ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Что покажет вскрытие?

Изменить размер шрифта

zoopark

Зоопарк датского города Оденсе вызвал международный скандал, пригласив детей на увлекательное мероприятие — вскрытие мертвого царя зверей, ранее усыпленного из-за перенаселенности заведения. «Приходите, когда один из сотрудников займется препарированием льва. Программа будет сопровождаться пояснениями, вы сможете посмотреть на сердце, легкие и другие части тела животного, при желании изучить их поближе. Весь процесс будет построен на диалоге», — сообщал юным натуралистам сайт зоопарка.

Все это звучит сравнительно прилично, по сравнению с историей, не так давно случившейся в Копенгагене, где публично убили жирафа Мариуса, а затем скормили его львам. Но жестокие эксперименты датских зоопарков, претендующие на то, чтобы стать традиционными, изрядно утомили даже местную, воспитанную на толерантной вседозволенности общественность: в Оденсе прошли протестные акции. Которые, правда, отнюдь не изменили планы живодеров...

Российские СМИ часто упрекают в том, что они, дескать, специально раздувают подобные заурядные истории, дабы слепить из Запада образ бесчеловечного врага. Мол, раньше там негров линчевали, а теперь мучают львов и жирафов. Эти нападки совершенно несправедливы. В дополнительном очернении Запад не нуждается. Достаточно перечитать список детей Донбасса, убитых украинской армией за полтора года с подачи США и ЕС. В случае с животными, когда речь касается не военных действий, а бытовой кровожадности, превращенной в увлекательное шоу, нам просто противно.

Существует фундаментальное психологическое различие между русской и западной цивилизациями по отношению именно к расчленению и кровопусканию — мы не испытываем от них плотоядного удовольствия. У нас вряд ли прижились бы гладиаторские игры или хотя бы коррида. Этим же объясняется и услуга, оказанная европейцам русскими шеф-поварами в плане установления культурных застольных обычаев. В XIX веке в лучших домах Лондона и Парижа вошла в правило «русская разделка» мяса на небольшие съедобные порции прямо на кухне. К столу в Европе наконец-то перестали подавать большие туши, которые приходилось резать самостоятельно, забрызгивая сотрапезников кровью и жиром.

Немецкий социолог Норберт Элиас считал этот новый для Европы (но не для Петербурга и Москвы) способ разделки мяса важным завоеванием цивилизации именно потому, что он подавлял чувство агрессии, создавал между психикой человека и трупами животных значительный барьер, от которого гораздо сложнее было перейти к подвигам Джека-потрошителя.

К сожалению, слишком часто забывают, что человеческая психика, тем более — детская, довольно хрупка. Демонстрация ребенку сцен насилия, порнографии и «расчлененки» может сказаться самым пагубным образом, привести к навязчивым воспоминаниям, рано или поздно стать причиной опасных ассоциаций. Представим, что в мозгу взрослого человека осталась давняя картинка расчлененного льва: кровь, внутренние органы, и рассказывающий обо всем «в режиме диалога» добрый дядечка-вивисектор. Самые неожиданные мысли и ситуации ведут к этому воспоминанию... Да это же готовый сюжет для добротного триллера вроде «Молчания ягнят»!

Безусловно, и в нашей жизни бывают ситуации, когда дети видят кровь и смерть. И, несомненно, это тоже очень травмирующий опыт. Так, одним из воспоминаний Алеши в «Зеркале» Тарковского является сцена, в которой его мать в ужасе убегает, когда ей приходится по просьбе хозяйки зарубить петуха. Это можно считать слабостью «городских», но именно подобное, воспитываемое на физиологическом уровне отвращение, понижает и общий уровень агрессии.

Разумеется, свести насильственные преступления в социуме до нуля — нереально, но в целом, в сравнении с иными западными демократиями, у нас довольно тихое, обходящееся без крови общество. Еженедельные расстрелы в школах, как в США, в российской реальности просто немыслимы. И дело тут не в пресловутой легализации огнестрельного оружия, а в общем уровне допустимого насилия в родной культуре.

А вот наша кривая изощренной преступности, смею предполагать, во многом является прямым следствием глобального вовлечения. Ведь практически все наглядные инструкции садистского характера — фильмы, книги, интернет-ролики — приходят к нам именно «оттуда». И здесь уместнее говорить, скорее, о мягкости наших властей и, простите за советский штамп, тлетворном влиянии Запада.

... На днях я попытался посмотреть американский сериал «Спартак: Война проклятых», посвященный знаменитому восстанию рабов в Древнем Риме. Трудно ожидать от сюжета о войне гладиаторов и рабовладельцев излишнего гуманизма. Но увиденное меня шокировало. Порнография, обилие гомосексуальных сцен, всюду кровь, отрезанные головы, выпущенные кишки. И посреди этого крупно показанный освежеванный труп лошади, разделываемой на мясо, над которым летают мухи. Телевизор я выключил, но подумалось: кровищи и обнаженных женщин я видел в кино немало и до сего дня. А вот любовники-гладиаторы и расчлененные лошади — это нововведение. Действительно, свежие достижения толерантности. На подобном фоне события в датском королевстве видятся логичным звеном цепи. Судьбы несчастного Мариуса, неназванного льва из Оденсе и безымянной лошади, которую зарезали на съемках «Спартака», безусловно, переплетены.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!