ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

Любить детей

Татьяна НАРУЛИНА   
24 Февраля 2011 г.
Изменить размер шрифта

alt

В Москве с 9 по 11 января состоялись Десятые Международные педагогические чтения на тему: «Как любить детей». Проблема эта с незапамятных времён волнует педагогов и родителей.

 

Около 700 учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений, родителей из разных уголков России и ближнего зарубежья стали участниками Педагогических чтений.

Иркутская область была представлена делегацией из Иркутска, Саянска, из п. Качуг и Качугского района, около 20 педагогов области из различных образовательных заведений приняли участие в юбилейных Педагогических чтениях.

Возвышающим, консолидирующим было выступление академика РАО Ш. А. Амонашвили. Шалва Александрович представил обзор предыдущих Педагогических чтений, говоря, что каждые из них явились ступенькой в постижении смысла гуманной педагогики. Вот темы некоторых из них: «Улыбка моя, где ты?» (2003 г.), «Без сердца что поймём?» (2005 г.), «В чаше ребёнка сияет зародыш культуры» (2008 г.), «Истинное воспитание ребёнка состоит в воспитании самого себя» (2009 г.), «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний учителю надо впитать море света» (2010 г.).

Многое пройдено, многое сделано за эти 10 лет. Созданы международный, общероссийский, республиканские центры гуманной педагогики. На основе лаборатории гуманной педагогики г. Иркутска работает Иркутское региональное отделение Общероссийского центра гуманной педагогики при Восточно-Сибирской государственной академии образования.

Увеличивается количество школ, принимающих гуманную педагогику за основу учебного процесса. Изданы 55 томов антологии гуманной педагогики, появляются учебники и книги: «Физика языком сердца», «Биология языком сердца» и др.

Гуманная, очеловеченная педагогика стучит в наши двери и сердца, услышим ли, не отринем ли её стук? Она не гонится за отметками, не устраивает соревнований, а признаёт ребёнка Высшим Божественным Даром и любовь к нему как педагогическую категорию. Мы должны помнить и подтверждать для себя истинность мудрости Иоганна Генриха Песталоцци: «В любви ребёнок находит вдвое больший источник роста».

«Нам нужно определиться, к какому будущему мы будем стремиться. Если мы сами не будем его строить, оно не наступит никогда. Давайте создадим новую сферу вокруг нашей планеты – сферу любви» – предлагает Шалва Александрович Амонашвили.

Вместе с тем, президент Российского детского фонда Альберт Анатольевич Лиханов показал нам ужасающую картину детства: в России в 2002 году было 40 миллионов детей, в настоящее время – 26 миллионов детей. Где 14 миллионов?

В 2009 году было зарегистрировано 110 тысяч случаев жестокого обращения с детьми, 1100 детей совершили самоубийство. В нашей стране насчитывается 750 тысяч сирот, 700 тысяч детей-инвалидов. Таким образом, подводит итог автор, необходимо, чтобы наша любовь материализовалась в некоторые конкретные действия.

Множество размышлений, исследований было посвящено выявлению сущности педагогической любви. Была организована работа лабораторий: гуманитарных знаний, естественных наук, руководства образованием, работы с родителями, начальной школы, художественного развития. Ведущими идеями лабораторий стали высказывания известных педагогов, философов.

В лабораториях педагоги и родители трудились над тем, чтобы понять, что такое педагогическая любовь и как любить ребёнка. Очень нелегко выразить чувство любви, вот какие высказывания получились:

– педагогическая любовь – это факел, разжигающий костёр в сердце ученика;

– педагогическая любовь – это молитва, труд и терпение;

– педагогическая любовь – это чудотворная, созидающая сила и др.

Руководители лабораторий высказали мнение, о том, что данная работа является началом нашего познания природы и искусства высокой одухотворённой любви к детям, какой учат нас педагоги-классики: И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.

Проводились удивительные мастер-классы: «Педагогическое откровение Я. Корчака: уроки высшей любви» (С. А. Сироижко), «Примеры христианской любви – основа воспитания» (С. И. Сабельникова), «Поговорим о любви к детям» (Е. Н. Черноземова), «Как любить детей, или Мы все родом из детства» (Ирина Наркявичене), «Путь к совершенству – любовь. Урок для учителей» (Ирмине Погребняка) и др.

На основе совместной работы, размышлений многие высказывания педагогов-классиков стали выводами для нас:

«Любить ребёнка – значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду, прежде всего, семью)». (В. А. Сухомлинский)

«Знания, не обогащённые любовью, становятся бедствием для их обладателя. Мы не физику, не математику сеем, каждый из нас сеятель любви». (Ш. А. Амонашвили)

«Если действительно любите, докажите на деле вашу любовь в действиях каждого дня». (И. Песталоцци)

«Уважайте незнание ребёнка,

Уважайте труд ребёнка,

Уважайте неудачи и слёзы ребёнка…» (Я. Корчак)

«Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались». (Ш. А. Амонашвили)

Воодушевлённые, окрылённые любовью, наполненные идеями возвращались мы домой. Пролетел ещё один урок длиною в три дня.

Неужели забудем, то, что происходило на Педагогических чтениях, неужели останемся теми же? А если каждый из нас передаст импульс своей любви детям и взрослым, а те подхватят и передадут его другим и т. д. до бесконечности. Если это произойдёт, у нас будет возможность хоть немного приблизиться к мечте, высказанной Шалвой Александровичем Амонашвили.

И мир, и красоту, и культуру, и человечество спасёт только всеначальная энергия любви, которая от Бога. Эту энергию, – она неисчерпаема, – должны набрать в себе и умножить люди и передавать, дарить её друг другу.

Чем больше накопится на Земле всеначальной энергии любви, тем успешнее люди будут эволюционировать, восходить, творить, расширять сознание, открывать сердца, проявлять таланты и нести друг другу свои дары духа.

Надо, чтобы ноосфера Земли была защищена всемогуществом сферы любви.

Фантазия ли это?

Нет ли на Земле людей, которые верят, что такие времена наступят? Но, конечно, понадобятся огромные усилия воли и бесстрашная устремлённость к цели

Есть. Есть такие люди.

Их называют устремлёнными.

Их называют учителями, воспитателями.

Их называют художниками Жизни.

Их называют учителями света.

Во власти этих людей – дать всем остальным импульс любви.

Я хочу быть среди них.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ВЫПУСКАЕТ ВНУЧАТ ИЗ СЕРДЦА И ПОЛЯ ЗРЕНИЯ Новости внуковедения Детские болезни Подарки для внуков Любимые и добрые мультики
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам