ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Журналистика: лицемерие или многогранность

Изменить размер шрифта

alt

Песня журналистов

Человек над картою затих,

И его по-дружески поймешь:

Сердцем он уже давно в пути –

 

Новый день, куда ты приведёшь?

Там, где караван тревожит редкий

Сердцем напоённые барханы,

Где проложат трассы семилетки,

Мы с тобой поедем утром рано.

Трое суток шагать, трое суток не спать

Ради нескольких строчек в газете:

Если снова начать, я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти.

И о том, что дал рекорд шахтёр,

Что пилот забрался выше звёзд,

Раньше всех расскажет репортёр,

От забоя к небу строя мост.

Он с радистом ночью слушал вьюгу,

Вёрсты в поле мерил с агрономом,

Братом был, товарищем и другом

Людям, накануне незнакомым.

Трое суток шагать, трое суток не спать

Ради нескольких строчек в газете:

Если снова начать, я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти.

Правде в жизни верные во всём,

Этой правды негасимый свет

От своих блокнотов донесём

До потомков через толщу лет.

Куплены в дорогу сигареты,

Не грусти, любимая, родная:

В путь зовут далёкие планеты,

Но пока я близко улетаю.

Трое суток шагать, трое суток не спать

Ради нескольких строчек в газете:

Если снова начать, я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти.

Если снова начать, я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти.

Вчера,13 января, в России отмечался День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости». Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась в Москве и Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия — «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские».

С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта приём в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трёх тысяч периодических изданий.

После 1917 года День российской печати был перенесён на 5 мая — день, когда вышла в свет главная большевистская газета «Правда» — и переименован в День советской печати.

Только в 1991 году Постановлением Президиума ВС РФ № 3043-1 от 28 декабря «О Дне российской печати» дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной — 13 января.

По оценкам специалистов, на 1 января 2005 года в России было зарегистрировано более 46 тысяч наименований печатной продукции — это более чем в два раза больше, чем было зарегистрировано в 2000 году. Больше всего наименований газет — почти 26 тысяч, затем журналы — примерно 16 с половиной тысяч, другие виды печатных периодических изданий — более 3 тысяч наименований.

А вот какой стала эта продукция, как изменилась за последние десятилетия журналистика – это уже другой разговор. И праздничную тему подхватывает наш молодой автор Артём Петернёв.

Журналистика прочно вошла в нашу жизнь. Мы уже не можем представить себе мир вокруг нас без телевидения, газет и Internet’a. Но, как и к любому явлению в нашем подлунном мире, людям свойственно относиться к журналистике по-разному: кто-то любит, кто-то ненавидит; кто-то называет её властью, кто-то «продажной девкой». Но пользуются её услугами практически все.

Как говаривал классик: «У каждого своя правда». Да и Эйнштейн заметил, что всё относительно. Значит, недаром у монеты две стороны. Каждый совершённый нами поступок двояк. Как мы определяем хороший он или плохой? По каким критериям? А кто эти критерии обозначил? Ведь благое дело может в конечном итоге привести к трагедии… ведь не зря народная мудрость гласит: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Значит, и плохой поступок может принести пользу. Вот какой узел.

Точно такая же запутанная картина и с журналистикой. Она одновременно может зажигать костры революций и тушить горящее пламя бунтов; собирать вместе людей, чтоб вести их в бой; дробить на части целые страны; воспитывать и учить нас жить и, как теперь принято говорить, «разжижать мозги». Ну что ж, попробуем понять обе точки зрения.

Журналистика – это лицемерие, говорят первые.

С этим сложно спорить. Современная журналистика отталкивается от мыслей о выгоде. Поэтому подчиняется краеугольному камню экономики: спрос рождает предложение. Отсюда вывод – она надевает маски, которые угодно сегодня видеть читающему обществу. Это ли не лицемерие?

Журналист, понимая ответственность и важность того, что он наделён возможностью вещать на массы, а соответственно, и влиять на них, делает выбор в сторону того материала, который принесёт ему деньги, а не того, который может заставить общество переосмысливать мир. Соответственно, это всё та же погоня за выручкой. Это ли не лицемерие?

Глупо отрицать, что сейчас продаётся и покупается всё, что можно купить или продать. Кстати, есть великолепная индейская поговорка: «Когда высохнут все реки, когда умрут все животные, когда погибнут все леса, человек, может быть, поймёт, что деньги несъедобны». Но этот день ещё не пришёл, отсюда и продажные газеты, например. К тому же журналистика стала трибуной политической лжи. Журналисты слагают дифирамбы, заведомо зная, что врут. Насытившиеся лица улыбаются с экрана, и снова засыпают обещаниями хорошей жизни. Это ли не лицемерие?

С другой стороны, кто виноват, что сейчас людям интересны новости из «Дома-2» и то, как лечить отшелушивание пятки по методу Геннадия Малахова? Кто виноват, что весь канал «Культура» по рейтингу проигрывает одной передаче другого Малахова?

Возможно, причина в том, что это «западня», подаренная нам Западом. А именно: пресловутое «клиповое» мышление. Не зря «жёлтая» пресса появилась именно на Западе. Там, где громче ругаются, там и интереснее. А если ещё и матом ругаться будут, то просто золото, а не передача. Нам перестало быть интересным, что говорят. Нам стало интересно, как говорят. Мы заполняем свою голову картинками, не вникая в суть нарисованного. Это больно осознавать, но если не видеть проблему, то с ней невозможно справиться. И под этот среднестатистический портрет поколения подстраивается современная журналистика. Иначе сложно выжить на рынке, ведь если печатать переводы Вергилия, то тиражи попросту не окупятся. А статистика – штука преинтересная – есть три пирожка и три голодных человека. По статистике – каждому по пирожку. А в жизни может оказаться, что все пирожки съел один человек.

Ведь и сейчас те, кто действительно образован и готов читать именно качественную журналистику, не может этим заняться по банальной причине: таковой журналистики попросту нет или её ничтожно мало. И эти читатели видят на рынке поток «жёлтой» прессы и вполне оправданно могут называть современную журналистику лицемерной.

На деньги можно купить книгу, но невозможно приобрести знания. Так говорят китайцы. Наши современные коллеги, видимо, не особо знакомы с мудрыми китайскими выражениями. Покупаются дипломы, места в газетах, должности на каналах. Отсюда слабая подготовка кадров, отсутствие личностей. Не умея писать качественно и актуально, журналисты принимаются делать то, что умеют: это пустые заметки, ненужные статьи на три страницы, написанные новым русским языком. Современное поколение журналистов не видит разницы между звОнит и звонИт. Это огромная проблема языка, которую у нас отказываются замечать. И самое главное, что все эти журналисты безлики. На выходе из университетов мы имеем серую массу, которой легко управлять. Тут и умелых пастухов не нужно. На это больно смотреть, но мы привыкли только говорить, напрочь отказываясь по-настоящему бороться с системой.

Журналистика – это многогранность, говорят вторые.

С этим трудно не согласиться. Все те проблемы, о которых я говорил выше, это проблемы поколения, проблемы времени, а не журналистики. Нужно лечить людей. Профессия не виновата. Но даже среди этого потока можно выделять разные направления в журналистике: детская, аналитическая, теле-радио, Internet и т. д. Это ли не многогранность?

Сейчас не модны творческие профессии. Все как-то больше тянутся к калькуляторам и правовым справочникам: юристы, экономисты. Но только в творчестве можно воспитать личность, только в творчестве можно выделиться из толпы и показать свой внутренний мир. А сколько таких профессий можно назвать? Актёр, артист (я разделяю эти понятия. Актёр – это статичное кино. Артист – это живой театр), поэт, писатель. Это больше, чем профессии. Это образ мышления. Журналист – то же самое. Если относится к этому, как к роду деятельности, то из тебя не вырастет ничего нового. Но если это твой образ жизни – то только тогда ты настоящий. А каждый настоящий журналист, как отпечатки пальцев, – один в своём роде. Второго такого уже нет и никогда не будет. Это ли не многогранность?

Журналистский продукт уникален. Это как маленькая книга. Как небольшой спектакль. Каждое статья – это произведение с кусочком души автора. Это ли не многогранность?

Невозможно отрицать, что влияние, оказываемое журналистикой, огромно. Фантазии всего человечества не хватит, чтоб представить, к каким последствиям может привести определённый материал, поданный вовремя. Сколько вариантов… захватывает дух. Журналистика многогранна. Количество её граней не сосчитать. Для каждого оно своё. Вот только в наше тяжёлое время ей приходится очень сложно.

Журналистика уникальное явление, которое, словно кардиограмма, может показать, чем болеет сердце общества. Об этом стали забывать. Журналистика меняется вместе с человечеством. Меняется мышление – меняется журналистика. Но время не стоит на месте и, даст Бог, в журналистику придут личности. Те, которые помнят, что круговорот может работать и в обратном направлении: журналисты сами порождают в читателях интерес. Значит, могут формулировать мировоззрение общества, создавать спрос на свои труды. Не наоборот, как сейчас. И тогда приоритет «жёлтой» прессы на рынке останется в прошлом. Личности могут бороться. Если в большой системе ломается винтик, это поправимо. Система выдержит. А если этих винтиков будет пять? Десять?

Сейчас, увы, мы во всём подражаем Западу. Причём неумело, но с каждым годом черпаем оттуда всё больше и больше. Зачем??? Ведь наша нация древнее и мудрее многих. Только переписывать проще, чем писать самому. Руководствуясь этим принципом, мы сейчас и живём. Увы, увы, увы.

А ведь русская журналистика явление ещё более уникальное, чем западная. В то время, когда на Западе печатали новости, в наших первых СМИ классики русской литературы писали настоящие произведения, которые учили читателей правилам жизни, воспитывали мораль и этику. Русская журналистика ближе к литературе, чем чья бы то ни было. Этим нужно гордиться и стараться возродить эту потрясающую черту нашей журналистики. Когда мы вспомним, что это гораздо важнее пяток Геннадия Малахова, тогда русская журналистика вздохнёт полной грудью.

  • Расскажите об этом своим друзьям!