 1 Однажды немецкого философа Фридриха Ницше спросили, считает ли он необходимым доказывать свою правоту. Тот ответил:
  • Доказано: крепкое словцо жить и строить помогает
    С помощью брани происходит выброс энергии и человек меньше чувствует боль. Причем эффект достигается лишь при употреблении настоящих нецензурных слов, а не их синонимов.
  • Очаровательная Татьяна Веденеева: она успевает всё!
    Одна из самых ярких ведущих советского (и российского) телевидения Татьяна Веденеева с успехом играет в театре «Школа современной пьесы», а еще снялась в детективе – в роли мамы бизнесмена. И сама бизнесом успевает заниматься! Человек-мотор! Секретами личного успеха актриса и теледива поделилась с читателями.
  • Почему китайцы не заселили Сибирь: рис не вырастишь, шелк не произведешь... Холодрыга!
    В декабре 1949 года лидер КНР Мао Цзэдун выехал на поезде в Москву. Когда состав остановился на станции близ озера Байкал, «Великий кормчий» отказался выходить из вагона. Как объяснил Мао, «здесь пас стада пастух Сичэнь Су У». В этих словах содержался намёк на то, что Сибирь – «исконная» китайская территория, занятая русскими. Однако на самом деле за тысячелетия своей истории сыны Поднебесной даже не пытались колонизировать северные просторы.
  • Самые невероятные природные явления
  • Слепой и уродина
    slepoi Один слепец женился на уродливой женщине, которая к тому же была грубой и бессердечной от природы. Всё лицо её было в чёрных угрях и в глубоких морщинах. А ещё она была кривой и горбатой. Трудно было решить, что лучше: её зловещее молчание или весь тот вздор, который она несла, стоило ей открыть рот.
  • В каком возрасте одиночество острее всего?
    Люди чувствуют себя наиболее одиноко в возрасте 25—30 лет, после 50 и после 80. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего, материал опубликован в журнале International Psychogeriatrics.
  • Смешные коты и собаки
  • Свет или тьма
    moon 1 Однажды тьма пришла к Богу и сказала:
  • «Вспомнить всё» в Москве: а начать можно и со старых вывесок!
    Команда «Вспомнить все» восемь лет восстанавливает в Москве старые магазинные вывески — в основном времен НЭПа. У властей денег не просят — средства жертвуют все желающие. Восстанавливают не только в Москве — недавно закончена реставрация вывесок Новых торговых рядов в Туле. Есть планы на Петербург и Самару. «Культура» узнала, можно ли сделать интерес к культурному наследию глобальным трендом и как приучить людей платить за то, что им не принадлежит.
  • Борис Васильев — классик фронтовой литературы
    Борис Васильев сказал: «Война беспощадна – она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу». Великая Отечественная война на долгие годы определила творчество писателя, а его произведения стали классикой фронтовой литературы.
  • К 80-летию Иосифа Бродского: для него не существовало границ
    После его отъезда, а особенно после того, как он получил Нобелевскую премию и спустя несколько лет скончался, в нашем с ним родном городе появились люди, выдававшие себя за близких его друзей. Дело обыкновенное – так случается, когда уходит из мира яркая личность. Нет, я не был близким его другом, а просто – одним из знакомых, бережно сохранившим машинописные тексты его стихов, потому что с первой минуты, как услышал его, понял, что являюсь современником великого поэта.
  • Можно ли этически значимые человеческие действия передоверить ИИ? Мнение протоиерея
    Что беспокоит в вопросе развития искусственного интеллекта Церковь? Достоинство личности. Человек обладает богоданным достоинством, свободой, и нельзя допускать, чтобы из-за тех или иных технологий его права и свободы пострадали.
  • Никто не забыт, ничто не забыто?!
    Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. Александр Суворов
  • Интересные факты - Дельфины
  • Тайны мозга и будущее общества: можно ли «отсортировать гениев»?
    Можно ли «вычислить» гения и отличить истинно одаренного человека от его «попсовой» имитации? Рассказывает исследователь мозговой деятельности, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН профессор Сергей Савельев.
  • Избавиться от второго подбородка — реально? Да, если потрудиться
    Убрать второй подбородок можно, но необходимы ежедневные усилия. Как справиться с этой деликатной проблемой, рассказали эксперты, которых цитирует Change.
  • Психологи раскрыли формулу счастья
    Люди чувствуют себя более счастливыми, когда получают больше новых эмоций и впечатлений. К такому выводу пришли американские психологи из Нью-Йоркского университета и Университета Майами в исследовании, опубликованном Nature Neuroscience.
  • Писатель Александр Клуге: Россию нужно рассматривать, касаясь почвы собственных стран
    В интервью изданию Berliner Zeitung немецкий писатель и режиссер Александр Клуге говорит, что Россию невозможно понять с позиции "охотника за трофеями". К большому соседу на востоке нужно относиться с уважением, считает он.