ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Неутомимый Табаков

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/tabakov_14_08_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

tabakov oleg

17 августа отметит свой 80-летний юбилей знаменитый актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков.

Олег Павлович Табаков родился и вырос в Саратове, в семье врачей. Мама артиста, думая о будущем сына, надеялась, что тот станет гинекологом. По её мнению, это была самая «хлебная» врачебная специальность.
Детским увлечением Олега стали книги. Он научился читать в четыре года. Была война, голод, всё домашнее имущество, включая хорошую библиотеку, было распродано. Осталось несколько книг, которые маленький Олег читал и перечитывал, пока практически не выучил наизусть. Позже десятилетний Олег начал собирать свою библиотеку. В семье Табаковых ценили не только хорошую литературу, но и театр. Увлёкся сценой и Олег. Учась в школе, он начал посещать театральный кружок «Молодая гвардия» при Саратовском дворце пионеров. Студией руководила Наталья Иосифовна Сухостав, которую Олег Павлович называет своей крёстной матерью в актёрской профессии. Занятия в кружке оказали решающее влияние на его выбор профессии.
Приехав поступать в Москву, Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко и был принят сразу в оба института. Олег выбрал Школу-студию МХАТ, которая представлялась ему «вершиной театральной педагогики». В 1953 году он стал студентом, причём одним из лучших на курсе. Уже тогда проявились у Табакова те черты характера, которые помогли ему в дальнейшем: высокая работоспособность, стремление овладеть всеми тонкостями профессии.

{gallery}TXTS/2015/tabakov_14_08_15{/gallery}


«Современник»

По окончании Школы-студии Олег Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени Станиславского, однако судьба привела его в только что созданную Олегом Ефремовым студию молодых актёров, из которой впоследствии родился Театр «Современник».
И Табаков наряду с Волчек, Евстигнеевым, Квашой стал основателем этого театра и одним из ведущих артистов. По признанию Олега Павловича, Ефремов – главный учитель, окончательно сформировавший творческую индивидуальность актёра. С уходом Олега Ефремова во МХАТ директором «Современника» почти на семь лет стал Олег Табаков.


 «Табакерка»

Успешно овладев своей профессией, Олег Табаков ощутил потребность передавать своё умение другим. Так возникла идея создания собственной студии. Руководство ГИТИСа предложило Олегу Табакову набрать новый курс. Именно из студентов этого курса Олег Павлович и сформировал свою студию.
Открылась новая страница в жизни Табакова — профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени.
В 1977 году Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка». Через год в «подвале» состоялась премьера. Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Многие из сегодняшних звёзд кино и театра зажжены Олегом Табаковым.
Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве. О студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени, а после успешнейших гастролей в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый театр. Однако официального статуса ему не дали.
С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.
И только в 1986 году первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так «Табакерка» обрела официальный статус.


Кино и мульфильмы

В кино Олег Табаков дебютировал, будучи студентом третьего курса. Первая роль Саши Комелева в картине Михаила Швейцара «Саша вступает в жизнь» познакомила Олега Табакова с новым для него видом профессионального ремесла, познакомила с артистами многих театров, познакомила с новой драматургией – кино.
Ранних героев Олега Табакова называли «розовскими мальчиками». И это неслучайно. Школьник Олег Савин, Сыгранный Олегом Табаковым в картине «Шумный день» по пьесе Виктора Розова «В поисках радости», является воплощением лучших черт поколения хрущёвского времени, входившего во взрослый мир. Чистота помыслов, прямота суждений, умение до конца отстаивать свою нравственную позицию,— это относится не только к Олегу Савину, но и к Виктору Булыгину в фильме «Люди на мосту», и к Саше Егорову в «Испытательном сроке», и к Сереже в «Чистом небе». Потом — к Пете Ростову в «Войне и мире», к Коле Бабушкину в фильме «Молодо-зелено». Это лучшие роли Олега Табакова в начале пути в кино.
Особняком в ряду положительных молодых ребят стоит роль особиста лейтенанта Крутикова из фильма «Живые и мёртвые», показавшая неограниченные творческие возможности актёра.
В послужном списке Олега Табакова такие фильмы, как: «Дело пёстрых», «Накануне», «Выстрел», «Гори, гори, моя звезда», «Король-Олень», «Достояние республики», «Семнадцать мгновений весны», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Двенадцать стульев».
А за главную роль в фильме «Несколько дней из жизни Обломова» Олег Павлович получил главный приз за лучшее исполнение мужской роли на международном кинофестивале в Оксфорде.
Всего на счету артиста более 120 киноролей.
Ярко проявился талант Олега Табакова в озвучивании мультфильмов. Хотя сам артист признаётся, что в жизни гораздо больше любит собак, его домовитого кота Матроскина забыть просто невозможно. Матроскин, наверное, самый знаменитый, но далеко не единственный мультперсонаж Табакова. Тем же голосом говорят Волк из мультфильма «Волк и телёнок», Барбос, герой мультика «Бобик в гостях у Барбоса» и другие.


Семья

Олег Павлович – отец четверых детей: старших Антона и Александру родила ему первая жена Людмила Крылова, а младших, Павла и Марию, – Марина Зудина, ведущая актриса театра-студии под руководством Олега Табакова. Старшему сыну артиста 55 лет, а младшей дочери – девять.
Сам артист шутит, что дети – это то, что получается у него лучше всего. Кроме того, у актёра трое внуков.

 

 Юбилейный год

Олег Павлович по-прежнему энергичен и неутомим: он руководит двумя театрами, занимается преподаванием и продюсерской деятельностью, снимается в кино. Олег Павлович находит время и на общественные обязанности: он президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и член Совета по культуре и искусству при Президенте России.
Уже почти десяток лет Табаков празднует свой день рождения необычным способом: начинает гораздо раньше, а заканчивает позже торжественной даты.
Поэтому и к своему 80-летнему юбилею Олег Павлович начал готовиться заранее, почти за полгода: в марте на сцене МХТ имени Чехова он сыграл главную роль в спектакле «Юбилей ювелира». Этот спектакль о последних днях смертельно больного человека артист выбрал сам к своему 80-летию.
Официальное же празднование юбилейной даты намечено на ноябрь: в это время в Московском Художественном театре пройдет фестиваль спектаклей с участием юбиляра.

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».

Тэги: