ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Память – покаяние

Изменить размер шрифта

В сентябре 2016 года президентом был подписан указ об установке в Москве общенационального Мемориала жертвам коммунистического террора. По данным авторов «Чёрной книги коммунизма», жертвами советского тоталитаризма стали 20 миллионов убитых, что почти сопоставимо с количеством погибших в Великой Отечественной войне. Открытие Мемориала предполагается 30 октября нынешнего года.

«Устрашение, смертные казни, убийства и все ужасы неистовства» (определение террора В. Далем) были своеобразными символами советской власти в начале её истории: «красный» и Большой террор, расказачивание и раскулачивание, репрессии против священнослужителей и атеистическая пятилетка, борьба с вредителями, троцкистами, шпионами, врагами народа – таковы ступени к «светлому будущему». Самоистребимая тупиковость нашего исторического опыта до сих пор ещё не познана ни властью (законы об иностранных агентах), ни значительной частью общества. Так, известный кинорежиссёр В. Бортко в ходе предвыборной кампании в Госдуму (по списку КПРФ) утверждал: «...сейчас не время рассказывать о репрессиях и о том, откуда они взялись». Да и сами репрессии, по мнению народного артиста России, были небесполезны: «Надо было уничтожать людей, такое время». (Цит. по: «Новая газета» 19 августа 2016 г. Обзор Я. Шенкмана и Л. Милюковой).

Суть государственного террора заключалась в том, что власть отбирала у человека не только право на ЖИЗНЬ, но и право на СМЕРТЬ – естественное окончание жизни, заменив её УБИЙСТВОМ. Специфика террора состояла и в его плановости, масштабах фальсификации обвинений, санкционировании пыток, а также и в том, что значительная часть общества признавала не только право властного насилия, но и одобряла его, что нашло отражение в стихах школьницы Е. Нерубиной, опубликованных в газете «Известия» 1 февраля 1937 года: «Трижды презренные, мерзкие гады/ Смертью посмели кому угрожать./ Нет, не дождётесь вы больше пощады,/ Суд вам один – как собак расстрелять!».

Для нормального человека террор – убийство, преступление, совершаемое властью, но, согласно большевистской логике, – необходим: строительство нового общества требует уничтожения старого. Большевики, захватив власть, стали культивировать самые низменные чувства человека – зависть, корысть, предательство. Доносить на товарищей, отрекаться от родителей – в такой вывернутой наизнанку системе моральных ценностей, когда зло считается добром, – социально-психологические корни народной поддержки террора. Террор тоталитарного государства становится народным. У советского человека идеологические догмы стали условными рефлексами.

Все эти многообразные аспекты террора как социального явления нашли отражение в конкурсе проектов памятника жертвам политических репрессий (всего было прислано на конкурс более 300 работ). Конкурсная комиссия после длительного обсуждения определила десятку лучших проектов. Победителем конкурса стала скульптурная композиция Георгия Франгуляна «Стена плача». Сорокаметровая бронзовая стена, состоящая из взлетающих вверх схематических фигур с просветами в форме человеческих силуэтов, – так будет выглядеть Мемориал жертвам политических репрессий. Его предложено установить в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова с Садовым кольцом. По авторскому замыслу, любой человек может преодолеть перекрёсток, пройдя через просветы стены, ощутив хрупкость и уязвимость собственной жизни в античеловеческих условиях советской тоталитарной системы.

«Сталинские репрессии были следствием предыдущих – революции, Гражданской войны, красного и белого террора. Речь идёт о трагедии общечеловеческого масштаба», – объясняет свой замысел Г. Франгулян. Стоимость сооружения – 460 млн рублей, 300 млн выделило московское правительство, остальные 160 млн решено собрать с помощью общероссийской кампании. Сбор средств осуществляет Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий, презентация которого прошла 26 мая 2016 года в Музее истории ГУЛАГа. Сбор средств на Мемориал не столько необходимость, сколько символ. «Если каждый россиянин даст на этот проект 1 рубль, как раз соберём эту сумму, – говорил на презентации Фонда глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. И продолжил: «Мне кажется, это важно не столько с финансовой точки зрения, сколько с нравственной. Потому что, отдавая рубли на строительство мемориала жертвам репрессий, мы символически отрекаемся от преступлений прошлого». Внести свой вклад в сооружение Мемориала может каждый, для этого открыт специальный счёт в ПАО «Сбербанк» (см. сайт memoryfund. ru.), а проще – sms на номер 3434 с текстом: ПАМЯТЬ (пробел) СУММА (цифрой).

Проект Георгия Франгуляна и работы других авторов иркутяне могли увидеть в областной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского.

Благодаря активности А. Л. Александрова московский мемориал прислал в Иркутск больше десяти проектов, которые экспонируются в одном из залов библиотеки. И. И. Терновая организовала обсуждение проектов. Состоялся обстоятельный разговор о необходимости усиления работы по сохранению памяти жертв политических репрессий, публикации архивных материалов, издания сборников воспоминаний, создания музея. Необходимо создать из старшеклассников и студентов движение волонтёров памяти.

Они помогли бы сохранить память о тех страшных годах бессмысленной жестокости в каждом городе, районе, посёлке Прибайкалья. И, конечно, нужен свой, «иркутский» памятник. Участники обсуждения пришли к выводу: установить его на Мемориале в Пивоварихе, доведя до конца благоустройство этого печально-памятного места.

В этом году – горестная дата: 80 лет с начала Большого террора, жертвами которого в Иркутской области (убийства совершались в Иркутске, Бодайбо и Киренске и, вероятно, в других местах) стали более двадцати тысяч человек.

P. S. В ХХ веке появилось новое понятие «массовое захоронение», связанное прежде всего с тоталитарной властью. В Тбилиси по данной тематике прошла международная конференция. Её участник Михаил Рожанский рассказал, что материалы конференции основаны на социальной практике Советского Союза, Польши и Камбоджи, странах, где «массовым захоронениям» предшествовала «идеология коллективного насилия».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».