ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Обречённый покорять сердца

Изменить размер шрифта

lemeshev

10 июля исполнилось 113 лет со дня рождения великого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева. Его голос – лирический тенор уникального тембра в сочетании с обаянием, артистическим даром и безупречным исполнением, сделал певца поистине всенародным кумиром. В искусстве Лемешева счастливо сочетались блестящие вокальные данные и глубокая содержательность творческой натуры.


Родиной Лемешева была деревня Старое Князево Тверской губернии. Семья была бедной, ребятишек выжило двое: Сергей да Алексей – погодки. Отца почти не знали: он подался в город на заработки и вскоре умер, а мать нанялась поломойкой в помещичью усадьбу.
Сергей больше всего любил ловить рыбу и собирать грибы: «В лес я любил ходить в одиночку. Только здесь, в обществе тихих приветливых березок, я отваживался петь. Песни давно волновали мою душу, но петь в деревне при взрослых детям не полагалось. Пел я песни главным образом грустные. Меня захватывали в них трогательные слова, рассказывающие об одиночестве, неразделённой любви...»
Весной 1914 года двенадцатилетний Сергей отправился в город на заработки — сапожничать, но в феврале 17-го вернулся в родную деревню: уж больно неспокойной стала городская жизнь.


Первая ария

После Октябрьской революции в деревне появилась ремесленная школа, которой руководил инженер-строитель Николай Александрович Квашнин. То был страстный театрал и любитель музыки. Он-то и услышал однажды пение братьев Лемешевых: оба брата имели прекрасные голоса. Квашнин пригласил подростков к себе домой и познакомил их со своей женой, окончившей Саратовскую консерваторию. Та определила, что у Алексея голос сильный, настоящий драматический тенор, а у Сергея — хоть и послабее, но зато своеобразнее, лиричнее и обаятельнее. А главное — Сергей, в отличие от Алексея, действительно хотел освоить певческое мастерство.
Вот тут и проявилась главное отличие между братьями, которое определило и разницу в их судьбах.
«Это пению-то учиться?», — засмеялся Алексей. А Сергей, за три года в Питере успевший увидеть и кино, и театр, уже понимал, что пение — то же ремесло, и к приглашению инженера отнёсся серьёзно.
Сергей стал обучаться нотной грамоте. Тогда же он выучил первую оперную арию — арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».
Алексею же это было неинтересно. Он женился, потом начал пить, пропил дом, построенный братом. Не помогло даже то, что Сергей, став солистом Большого театра, сразу попытался пристроить туда Алексея. Наверное, это был единственный случай за всю историю театра, чтобы там, пусть в хоре, пел кто-то без специального образования. Помогли действительно незаурядные певческие данные Алексея Яковлевича. Да вот только, будучи равным брату по природной одарённости, ни его целеустремленностью, ни трудолюбием Алексей не обладал, и в Большом не прижился — он тосковал по деревне, много пил, а потом взял и вернулся в Князево, окончательно употребив свой музыкальный дар на пение под гармошку на завалинке.


Большой театр

Был в жизни Лемешева и судьбоносный случай. В 17 лет будущий кумир советских меломанов зимой пешком прошёл 48 километров из своей деревни до Твери и попросил разрешения спеть на концерте в клубе. Зрители были потрясены крестьянским парнем, который пел арии из известных опер – и как пел! После этого Сергей получил от губернского подотдела искусств официальный документ: «Сергей Лемешев является одарённым голосом (тенор) и представляет из себя большую ценность».
В 1921 году Лемешев сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию. Трудно давалось юноше искусство пения: «Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрёно, что и осилить-то почти невозможно... И всё же я был влюблён в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете».
Весной 1931 года Лемешев дебютировал в Большом театре, и
скоро имя нового солиста приобрело широкую известность. Популярность артиста ещё больше увеличилась после того, как он сыграл роль шофёра Пети Говоркова в фильме «Музыкальная история».


В пении – жизнь

За двадцать пять лет на сцене Большого театра Лемешев спел немало партий в произведениях русской и западноевропейской классики. Но была у Лемешева и самая любимая, и самая удачная роль — Ленский.
«Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил артист. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Его голос, лирический тенор редкой красоты и обаяния, был словно создан для образа юного влюблённого поэта.
Партию из «Евгения Онегина» он исполнял 501 раз! 500-е исполнение прошло в 1965 году (после этого Лемешев покинул оперную сцену), 501-е, и последнее, исполнение состоялось в Большом театре в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея певца. В это лето в Москве стояла жара и горели торфяники, а Сергей Яковлевич пел, как и положено в сцене дуэли, в шубе и бобровой шапке. Несмотря на жару, на 70 лет, на больные лёгкие и недавно перенесённый инфаркт, Лемешев превратился на сцене в робкого, юного, пылкого поэта. Зал 10 минут аплодировал ему стоя, а потом жена еле довезла певца домой.


 Жёны и поклонницы

Лемешев обладал феноменальным даром покорять женские сердца. А описаний его любовных побед хватило бы на несколько томов. Певец искренне влюблялся, потом остывал, вспыхивал новой страстью...
Однажды Сергей Яковлевич отдыхал в закрытом санатории в Крыму: «лемешистки», сновавшие вдоль берега на лодках, на пляж не допускались, что давало Лемешеву возможность хоть немного расслабиться. И тут к нему обратился один отдыхающий, оказавшийся известным московским психиатром: «У меня в больнице — целое отделение для тех ваших поклонниц, которых уже нельзя не госпитализировать. И знаете, что удалось выяснить? Тембр вашего голоса воздействует на них эротически. Такое уж вам, батенька, феноменальное везение с женщинами»...
«Лемешистки» следовали за своим кумиром в благоговейном молчании. Они находили своё божество везде: дежурили у театра, около подъезда, сверлили дырки в дачном заборе... Бывало, что кто-то из них падал в обморок от восторга. В остальном, если не считать потасовок с «козловитянками» (поклонницами другого великого тенора — Ивана Козловского), — совершенно безобидные девицы. Но самой заветной и — увы! — неосуществимой мечтой Сергея Яковлевича Лемешева было избавиться от них хотя бы на неделю!
Лемешев впервые женился, будучи студентом консерватории. Брак был недолгим, за ним последовал следующий и ещё один. Всего певец женился пять раз. Все его жены, даром что имели высокое происхождение, изысканные манеры и тонкий вкус, неизменно ездили с Лемешевым в его деревню, там рыбачили и ходили по грибы. И, как заправские крестьянки, оказывали свекрови, Акулине Сергеевне, подчеркнутое уважение. Иного Лемешев не потерпел бы: он был очень хорошим сыном.
Все супруги великого тенора по мере сил терпели поклонниц и даже дружили с ними. Одна из самых преданных и давних «лемешисток» — Елена Георгиевна Невежина (у Лемешевых её прозвали Люлюка) — дружила по очереди с четырьмя жёнами Сергея Яковлевича, не застав лишь первую. К старости Лемешев стал относиться к своим поклонницам даже нежно: «Я смотрю на них и думаю: Боже мой, как летит время! Вот эту я знаю 30 лет, а эту 20. И какие они уже все старые, и какой же я-то старый». А однажды Лемешев пришел домой ошарашенный: «Сейчас на бульваре мне объяснилась в любви 17-летняя девочка. А ведь мне уже за семьдесят!» Жена пожала плечами: «Ты обречён покорять женские сердца»...
Сергей Лемешев ушел из жизни 26 июня 1977 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: