ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

Без знания прошлого нет будущего

Изменить размер шрифта

На заметку родителям и журналистам.

Без знания прошлого нет будущего

Перебирая подшивку газеты «Комсомольская правда», обратил внимание на материал Ксении Конюховой от 24 июля 2019 года. Прежде всего удивил заголовок. Какой-то расплывчатый, рыхлый – «Списки для чтения на лето только отвращают детей от книг». В советское время журналисты обращали особое внимание на заголовок. К сожалению, в наше время явно видна деградация грамотности.

Меня заинтересовал подзаголовок «Устаревшие и политические». Привожу выдержку из текста: «В начальной школе произведений, вызывающих массу вопросов, хватает. Это «Приключения Чиполлино» Родари, «Тимур и его команда» Гайдара, «Кондуит и Швамбрания» Кассиля и многие другие. Книжки прекрасные, и советские дети читали их запоем. Но если взглянуть на них свежим взглядом, то ВЫЛЕЗАЕТ много политического контекста. Это раньше он был понятным, а современные дети его уже не считывают. Так что история про революцию и пионеров могут показаться им непонятными, а иногда и дикими».

Вас не удивляет выделенные мною специально слово «вылезает»? В советскую эпоху в штате газет были корректоры. Да и сами журналисты в случае сомнений заглядывали в соответствующие словари. Сейчас у молодых журналистов завышено самомнение, и они часто игнорируют правила русского языка и стиля.

Да, в Советском Союзе проповедовалась коммунистическая идеология, формирующая у подрастающего поколения любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине через октябрятские, пионерские и комсомольские организации. Что же в этом плохого?!

В журнале «Дополнительное образование» в № 6 от 2013 года в статье «История становления ДОД в России» Н. В. Машинистова педагог дополнительного образования, преподаватель английского языка сообщает:

«Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования в конце XX – начале XXI веков, исследования обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования: отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиции...»

Обратите внимание – как совпадают мнения Конюховой и Машинистовой.

Если заглянем в «Словарь иностранных слов», то прочтем: «Идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и активно воздействует на развитие общества».

Нам известно, что идеология может быть прогрессивной или реакционной. Получается, что в современной России нет ни той, ни другой.

Но вернемся к теме «ненужности» знакомства с произведениями Аркадия Гайдара, Льва Кассиля и других. Здесь следует подчеркнуть, что даже в золотой век русской литературы – XIX век – у нас не было ни одного сколько-нибудь значительного писателя, целиком посвятившего свой талант детям. Такие писатели появились лишь после Великого Октября – Аркадий Гайдар, Леонид Пантелеев, Лев Кассиль и другие.

В. Г. Белинский считал, что литератору, пишущему для детей, «нужна душа благородная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески-простодушная, ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая, поэтическая фантазия, способная представлять все в одушевленных, разных образах».

Сколь ни велико число необходимых детскому писателю качеств, перечисленных Белинским, Гайдар обладал ими всеми и даже кое-чем сверх того: превосходной памятью детства, бескорыстием, отличным знанием военной и гражданской жизни, а также огромной любовью к детям, к литературе, к родной земле.

На занятиях студии «Репортёр», кроме журналисткой тематики, я знакомлю юнкоров с творчеством детских писателей Советского Союза.

Один из участников студии – Ваня Леонтьев в своём отклике на рассказ А. Гайдара пишет: «Детские писатели советской эпохи вкладывали душу в свои произведения. В каждом из них четко прослеживается мысль, подтекст. А сейчас? Текст ради текста.

Поговорим о произведении «Совесть» Аркадия Гайдара. «Нина Карноухова не приготовила уроки по алгебре и решила не идти в школу». С самой первой строки описывается привычная тема, но она перерастает в нечто большее. Спрятав книги в роще, девочка побежала за бабочкой, не зная, что бабочка изменит ее отношение к жизни. Нина наткнулась на мальчика «с добрыми и доверчивыми глазами сжимавшего в руке словарь».

Завязалась беседа. И Нина узнала, что из-за собаки малыш заблудился и опоздал в школу.

Провела она мальчика через рощу и заплакала: «Что же творится? Такой маленький мальчик идёт в школу, не пропускает занятия, а я прогульщица!» Это дала о себе знать зарождающаяся совесть. Таким, как Нина Карноухова взрослым и красивым школьницам, не стоит пропускать уроки. Вот такой смысл гайдаровского рассказа».

Так что, не переживайте за нынешних детей, Ксения Конюхова! Творчество Аркадия Петровича не является диким. Оно понятно и поучительно.

Вспоминаю время, когда в иркутской средней школе № 6 принял классное руководство в 5 «Ж» классе. Буква «Ж» – это не «А». Часть учеников состоит на учёте в МВД, часть – троечники и незначительное число отличников. Как их сплотишь? Сходил с ними в библиотеку. Взял «Тимура и его команду». После знакомства с повестью Гайдара предложил высказать мнение. И дети сказали, что мы должны помочь участникам Великой Отечественной. Они сами изготовили звёздочки и прикрепили на двери, где жили фронтовики. Стали им помогать: покупали продукты в магазине, приносили лекарства из аптек, мыли полы. Делали добрые дела.

Ну и чем же плоха повесть «Тимур и его команда»?! Ксения Конюхова пишет: «Так что истории про революцию и пионеров могут показаться современным детям непонятными, а иногда и дикими».

Дико то, что корреспондент «Комсомольской правды» считает обучающихся в начальной школе этакими тупыми несмышлёнышами.

Обратимся к повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Мне кажется, что Ксения её не читала. Дети любят произведения этого писателя за мечту, за фантазию, за веселый жизнерадостный смех, звучащий с каждой страницы. Страна коммунизма, изображенная Кассилем, органично вписывается в географию этого фантастического мира, где существуют Швамбрания, Синегория и Джунгахора. Страны эти нужны были писателю не только для утоления жажды романтики. На их примере Кассиль учит своего читателя «любить ту землю, что была ему дороже всего на свете».

Надо ли говорить, что речь тут идёт о советской земле?! Получается – идеология советского периода была прогрессивной. И в этом нас убеждают произведения детских советских классиков: Корнея Чуковского, Бориса Житкова, Самуила Маршака, Виталия Бианки, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля и многих других. Напоминаю, что и сегодняшним детям, и школе, да и новым поколениям писателей, пишущих или только мечтающих писать для детей, книги советских детских классиков очень и очень нужны и полезны. Без знания прошлого нет будущего.

  • Расскажите об этом своим друзьям!