ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Кому на Руси ЖКХ?

Изменить размер шрифта

Появление новых игроков на поле ЖКХ в наш век неутихающих коммунальных реформ вызывает безусловный интерес. За интересом следует либо раздражение, либо облегчение.

Иркутск, где граждане сотрясаемы бесконечным подводным ЖКХ-движением, в последнее время испытывает в основном раздражение – то управляющие компании собственников поменяют, то дома самостийно начинают переходить из одной компании в другую, то назреет скандал в каком-нибудь ТСЖ. Перед новогодними праздниками примерные граждане, решившие рассчитаться с коммунальными долгами, раскрыли кошельки, назвали адрес – а им сообщают, что теперь им «платить не туда». ЖКХ и без того для россиянина штука малопонятная, и вопрос: «Куда идут мои деньги?» – при таком раскладе становится основным.

– И куда идут теперь мои деньги?

 

Оказалось, что четыре крупных управляющих компании: Южная, Западная, Северная и Сибирская – расторгли договоры по приёму коммунальных платежей с давним партнёром Системой «Город» (Система сбора и обработки платежей населения). Они пожелали, чтобы «коммуналка» отныне оплачивалась через Иркутскую процессинговую компанию. И теперь какой-нибудь тёте Клаве необходимо добраться до одного из десяти пунктов по приёму платежей этой самой компании. Тётю Клаву это, естественно, обрадовать не может. Тем более что через Систему «Город» она платила за всё разом – за «коммуналку», за электричество, за садик, за охрану и так далее. Теперь придётся побегать. Хоть бы объяснили, что за птица эта процессинговая компания, ради которой ей, гражданке и налогоплательщице, приходится жертвовать своим удобством? Ну что ж, познакомимся.

***

Вот что говорит директор этой компании: «Работа процессинговой компании осуществляется на основе договора с управляющими компаниями и компаниями –поставщиками коммунальных услуг. Работа с гражданами компанией осуществляется не только в расчётно-кассовых центрах, но и через банковские терминалы, что существенно упрощает гражданам процесс оплаты». («Восточно-Сибирская правда», 16 апреля, 2010 г.). Однако сами компании – поставщики коммунальных услуг (водоканал, городская теплосбытовая компания) про такие договора в первый раз слышат. Да и с банковскими терминалами директор, похоже, погорячился.

Конечно, тётя Клава федеральных законов не читала. И ей невдомёк, что ФЗ N 103 «О деятельности по приёму платежей от физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» в случае с Иркутской процессинговой компанией не позволяет платить через терминалы банков – как привлечённых агентов. И вот почему.

Агентская схема не может иметь больше посредников, чем допускает закон. В процессе движения денег от плательщика до поставщика услуг имеют право принимать участие только два посредника – оператор (что соответствует управляющей компании, ТСЖ, потому что им уже, в свою очередь, поручено собирать за тепло и воду для поставщиков коммунальных услуг) и платежный агент, с которым заключает договор на приём платежей оператор. Иркутская процессинговая компания – агент в этой цепочке, а значит, он не может перепоручать банкам принимать платежи. Это уже незаконно.

Маленькая, но показательная частность вынуждает более внимательно присмотреться к компании, которая с момента своего образования ведёт себя на рынке очень активно, провозглашая всевозможные инновации, позиционируя себя как «ноу-хау Иркутской области»: «Подобные структуры действуют, например, в Московской области. Но в отличие от иркутской они не так структурированы и централизованы». (ВСП от 16 апреля 2010 г.). Вот так, ни больше ни меньше.

***

Единый государственный реестр сведений о юридических лицах говорит нам, что в Иркутске существует две компании, которые называют себя Иркутской процессинговой. При этом они имеют и одного на двоих генерального директора. О какой же компании мы ведём речь? В чём же разница?

Разница в том, что одна из них называется ООО «Иркутская процессинговая компания», а другая – OOO «Иркутская Процессинговая компания». Для не очень внимательных: в одном случае «п» с маленькой буквы, в другом – с большой. Более же важная разница – в том, что у этих компаний, образованных в разное время (одна зарегистрирована в 2007 году, вторая – в сентябре 2010 года), разные счета. Возникает вопрос: зачем нужны две компании с одинаково произносящимися наименованиями, с одним генеральным директором, но с разными счетами?

Может быть, свет на этот трудный, тёмный вопрос прольёт ситуация с одной из иркутских фирм, переговоры с которой ведёт одна процессинговая компания, а счёт в документе указывается её «сестры». А что будет, если одна из этих фирм возьмёт да и перестанет существовать? Известны случаи, когда на одну из фирм-близнецов перекладывается вся финансовая ответственность.

Логика вещей, не говоря уже о законе, подсказывает, что компания, принимающая от населения платежи за коммунальные услуги и за все прочее, что подлежит оплате, должна гарантировать сохранность и передачу поступивших денежных средств по назначению –поставщикам услуг. Для того чтобы держать компании в правовом тонусе, должен существовать государственный контроль за движением этих поистине огромных средств. У компаний должен быть отдельный счёт, который с особым пристрастием контролирует налоговая служба. Деньги с этого счёта, собранные в пользу поставщиков услуг, полностью инкассируются и поступают в банк. Они должны быть полностью перечисленными по назначению, ими нельзя манипулировать по своему усмотрению.

Но процессинговая компания собирает деньги разных управляющих компаний «в кучу» на свой расчётный счёт. И суммы, которые будут там аккумулироваться, составят несколько миллиардов рублей в год. И кто гарантирует, что деньги эти будут уходить по назначению и своевременно? А ведь одна из задач любой коммунальной реформы, любого коммунального начинания – обеспечить быстроту и прозрачность хождения денежных средств. В противном случае, «коммуналка» – прекрасное средство обогатиться, не прилагая усилий, а лишь злоупотребляя.

***

Зачем вообще этот «огород городить», если уже несколько лет для иркутян созданы удобные условия внесения коммунальных и иных платежей. Программу Система «Город», созданную в Новосибирске Центром финансовых технологий (ЦФТ, организация, разрабатывающая программное обеспечение для банков), эксплуатируют в Иркутске две крупные организации, взявшие на себя соответствующие функции – управляющая компания «Сиброн» и Байкальский банк Сбербанка России. Программное обеспечение такого уровня очень дорогостоящее, требует значительных затрат на обслуживание. Но оно того стоит: Система «Город» удобна и абсолютно прозрачна как для поставщиков услуг, так и для населения. Все платежи – независимо от того, в каком городе области они приняты, в каком пункте приёма платежей Системы «Город», – сразу попадают в единый реестр, имеют уникальный номер операции, информация о платеже передаётся поставщику услуг в удобном для него виде и так быстро, как это необходимо.

А вот как описывает свой инструментарий Иркутская процессинговая компания: «Компанией был тщательно изучен опыт ряда российских городов – Омска, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Тогда программные продукты, работающие в этих регионах, были признаны не подходящими для использования в Иркутске, так как не учитывали его специфику». К сожалению, компания не уточняет, каким же конкретно продуктом она пользуется. Что касается «неподходящего продукта», то совершенно непонятно, о чем идёт речь. Программа, разработанная ЦФТ, работает в 80 городах России. Не о ней ли это высказывание? Но в Иркутске она запущена семь лет назад и до сей поры успешно работает и развивается.

Интересно также и то, что процессинговая компания, которая с конца 2010 года активно «заработала локтями», пытаясь выпихнуть с рынка возможных конкурентов (сильнейшим из который является уже упоминавшаяся Система «Город»), упорно твердит о неких инновациях, которые внедряет или готовится внедрить в Иркутске. Из тех инноваций, которые уже действуют, называют возможность оплачивать ЖКХ и услуги через Интернет, иметь на сайте личный кабинет для контроля лицевого счёта. Но, помилуйте! –такая мера, как личный кабинет – инициатива администрации города трёхлетней давности. Система «Город» также предлагает эту услугу. Ровно как и оплачивать счета через Интернет. В чём новаторство?

* * *

Может быть, новаторство заключается в особом финансовом отношении с населением и поставщиками? Иркутская процессинговая компания решила снизить процент, который будет выплачиваться агентам в качестве «гонорара» за сбор платежей. Если раньше «гонорар» за приём средств от населения составлял 2% от суммы платежа, то «новаторские отношения» предполагают всего лишь 1,2%. Выгодно? Да, выгодно. Но кому? Иркутская процессинговая компания дает понять, это выгодно населению. Но это не так. 2% – тот оптимальный взнос, который на 2011 год уже закреплён в тарифах, это значит, что поставщики услуг так или иначе его оплатят в установленном размере. Исходя из этого, можем предположить, что договор с агентом заключается на 1,2%, поставщик же продолжает оплачивать свои 2%, которые и берутся с населения, а в результате этой операции образуются «ничейные» 0,8%.

Ситуация в Иркутске стала достоянием широкой общественности, послужив сюжетом новостей центрального канала НТВ. Комментируя журналисту сложившуюся ситуацию, вице-мэр Дмитрий Разумов сказал следующее:

«Сегодня проблема, наверное, в том, что прочие операторы были не готовы к тому, что крупный системный плательщик … «Город» может уйти с рынка. Я считаю, что это проблема двух-трёх месяцев. Либо «Город» договорится с управляющими компаниями за меньшие тарифы, и это все заработает. Либо вакуум будет закрыт за счёт других...»

Эта загадочная речь наводит на мысль о том, что городская администрация не в курсе сложившейся ситуации. И, кажется, в мэрии не очень хорошо разбираются даже в том, кто обслуживает Иркутск – ведь никто не уходил с рынка. Непонятно, кто такие «прочие операторы» и к чему они были не готовы? Система «Город» работает в своём обычном режиме. В установленном администрацией города для всех агентов едином тарифе. Никакого вакуума не существует, и речь идёт о подмене одного, укоренённого и развитого, на другое, которое может в итоге оказаться фикцией.

***

Хотя вряд ли процессинговая компания делилась опытом именно такого новаторства с депутатами Государственной Думы Константином Зайцевым и Андреем Чиркиным, бывшими в Иркутске с рабочим визитом и встречавшимися с генеральным директором компании. Не о таком новаторстве рассказывали, вероятно, и депутатам областного Законодательного собрания, курирующим ЖКХ. Главный проект, с которым процессинговая компания выходит «во власть» – создание и развитие единой диспетчерской службы, представляющей собой совокупность баз и банков данных, где собрана информация о жильцах многоквартирных домов, управляющих компаниях, поставщиках, где производится учёт начислений и оплата коммунальных платежей, сервисно-регистрационный учёт, паспортизация. Хороший проект, полезный. Впрочем, касается он территории, подведомственной только трём управляющим компаниям – Южной, Западной и Северной. Следуя такой логике, дабы ввести в единую диспетчерскую службу весь жилой фонд, необходимо, чтобы все управляющие компании находились на обслуживании процессинговой компанией. Не в этом ли направлении сейчас действует компания? Но в таком случае она должна иметь реальные преимущества, а не дутые.

В ином случае закрадывается сомнение в том, что она конкурирует честно, привлекая клиентов.

Пока Иркутской процессинговой компании нечего предложить ни ресурсоснабжающим организациям, ни поставщикам услуг, ни, тем более, частному плательщику. Проект диспетчерской службы на этом фоне кажется вероломной попыткой привлечь на свою сторону симпатии государственной власти. А дальше использовать эти симпатии для того, чтобы стать монополистом в сфере сбора и обработки платежей. Этим можно объяснить недобросовестную конкуренцию, в частности, подтасовку фактов, распространение ложной информации, которая способна повредить конкурентам. Мы видим не желание встроиться в рынок, занять свою нишу, а только агрессивную попытку подменить собой уже работающую – и успешно развивающуюся компанию Иркутска – Систему «Город». Фактически в очередной раз разрушить то хорошее, что в городе и области в соответствующей сфере уже достигнуто. И нужно ясно понимать, что это губительно не только для отдельных организаций, которые работают на этом рынке, но и для всей системы ЖКХ, которая и без того неспокойна.

  • Публикуется на правах рекламы

  • Расскажите об этом своим друзьям!