ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Светлая личность Сибири

Изменить размер шрифта

alt

 

По словам Ивана Барсукова (1804 г.) – библиографа-литературоведа и историка), достижение групповых целей.ала совместной работы дать понять участникам занятий, что именно от них ож и историка - «Иркутск – самый красивый город во всей Сибири – расположен на правом берегу величественной реки Ангары, которая так быстра, что жестокие морозы, свойственные тамошнему климату, покрывают её исковерканным льдом не ранее января, а бывают годы, что всю зиму переправляются через Ангару на плашкоутах… На левом берегу Ангары, в пяти верстах от Иркутска, на заметном возвышении – как бы смотрит на город, красуется Вознесенский монастырь со своими золотыми крестами и главами. В нём открыто почивает в нетлении, благоухая, прославленный чудотворениями святитель Иннокентий в великолепной серебряной раке».

Двести шестьдесят лет сияли над Ангарой маковки и золочёные кресты изукрашенных церквей, пределов Вознесенского монастыря. (Мужской монастырь Вознесения Господня и Иннокентия епископа Иркутского был образован в 1669 году. Это был первоклассный монастырь, отстоящий от центра города всего в четырёх-пяти верстах (сейчас улица Полярная), разрушен был новыми властями до основания в 1930 году). Сибиряки любили это намоленное место и особо почитали своего святителя. И вера их в чудотворную силу Иннокентия так велика была, что убеждены были, если при проезде мимо монастыря не отслужить молебен преподобному чудотворцу, то на пути непременно случится какое-нибудь несчастье.

Открытие мощей святителя Иннокентия совершилось в царствование императора Павла. Сенаторы Ржевский и Леватов, ревизовавшие Иркутскую губернию, донесли государю о нетленных мощах и чудесах святителя, который преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября ещё в 1731 году в седьмом часу утра.

Погребён был святитель в пещере под деревянной церковью Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1764 году, когда начали ремонтировать церковь, обнаружили, что тело, одежды и гроб святителя (хотя прошло уже тридцать три года со дня его погребения) сохранились нетленными и прославились многими чудесами. Жители Иркутска стали просить об открытии мощей святителя. Народное почитание останков началось в конце XVIII века.

В последних числах сентября 1800 года епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений числом более ста. Государь потребовал от Святейшего синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года доложил результаты Синоду.

1 декабря 1804 года Святейший синод с высочайшего соизволения объявил: «Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

Мощи святителя были открыты 19 января 1805 года; 16 февраля того же года перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. В 1921 году мощи были вскрыты и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были найдены в 1990 году далеко от Иркутска в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Всё это произошло благодаря усилиям и молитвам священства и верующих, в числе которых был и А. Д. Сирин (известный профессор, доктор философских наук), который выступал на первых Иннокентьевских чтениях.

Слова А. Д. Сирина тогда произвели на многих очень сильное впечатление: «…Святитель, Петром I направленный, но так и не попавший в Китай в 1720-е годы, и ныне стоит на страже земли Иркутской. И высшим Промыслом предопределено ему и в будущем защищать нас от набирающего силу огромного Китая...»

До революции поток паломников к мощам святителя Иннокентия был настолько велик, что для приезжающих было построено две гостиницы при Вознесенском монастыре.

В честь святителя стали открываться храмы, например – в Красноярском и Хабаровском крае, в Приамурье его именем стали называть селения. Открылось много воскресных школ при церквях.

Иннокентьевский храм в Хабаровске

Так, в 1869 году начальство Хабаровского поста решило начать постройку Нового Храма. В 1870 году на берегу реки Барри (позже Чардымовки) была воздвигнута первая деревянная церковь, названная Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия – покровителя Сибири и Дальнего Востока. Средства дали купцы Т. А. Слугин и В. Ф. Плюснин. И уже в 1870 году архиепископ Камчатский и Благовещенский Вениамин совершили освещение новопостроенного храма в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Первые жители Хабаровска верили, что нарекая свой храм в честь святителя, они вручают военный пост его небесному покровительству.

В XIX–XX веках Иннокентьевская церковь, являясь духовным центром Хабаровска, играла немаловажную роль в общественной жизни города. Так, с конца XIX века при храме с соизволения Великого князя Александра Михайловича Романова и его супруги Ксении Александровны действовала обитель милосердия, включавшая в себя общину сестёр милосердия, богадельню и бесплатную лечебницу. С 1899 года при церкви была открыта церковно-приходская школа.

С 1930 года началось в церкви разрушение. Невосполнимые утраты понёс храм в 1964 году – разрушено пятиглавие куполов, колокольня, уничтожены фрески.

И только с 1992 года храм начал возрождаться. Восстанавливали его десять лет. В 2005 году произошло знаменательное событие – железнодорожным крестным ходом из Иркутска привезли в храм икону с нетленными мощами святителя Иннокентия.

Хабаровчане считают этот храм своим духовным центром. Ещё в 1898 году на страницах газеты «Приамурские ведомости» можно было прочитать такие замечательные строки – «…образ храма, как образ дорогого сердцу человека всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провёл под его сенью».

Предки святителя Иннокентия

Дворянский род Кульчицких или Кольчицких, от которого происходит святой Иннокентий, с давних пор существовал в Галиции, Литве, на Волыни и других местах Украины.

В середине XVII столетия родители и некоторые родные святителя переехали в Черниговскую губернию. В 1663 – 1667 годах в Московском малороссийском приказе упоминается переводчиком Григорий Кольчицкий (иногда встречается в документах и такое написание фамилии. В своих донесениях Синоду ещё до получения епископства и сам святитель подписывался так: «Иеромонах Иннокентий Кольчицкий»).

Кольчицкий был писарем у Кочубея. Он вместе с Кочубеем свидетельствовал об измене Мазепы. Пострадал за правду и был сослан в Архангельскую губернию, но после того, как измена Мазепы была доказана, был возвращён из ссылки с честью для рода.

Святитель Иннокентий родился между 1680 и 1682 годами (точная дата нигде не указана). Родители старались дать сыну самое наилучшее образование и воспитание. При крещении назвали его Иоанном.

В житии и чудесах святителя Иннокентия, напечатанных в Иркутске около 1877 года, в рукописи, хранившейся в Иркутском Вознесенском монастыре, сказано: «Когда пришёл он в возраст, то отдан был во град Киев в училище, для обучения преподаваемым там наукам. Потом там же, в Киевской Академии, обучался словесным наукам: риторике, философии и богословию и иностранным наукам: латинскому, греческому и польскому».

Было Иоанну 12–13 лет, когда поступил он в Киевскую коллегию. Высокие чувства и мысли, благие цели и намерения не оставляли его души во всё время обучения: фира, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – низшие классы коллегии - были пройдены с блеском и похвалой ревностным учеником.

В 1701 году Пётр I за процветание науки в коллегии приказал переименовать её в Академию. Так будущий святитель в высших классах обучался риторике, философии и богословию уже в Академии.

Родители Иоанна скончались ещё до окончания им курса в Академии и стал воспитывать его дядя.

Ещё в юности Иоанн горел желанием всецело посвятить себя служению Святой Церкви. И в 1708 году, вероятно, архимандрит Иоасафа (Кроповский), который был настоятелем Лавры, ввёл его в отряд подвижников монашества, и он принял имя Иннокентий, и был рукоположен во иеромонаха.

Назначение во флот

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской славяно-греко-латинской академии.

С 1714 года он являлся префектом той же академии. Преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию.

В числе наиболее образованных иноков по указу Петра I в 1719 году его вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.

С конца 1720 года иеромонах Иннокентий исполнял должность наместника Александро-Невской лавры.

(Окончание следует)

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.