ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

«С любовью к детям...»

Изменить размер шрифта

– Учителем может стать любой человек?

– Нет, конечно. Вернее, не так – любой из тех, кто любит детей. Всё остальное можно приобрести, завоевать. Но вот ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ должна быть определена изначально. (Из интервью Ченского Леонида Яковлевича, директора школы № 1 г. Братска с 30-летним стажем автору).

Мемориальная доска на школе № 1, г. Братск

Мемориальная доска на школе № 1, г. Братск

На здании школы № 1 г. Братска – мемориальная доска. Она установлена конкретным учителям, но в их лице – это памятник всему легендарному и уникальному коллективу учителей этой школы. Читаем: «Воротников Иннокентий Иннокентьевич (первый дипломированный учитель сельского церковно-приходского училища. Ссыльный).

Карпов Михаил Ефимович (учитель энциклопедических знаний – не зря ученики считали, что он объехал весь свет. Зачинатель краеведческого движения в области).

Фёдорова Феоктиста Сергеевна (учитель начальных классов, орденоносец, педагог с полувековым стажем работы)».

Для каждого из этих имён школа была не местом работы. Школа была их домом. Первым домом. И «учитель» для них не профессия, а образ жизни, форма жизни. И всё их время, мысли, труд подчинялись тому, что было связано со школой, её будущим, детьми.

Старожилы старого Братска, ушедшего на морское дно, – моя слабость. Беседовать с ними, говорить о прошлом – это всегда было открытием. Так они умели передать и заинтересовать тем, «как было»! Люди разные. И говорили о разном. Но интересно. А вот что объединяло всех, так это: «а вот у нас был учитель...». И разговор переходил на М. Я. Карпова или Ф. С Фёдорову... И от того, что они говорили и как говорили, было понятно и ясно: учителя для них остались на всю жизнь эталоном, образцом, примером. Как поступать, как к делу относиться, что следует осудить решительно, а что принять. «А вот Михаил Ефимович считал...». Если о Карпове я знаю со слов его учеников, коллег, родных, то с Феоктистой Сергеевной встречалась. И не однажды. Внешне она чем-то напоминала мне актрису Ермолову, работы В. Серова. В её манере говорить, держаться было что-то от той далёкой эпохи. Эпохи начала 20 века. Это мои впечатления. А вот какой она осталась в памяти людей, с которыми многие годы была рядом? Учеников, сослуживцев, соседей?

Фёдорова Феоктиста Сергеевна (учитель начальных классов, орденоносец, педагог с полувековым стажем работы)».

 Ф. С. Фёдорова

Детство в усадьбе В. П. Сукачёва

Родилась в Иркутске, в 1894 году. Отец умер рано, оставив на попечение вдовы, Тюшняковой Варвары Михайловны, пятерых детей – четырёх дочерей и сына. На небольшое учительское жалованье (её мама – учитель) невозможно было одеть, обуть и прокормить такую ораву. И молодая вдова поступает на работу к Сукачёву Владимиру Платоновичу. Было это в начале XX века, где-то в 1904 году.

Все мы знаем усадьбу Сукачёвых – единственно сохранившуюся городскую усадьбу. У этого двухэтажного особняка, у надворных, отреставрированных в недавнее время построек всегда хочется остановиться и разглядывать: всё привлекает внимание, начиная от крыльца и кончая якорем на крыше. Здесь и прошло детство Феоктисты Сергеевны. Об этом она сама мне рассказывала во время наших встреч:

– Хозяин к тому времени уже жил в Петербурге. Нам отвели небольшую комнату на первом этаже – светлую, просторную, тёплую. Мама следила за порядком и чистотой в доме – мыла, убирала, стирала, гладила. Но главное внимание, конечно, уделялось уникальной коллекции произведений искусства. В обязанности входило: вытирать пыль, внимательно следить за температурным режимом (что очень важно для сохранности живописных полотен), не позволять никому беспричинно ходить по залам, то есть тщательно оберегать всё, что было в галерее. Мы жили в сказке. Часами молча могли разглядывать фарфоровые статуэтки Переваловского завода, необычайно огромные и красивые вазы, зеркала. Конечно, ценности этих вещей мы не понимали, но видели, как это красиво, завораживает, и твёрдо знали: «трогать нельзя». Репин, Маковский, Богданов-Бельский – полотна живописцев гипнотизировали. Разглядывая их, мы пытались понять незнакомую нам жизнь. Школу закончили ту, что была при усадьбе. А потом уже – духовное училище.

Окончив духовное училище для девиц (оно располагалось на приходе Знаменского монастыря), сёстры Тюшняковы получили право преподавания в начальных классах.

«Любить. Не потакать...»

1910 год. Ей было всего 16 лет. Девочка. Ребёнок. Без опыта и знания жизни, но с дипломом учителя, она едет на работу туда, где ей предстоит прожить более 20 лет. Едет – это громко сказано! Идёт. Где пешком, а где – кто-то и подвезёт на телеге. Наконец добралась до деревни Быково, недалеко от Александровского централа. В руке узелок – вещей немного, самое необходимое, и стопка книг – всё её богатство. А вот и школа. Деревенская изба, сколоченная из добротной лиственницы, высокие окна, крыльцо. Полы в классе белые, некрашеные. Над доской керосиновая лампа, на противоположной стене – вторая, вот и всё освещение. Бедно. Убого. Зато уютно – а уют создавало тепло. Печь кирпичной кладки всегда была горячей, хорошо обогревало здание. Тепло делало атмосферу домашней, уютной. Вспоминая те годы, Феоктиста Сергеевна отмечала:

– До чего же бережливыми были мои детишки! В каком же порядке старались сохранить всё, что было в школе. В голову никому не могло прийти что-то сломать, разбить, испортить. Сейчас, когда мне хочется вспомнить лица моих первых питомцев, смотрю на картины Богданова-Бельского. Впечатление такое: художник пришёл в класс и срисовал портреты с моих сорванцов. До чего похоже! Сюжет, выражение лиц, одежда, окружающая обстановка!

Учились дети с желанием, жадно: всё им было интересно. А молодая учительница, не жалея ни сил, ни времени, с утра до поздней ночи находилась в школе. В селе очень быстро заметили, с каким старанием, трудолюбием относится к своему долгу педагог, с какой любовью обращается к каждому ребёнку. Никогда не жалуется на баловников, никогда не обвиняет их в лени или нерадивости (а таких было немало, дети есть дети, в любые времена и эпохи) – со всеми проблемами справлялась сама, терпеливо и последовательно, строго и требовательно.

Где она этому научилась, не знаю. У кого подглядела – неведомо. Но она умела любить детей. Любить, а не потакать. Разницы в этом иногда ни учителя, ни родители не видят. Потакают. Это легче, проще! И потом удивляются – кто эти эгоистичные, нерадивые и безжалостные?! Мы же их не этому учили. Да нет, уважаемые, этому. Потакая – только таких и можно вырастить. А любить – значит уметь вовремя помочь, подсказать, услышать, направить, остановить и заставить. Любовь не исключает строгости и требовательности. Но составляющая любви – глубокое уважение к личности маленького человечка. Строгость, требовательность и уважение – без этих условий нет успешного воспитательного процесса. Она это знала интуитивно. И этому следовала. Всю жизнь.

«Времена не выбирают...»

На сельском сходе было решено начать строить новую школу. Впереди маячили хорошие перспективы. Но жизнь распорядилась по-своему – судьбами людей и страны. В России наступало взрывоопасное время. Правда, деревня продолжала жить устоявшейся несуетной жизнью: родители растили хлеб и скот, строили дома и собирали ягоды; дети учили алфавит и решали задачи. А где-то уже шла Гражданская война, и прошла революция, сменилась власть, и пришёл новый строй. О том, что в России не всё ладно, судили по тому, что жить стало голодно, невозможно было купить керосин, соль, чулки, нитки и иголки. По сёлам начали шнырять банды, запылали дома и амбары неугодных людей, частыми стали воровство, грабежи, угон скота. Слухи, один страшнее другого, ползли по селу.

А она, несмотря ни на что, продолжала работать: учила, готовила с детьми праздничные утренники, по вечерам при свече (керосина не стало в магазине) читала сказки Андерсена. И жили все надеждой: «пройдёт и это». Селяне, как могли, старались поддержать молодую учительницу: то хлеб кто-то на крыльцо тайно положит, то зайчатину принесут и оставят во дворе. «Зная, как тяжело живётся всем, – рассказывала Феоктиста Сергеевна, – я пресекала эту помощь, приходя в класс, говорила:

– Дети, если вы знаете, кто из ваших родителей таким образом старается мне помочь, скажите.

Молчание.

– Тогда, прошу вас, скажите им, что не нужно это делать.

Снова молчание. Никто не сознавался. И знаете, даже после такого разговора прихожу домой – на крыльце то десяток яиц, то освежёванный заяц, то краюха хлеба... Вот такие люди... добрые. Мы ведь не только уроки вели. Мы ещё ходили по домам – учили безграмотных. В деревне многие и книжки в руках не держали, и свою фамилию написать не могли. Вот так и работали: днём – с детьми, вечером – с родителями. А раз в неделю ходили в дальние села. Пешком. По десятку километров иногда. А там уже ждали. В избе, что попросторнее, собирались. Учили алфавит. Писали. Читали вслух – газеты, книги. Всё это бесплатно. На общественных началах».

Переезд в Братск

В Быково она встретила выпускника университета Фёдорова Виктора Николаевича (тоже учителя) – свою первую и единственную любовь на всю жизнь. В начале 30-х годов перебираются в Братск. Красивое село на высоком ангарском берегу. Добротные, крепко срубленные дома. Широкие улицы. Радостно смотреть на всё окружающее. Полюбилось им здесь. Братск редко принимал чужаков за своих. Долго приглядывался, присматривался, а потом мог и отвернуться – не наш человек. А вот Фёдоровы сразу стали своими. Родными. Их полюбили. И не ошиблось село в своём выборе. В годичной колхозной школе учила взрослых – благо опыт общения с великовозрастными учениками наработала еще в Быково. В семилетней вела литературу и русский, математику, химию, естествознание и... латинский язык. Слушаю – и не верится. Каким же широким кругозором и знаниями должен обладать человек, чтобы вести такие далёкие друг от друга предметы?! И сколько же времени нужно, чтобы подготовиться к урокам? Наглядный материал по литературе, индивидуальные карточки для каждого ребёнка по математике, лабораторные по химии и тетради по русскому – на всё находилось время, терпение и силы. А в классе всё та же керосиновая лампа и печное отопление. Как в Быково.

Коллектив учителей Братской школы, июнь 1940 г. Верхний ряд: крайняя справа – Ф. С. Фёдорова. Нижний ряд: первый слева – В. Н. Фёдоров

Коллектив учителей Братской школы, июнь 1940 г. Верхний ряд: крайняя справа – Ф. С. Фёдорова. Нижний ряд: первый слева – В. Н. Фёдоров

Да, так выглядело благоустройство тогдашних школ. Туалет – в дальнем углу двора. В каждом классе – кирпичная печь. У печи – дрова, веник и совок – мусор убрать. Учебники – иногда один на несколько человек. Писали, случалось, на самодельных тетрадях – резали на листочки газеты и сшивали. Господи, да это же допотопные условия работы, скажете вы. Согласна, допотопные. Но результаты, ре-зуль-та-ты! Позавидует любой сегодня окомпьютаренный лицей. Чему позавидует? Да знаниям – качеству знаний, которыми обладали ученики. Качество знаний – это как раз то, за чем и идут дети в школу. Итоги всевозможных олимпиад (районных, областных) показывали: братчане крепко подкованы в математике, биологии, литературе... Позавидовали бы театру. В школьном театре играли Островского, Гоголя. Съезжались все окрестные сёла. Позавидовали бы школьному краеведческому музею – одному из первых в уезде, да, пожалуй, и первому в губернии. Позавидовали бы... говорить об этом можно бесконечно. Школа по многим аспектам выступала первой. И всё это – при керосиновой лампе. Но ведь и мечтали же о чём-то, хотелось чего-то лучшего?

– Конечно, – отвечает Феоктиста Сергеевна. – ...О чём мечталось? Да поработать хотелось в школах, которые показывают в кино. Помните фильм «Первоклассница»? Чтобы свет – с потолка, дрова не носить к каждой печке, и, главное, не заботиться об их заготовке, чтобы много-много книг в библиотеке, карточки с заданиями не от руки писать. Посмотрите, сейчас в каких условиях мои дети работают – рай! И школа – не школа, а дворец, настоящий дворец. Где-то тайно, про себя, и позавидуешь!

Речь шла о школах нового города. Школах Братска 60-х годов. Почти полвека прошло со дня нашей встречи. А что сказала бы она, посетив сегодняшние гимназии и лицеи? Даже предположить не могу. Техническое оснащение кабинетов, просторные классы, спортзалы и меня удивляют, приятно удивляют и радуют. Но зато я ясно представляю себе тот ужас и оторопь, которые охватили бы этого большого педагога, почитай она письменные работы или услышь устные ответы детей, сидящих в этих классах. Все мы с вами являемся свидетелями интервью на улицах Москвы. Журналист спрашивает. Поступившие в лучшие вузы столицы абитуриенты отвечают. Незнание истории и литературы, неумение правильно согласовывать слова повергают в шок... О том, что книг не читают, и говорить не приходится. Думаю, только и смогла бы произнести Феоктиста Сергеевна:

– Боже мой! Мои ученики, без учебников, зачастую плохо одетые, не всегда досыта накормленные, не видевшие ТВ, знали всё это ещё в 3-м – 4-м классах... А тут... Да как же это?

Что меня всегда привлекало в коренных братчанах – манера держаться и говорить. Во всём поведении сквозило достоинство, основательность в рассуждениях и оценке ситуации, несуетливость и полное отсутствие желания попиариться, сказать и показать что-то в более выгодном свете. О себе же вообще старались говорить меньше всего. Вот и моя собеседница. Как я ни пыталась «расколоть» на подробности «отчего да почему», «за что» (орден Ленина, отличник народного образования, медаль «За доблестный труд», десятки грамот и благодарностей), она мягко и настойчиво уводила разговор. На детей (всех помнила по именам, судьбу каждого знала, послужной список – чего добились в жизни – перечисляла); на коллег перечисляла достоинства и достижения по жизни каждого; на соседей – как во всём помогали.

Её портрет, её творческую лабораторию я собирала по крупицам, беседуя с другими, знавшими её.

«Научила жалеть друг друга»

Ченский Леонид Яковлевич, её ученик: «Никогда не было в нашем классе ссор. Драк. Боёв. Научила нас жалеть друг друга и понимать. Жил в селе Володя Банщиков. Инвалид. Так она исподволь, очень тактично и умело подвела нас к мысли возить мальчика в школу на саночках (школу из-за ног он не посещал). И мы по очереди, каждый день, утром и вечером привозили и увозили его. Дети есть дети. Что-то не поделили. Он нам нагрубил, надерзил. Мы взбунтовались: ах, так! Не повезём больше! И всё! Но она сумела так поговорить с нами, так доказать неправоту виновных, что мы поняли без обид. И тимуровская помощь продолжилась».

Усов Иван Гаврилович, ученик, он же позднее коллега по работе: «Была у нас категория детишек, постоянно опаздывающих и пропускающих уроки. Без нотаций, попрёков и наставлений она по пути на работу стала заходить за ними, ненароком. Опоздания прекратились. Урок был дан на всю жизнь».

Карпова Вера Иннокентьевна, завуч: «Мы любили вечерами задержаться в учительской. У каждого была своя работа. Тихо. Кто журнал заполняет, кто тетради проверяет, кто задания составляет по русскому языку. И вот кто-то из молодых, начинающих вдруг выскажет вслух:

– Завтра у меня Толстой. Но ни портрета, ни одной иллюстрации для наглядности. Только рассказ. Боюсь, урок скучно пройдёт. Неинтересно.

Феоктиста Сергеевна промолчит. А утром, чуть свет:

– Верочка, посмотри, что я для тебя накопала и обнаружила в журнале «Огонёк». Два портрета Толстого, фотографии Ясной Поляны и иллюстрации к «Анне Карениной». Возьми. Может, пригодится.

Всё, что она откапывала в своих архивах, в итоге оказывалось редким, неожиданным, интересным наглядным пособием – ведь собиралась эта учительская «копилка» десятки лет».

Карпова Людмила Ефимовна, ученица: «Мой папа дружил с её мужем Виктором Николаевичем. Частенько, придя к нам, говорил: дай-ка гитару. А играл, надо сказать, на всех струнных инструментах и делал это талантливо. Возьмёт. Заиграет. «Пой», – говорит. И я пела. Так мы и сидели под музыку, поджидая моего отца. А он редко когда из школы приходил вовремя. Так вот, к Феоктисте Сергеевне я по-соседски частенько забегала. Я училась у неё в начальных классах. И была свидетелем её разговоров, бесед с сельчанами. По нескольку раз за вечер заходил то один, то другой. И каждый – с просьбой, за советом, с большой проблемой: муж запил, дочь температурит, завяла и пожелтела рассада, со свекровью не получается мира в семье, сын не желает оканчивать десятилетку, говорит, мол, и семилетки достаточно – выслушивала, советовала, поддерживала, помогала. Летом, бывало, коллеги в отпуска отправлялись – а у неё занятия. Учёба продолжалась. Потому ни отстающих, ни второгодников на её счету не было».

Сын Феоктисты Сергеевны, учитель Фёдоров А. В. с детьми

Сын Феоктисты Сергеевны, учитель Фёдоров А. В. с детьми

Это было поколение учителей, кто считал: отстающий ученик – грех учителя. Коллеги по работе, учителя старших классов считали за большую удачу вести дальше «фёдоровских» учеников, они разительно отличались от других: дисциплина, основательные глубокие знания, трудолюбие и усидчивость – результат её работы. Деревня удивлялась: откуда такая нечеловеческая работоспособность? Ведь у самой и дом, и огород, и семья.

Подвижничество

Перечитываю эти воспоминания, воспоминания учеников и коллег о Феоктисте Сергеевне и понимаю: как же до примитивности (на первый взгляд) всё просто в методах её работы! Ни тайн, ни загадок. Оказывается, она просто работала. Работала так, как того требовала профессия. Учила. Но (задумайтесь!) она не просто учила, а так, чтобы на-у-чить, дать знания. А это не одно и то же. Дать знания – значит получить результат, убедиться, что ребёнок по-настоящему усвоил то, что положено по программе. А каждый ли учитель заботится о результате? Не думаю. О результате, а не о галочке в отчёте о проделанной работе.

Работа такого качества и на таком уровне – это своего рода самопожертвование. Под-виж-ни-че-ство во имя достижения высоких целей. Но так отдавать свою жизнь работе не каждый может. Несмотря ни на какую, даже самую высокую, зарплату. Подвижничество – образ жизни. С этим нужно родиться. Таким нужно быть – уметь отдавать, ничего не требуя взамен. Плохому учителю ни современная школа, ни компьютеры не в помощь. Всё новое, прогрессивное в обучении – лишь средство. Средство, задача которого – помочь учить ещё лучше. И было бы очень хорошо, если бы об этом говорили с поступающими в пединституты. Заставили ребят подумать и ответить себе на вопросы: «Смогу ли? Потяну? Надолго ли меня хватит?».

Вот на такие мысли натолкнули меня старые записи и размышления о современном качестве знаний выпускников.

Преемственность

В семейной жизни она повторила судьбу своей матери Варвары Михайловны. Виктор Николаевич, муж, рано ушёл из жизни (туберкулёз). Замуж больше не вышла: дом – работа, дом – работа... А через каждые четыре года всё сначала: «Мама мыла раму... Саша ела кашу». И так почти полвека. Достойно. Не ропща. С любовью. И терпением. Вырастила замечательного сына. Анатолий Викторович Фёдоров – учитель, патриарх краеведения в новом Братске, участник и лидер всех краеведческих слётов в районе и области. Невестка Таисия Захаровна – ветеран труда, отличник народного образования. Если подсчитать трудовой стаж Фёдоровых на ниве просвещения, полтора века наберётся, я думаю. Не меньше.

Братская школа всегда была сильна преемственностью. Династии Карнауховых, Калгиных, Карповых, Поповых, Фёдоровых – знаковые фамилии в истории Братской школы. Каждое молодое поколение, приходя на смену, умело и широко используя «багаж» и наследие предков, обогащало его собственным опытом и, словно эстафетную палочку, вручало идущим за ними: берите, пользуйтесь, преумножайте и передайте дальше. Основной костяк коллектива – это всегда свои. Бывшие выпускники. Окончив вуз в городе, они возвращались в село, в свою школу.

Ребёнок идёт в школу. В первый класс. И, конечно, было бы неверным утверждать, что его будущее только в руках учителя, и только школа «за всё в ответе». Составляющих в формировании и становлении личности много: семья, друзья, окружающая обстановка, да и характер самого человека, в конце концов. Но от учителя зависит очень много... Какие программы и мысли, какие знания и о чём они ты, учитель, закачаешь в его душу, зависит очень и очень многое: будущая профессия, взгляд на мир, гражданская позиция, отношение к людям... И какое счастье и везение, и удача достанутся малышу, да и родителям, если в класс войдёт молодая Феоктиста Сергеевна XXI века...

  • Расскажите об этом своим друзьям!