ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

И мы посередине...

Игорь ШИРОБОКОВ   
14 Сентября 2012 г.
Изменить размер шрифта

« Запад есть Запад, Восток есть
Восток, и с мест они не сойдут.
Пока не предстанет Небо с Землёй
на Страшный Господень Суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что —
племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу
У края земли встаёт?»

Редьярд Киплинг

А почему бы нам, дорогие читатели, не поговорить о геополитике? На вполне трезвую голову. А то ведь мы, чего греха таить, покушаемся на глобальные темы только после третьей рюмки: Аляску возвращаем, Курилы отстаиваем, китайским нашествием друг друга пугаем... Повод же вполне конкретный: прошедший недавно во Владивостоке форум АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество). К событию года долго готовились, истратили более 600 миллиардов рублей, и, судя по комментариям, не напрасно. Во-первых, заявили о себе и показали гостям, что Владивосток город нашенский, а не заброшенная помойка с горами японского автохлама. Представить невозможно и поверить, что большой, красивый и гордый город обходился до сих пор без очистных, сливая все нечистоты прямо в океан! Слава Богу, канализацию наладили, возвели два красавца-моста, отстроили на острове Русский современный университет. Ведь можем, когда захотим!

А ещё больше лично меня радует то, что в Кремле, похоже, начали смотреть на Восток, оторвавшись от созерцания собственного пупа внутри Садового кольца. Европа, «европейские ценности» перестают быть путеводной звездой для наших политиков. Дряхлеющая Европа раздирается всеми возможными кризисами и слабеет на глазах, тогда как страны АТЭС во главе с китайским локомотивом продолжают наращивать мускулы. Москва пока цепляется за европейский рынок, пытается усидеть на двух стульях сразу, но предпочтение, хотя бы и на словах, отдаёт восточному направлению. А это значит — и нам с вами.

Достаточно сказать, что АТЭС — эдакий клуб экономических тяжеловесов — объединяет три крупнейшие экономики мира (США, Китай и Япония), отвечая более чем за половину мирового ВВП и 44 процента международной торговли. На долю АТЭС, объединяющей 21 страну, приходится 40 процентов населения планеты. В то же время Европа производит лишь 16 процентов мирового ВВП, но постоянно капризничает с условиями газовых контрактов, диктует свои условия в политике и правах человека. С правами у нас никогда не было хорошо. Но мы уже послушно ввели мораторий на смертную казнь ( при разгуле преступности!), а до европейских высот ещё далеко. В Норвегии нацист Брейвик хладнокровно расстрелял 77 человек и на суде извинялся, что положил мало народу, а получил за это 21 год заключения в камере из трёх комнат с телевизорами, тренажёрами и компьютером, что будет обходиться казне в миллион долларов за год. Нам такое «правосудие» явно не по карману и не по душе. Как, впрочем, и китайская Фемида, где расстреливают людей десятками и сотнями за один присест.

Мы — мост между Востоком и Западом, а мост не может опираться лишь на один берег реки.

Мы, сибиряки, не чужды европейской культуре, но в силу географического положения тяготеем к восточным соседям. До девяностых годов по тункинскому тракту из Монголии нескончаемым потоком шли скотовозы, обеспечивая продукцией и работой население многих регионов. И вдруг от монгольской говядины отказались, предпочтя завозить мясо из Голландии и Аргентины. Ну никак не умещается в моей голове такая экономика с географией! Ведь не зря же говорят: «За морем и телушка с полушку, да рубль перевоз!» А где Аргентина? И почём перевоз через моря и континенты?

Думаю, что и Монголия будет принята в АТЭС, и с взаимными поставками дела наладятся. Всегда лучше торговать, чем воевать. Китай вон целый современный город построил для сибирских покупателей — Маньчжурия называется. А благовещенские пенсионеры массово скупают квартиры на другом берегу Амура, и, что характерно, китайцы не вопят о русской экспансии. Думаю, АТЭС подтолкнёт и разработку многих месторождений в нашей области, и лесопереработку, и туризм. А вскоре неизбежно встанет вопрос о строительстве туннеля под Беринговым проливом в Америку и трансконтинентальной железной дороге. Вот вам и мост между Востоком и Западом. И мы посередине.