ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Миры Ильи Репина

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/repin как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

repin


Илья Ефимович Репин – талантливейший художник-реалист XIX века. Его картины – это грандиозные творения, которые пережили своего создателя. 5 августа 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения этого великого русского живописца.

Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Талант к живописи проявился рано, и первые навыки владения кистью Репин получил в топографической школе, где учили и чертить, и рисовать, а потом обучался у местного иконописца. Выполнив несколько заказов на роспись церквей, Илья Репин на заработанные деньги поехал в Петербург, чтобы учиться дальше. В 1863 году Репин поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил её.


Бурлаки


Первый колоссальный успех молодого художника связан со знаменитой картиной, появившейся на выставке в марте 1873 года: «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя.
О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях. Было это в 1868 году. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». В один из погожих летних дней художник Савицкий уговорил Репина отправиться с ним на этюды. Они плыли вверх по Неве на пароходе в весёлой компании, и тут молодой художник впервые в жизни увидел бурлаков, тянущих барку. Сцена эта, когда «люди впряжены вместо скота», поразила его, и он тут же решил писать эскиз.
Но для этого Репин вложил в картину несколько лет напряжённого труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Замысел картины изменился в ходе работы, действие было перенесено на Волгу. Репинские бурлаки – это не серая безликая масса, а портретная галерея ярких индивидуальностей. Каждый из них – это характер, личность, жизненная философия, биография.
Вот, к примеру, как рассказывает Репин в своих воспоминаниях о любимом герое картины – Канине: «...Да что все романы и все истории перед этой фигурой!.. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб, это не простак...Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протёртыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение. Много лет спустя я вспоминал Канина, когда передо мной в посконной, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде с сохой за лошадью Лев Толстой».
Законченная картина потрясла всех – и друзей, и недругов художника и сразу выдвинула Репина в первые ряды лучших русских живописцев. Полотно увидели в Петербурге, Москве, на всемирной выставке в Вене. Но отношение к себе она вызвала совсем неоднозначное. Например, ректор Петербургской Академии художеств отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства». Министр, оскорблённый видом «этих горилл, наших лапотников», настаивал, чтобы руководство Академии внушило «этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрёпанные онучи на показ Европе на всемирных выставках...».


Лучшие работы


Окончив академию, Репин, как лучший выпускник получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и в Италию. Первой работой художника после возвращения в Россию был «Крестный ход». Репин был мастером в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни. Картину можно разглядывать часами, замечая всё новые детали.
В 1882 году начался самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять – двенадцать лет Репин создал большинство своих наиболее известных произведений.
В 1885 году Репин завершил одну из самых известных своих картин «Иван Грозный и сын его Иван». Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решённая только двумя фигурами. «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное».
Консервативная часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».
Картину купил Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать её в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.


Борцы с самодержавием


Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвящённых революционной тематике. Это картины «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста» и другие. В центре образов – борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчуждённый от окружающей его человеческой среды. Самое значительное произведение на революционную тематику «Не ждали». Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отражённых на лицах революционера и членов его семьи.
Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов, художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи.
Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют портреты. За каждым изображением стоит незаурядная личность. Грабарь справедливо замечал, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».
Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта.


В «Пенатах»


После Октябрьской революции, когда Финляндия обрела независимость, художник оказался отъединённым от России в своих «Пенатах» – даче в местечке Куоккала на Карельском перешейке. В 1922–1925-м годах Репин создал едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу, которая находится сейчас в Художественном музее Принстона в США. Несмотря на приглашения, исходящие с самого высокого уровня (в 1926 году ему написал сам Ворошилов), Илья Ефимович так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями.
Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства. Репин оставил в наследство не просто картины, а целые миры: мир Российской империи с нуждой и бесправием в «Бурлаках» и «Крестном ходе», мир далёкого прошлого в «Иване Грозном», мир борцов за свободу в «Отказе от исповеди», «Сходке революционеров», мир творчества и высокой мысли в портретах писателей, композиторов и художников.
Илья Ефимович скончался в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Чуковский в 1937 году выпустил сборник мемуаров художника и статей об искусстве под названием «Далёкое близкое», неоднократно затем переиздававшийся.

{gallery}TXTS/2014/repin{/gallery}

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.