ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Большой артист маленьких ролей

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/svetin_08_09 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

svetin

30 августа 2015 года на 85-м году жизни скончался заслуженный артист РСФСР, народный артист России Михаил Светин. Его персонажи такие разные – это и жулики, и волшебники, и аптекари, и сантехники, но их объединяет одно – они все смешные и трогательные, у них особые «светинские» глаза и домашний уютный голос. У актёра не было профессионального образования, но переиграл он в кино и на сцене больше, чем некоторые выпускники театральных вузов.

svetin 08 09

Михаил Светин родился 11 декабря 1930 года в Киеве. Правда, сам актёр утверждал, что на самом деле на год старше, просто в войну пропали все документы, и паспорт ему выдали с неправильной датой рождения. Артистический дар Михаил, скорее всего, унаследовал от отца – тот играл на разных музыкальных инструментах и великолепно рассказывал байки.
Хулиган и весельчак от рождения, Михаил Светин рос болтливым ребёнком и с трёхлетнего возраста постоянно «выступал» – собирал вокруг себя аудиторию, всех смешил.
Артистом Миша мечтал стать с детства, и непросто артистом, а Чарли Чаплиным! Этот актёр немого кино стал его кумиром и остался таковым на всю жизнь. Светин считал, что вообще взглядом, паузой, пластикой можно выразить больше, чем словами.
Свои артистические таланты Миша использовал в школе на всю катушку. Юному дарованию постоянно нужна была аудитория, публика, а здесь – целый класс! Михаил острил, шутил, задавал дурацкие вопросы, привлекая к себе внимание – в классе стоял непрерывный хохот. Учителя стонали. Его терпели до восьмого класса, а потом отчислили. Михаил поступил в музыкальное училище в класс гобоя и окончил его.

Ученик Райкина

Михаил Светин отслужил в армии, а после этого твёрдо решил поступать в театральный. Но ни в один из московских вузов его не приняли, не смотря на ярко выраженные данные комика – ссылались то на неправильный прикус, то на маленький рост, то на дефекты дикции.
Что делать? Михаил Светин считал себя совсем взрослым – 22 года всё-таки! В придачу был непосредственным, упрямым и даже наглым. И увидев афишу «Гастроли театра Райкина», он решил искать встречи с самим великим эстрадником. Шесть дней подряд Михаил безуспешно звонил Райкину в гостиничный номер, а потом случайно встретил артиста в коридоре гостиницы. Преградил ему дорогу: «Хочу у вас работать!» Маэстро назначил встречу в театре Маяковского.
До этого Михаилу Светину в театре никогда не довелось бывать. Но встал, ручки на животе сложил (видел, что конферансье их так складывают) и  начал читать. Старался изо всех сил! Потом Райкин подошел: «Вы мне понравились, беру вас в театр учеником!» Так и стал Михаил Светин актером во вспомогательном составе у Райкина. Работа, зарплата, жильё...Всё это так вскружило голову начинающему артисту, что он начал вести себя непозволительно: гулял до утра, пил, опаздывал на репетиции. Мягкие увещевания мэтра эстрады ничего не давали. Помимо этого Михаил начал делать Райкину замечания по поводу игры. Последней каплей была драка с одним из актёров и ссора с женой Райкина. После этого Михаилу указали на дверь.

{gallery}TXTS/2015/svetin_08_09{/gallery}

По театрам

После учёбы у Райкина актёр начал путешествие по всей стране, сменил семь театров. В этой череде задолго до звёздных ролей в кино и работы в Санкт-Петербурге был и Иркутский драматический. Народный артист Виталий Венгер вспоминает о своём знакомстве со Светиным, который тогда ещё был Михаилом Соломоновичем Гольцманом. Роли ему давали небольшие, но в театре он считался королём розыгрышей. Правда, не все его шутки можно было считать удачными: однажды он довёл свою коллегу до обморока, спрятавшись в её шкафу...
Фамилия Светин появилась у актёра после рождения его дочери Светланы – это был его сценический псевдоним и Михаил Семёнович не собирался делать его своей фамилией. Но разные фамилии на афишах и в паспорте создавали столько сложностей при получении гонораров и в гостиницах, что Светин сдался и получил паспорт на новую фамилию в 1983 году.
В начале 1970-х Светин вернулся в Ленинград — но уже не к Райкину, а в Малый драматический театр, где прослужил десять лет. А в 1980-м его пригласили в труппу Ленинградского театра комедии имени Акимова, здесь актёр нашёл свою сцену и остался на 35 лет, до конца своей жизни.
Спектакли с его участием – «Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нем облака», «Дон Педро» годами шли в репертуаре театра и неизменно вызывали аншлаг. Как подлинный, опытный и искусный художник-профессионал Михаил Светин владел широчайшим спектром актёрских красок: от яркого гротеска в «Тени» до проникновенного лиризма в «Трудных людях».


В кино

В кино актёр Михаил Светин стал сниматься, когда ему было уже за сорок. Начинал одновременно в двух фильмах: Элем Климов позвал в «Агонию» и тогда же украинский комедиограф Виктор Иванов пригласил в свою картину «Ни пуха, ни пера».
Но популярность к актёру пришла ещё позже, после 45, когда он снялся в двух комедиях великих режиссёров: у Гайдая в «Не может быть!» и у Данелии в «Афоне».
Характер Светина и здесь дал о себе знать: как говорил сам актёр, он повёл себя глупо и практически на «пустом месте» поссорился с Данелией: режиссёр просил Светина остаться ещё на один день, но актёр не захотел этого делать. В результате фильм «Афоня» не досчитался нескольких прекрасных сцен и озвучивал персонаж Светина другой актёр. Но главное, что больше Данелия Светина никогда не снимал. Потом Михаил Семёнович много раз сожалел об этом, говорил, что по глупости потерял связь с прекрасным режиссёром. Также расстраивался из-за того, что отказался сниматься в последнем фильме Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», хотя до этого сыграл в четырёх его картинах. Решил, что его роль слишком похожа на предыдущую, о чём и сообщил Гайдаю. Как оказалось, это был его последний разговор с великим режиссёром.
Михаилу Светину нередко доставались по настоящему звёздные роли, в частности, в известных «Чародеях». Снимали в Одессе, прямо в большом павильоне студии. Режиссёр Константин Бромберг позволял актёрам импровизировать на съёмочной площадке. Артисты чувствовали себя свободно и раскованно, а Светин получил большое удовольствие, катаясь на загривке Виторгана один дубль за другим.
В 2006 году Михаил Светин вновь снялся в Одессе, в новой экранизации «Золотого телёнка» в роли зицпредседателя Фунта. «...Отказаться я не мог, хотя моя роль – это Паниковский. Конечно же! Ничего не хочу сказать плохого о режиссёре. Фунт, так Фунт», –вспоминал актёр.


Коронные цитаты

Последние годы Михаил Светин в кино снимался редко. В сериалы, конечно же, Михаила Светина приглашали, но он отказывался. «Зачем мне это? Больше, чем есть у меня, они мне не дадут. Я сыграл в таких прекрасных фильмах, зачем мне очередные «Менты»? – говорил актёр – И не хочется в двадцатисерийных фильмах играть, быстро, быстро, быстро... Хотелось бы, чтобы придумали для меня специально роль, чтоб это не было мелькание на экране пожилого известного артиста».
Михаил Семёнович сыграл почти две сотни ролей. Среди них не было главных, но именно его роли запоминались и расходились на цитаты. Кстати, некоторые свои коронные фразы Светин придумывал сам и произносил их так, что они запоминались навсегда и уходили «в народ».
- «То, что мы сейчас с тобой увидим, лучше б мы с тобой не видели» – говорит аптекарь из «Человека с бульвара Капуцинов» своему попугаю.
- «Если женщина просит – то надо ей это дать. Иначе она возьмет сама».
- «Главное, чтобы костюмчик сидел!»

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: