ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Иркутск крылатый

Изменить размер шрифта

Исполнилось 85 лет с начала строительства авиазавода № 125 в городе Иркутске.

Иркутский Авиационный Завод

Музей Иркутского авиационного завода

В январе 1921 года В. И. Ленин подписал декрет об утверждении комиссии по развитию воздухоплавания – это стало началом становления советской авиации, а XIV-й съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1925 года, стал дополнительным импульсом развития авиационной промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке.

В принятом в начале 1932 года постановлении ЦКВКП(б) говорится о строительстве авиазаводов № 125 в Иркутске, № 126 в Комсомольске-на-Амуре, а позднее авиазаводов № 99 в Улан-Удэ и № 153 в Новосибирске.

В первых числах февраля 1932 года комиссия выбрала место под строительство будущего завода и жилого массива на левом берегу реки Ангары в районе посёлка Иннокентьевский.

Дополнительным аргументом при выборе места под завод стало наличие рядом с посёлком Боково аэродрома, который мог послужить полигоном для испытания самолётов.

Приказом народного комиссара тяжёлой промышленности С. Орджоникидзе № 181 от 28 марта 1932 года был утверждён проект и план строительства завода.

Первыми строителями стали жители посёлка Иннокентьевский. Предпочтение отдавалось тем, кто имел лошадь, так как в те годы это был основной вид транспорта. Затем стали прибывать рабочие, завербованные в западных и восточных районах страны.

В любую погоду гужевые обозы обеспечивали стройку материалами. Основными инструментами были лом, кирка, лопата, топор. Работали, не считаясь со временем, чтобы в срок выполнить запланированные объёмы.

В августе на строительство стали прибывать комсомольцы, выполняя постановление бюро ЦК ВЛКСМ «О содействии военно-авиационному строительству», демобилизованные красноармейцы.

Вновь прибывших размещали на квартирах у местных жителей, параллельно строили временное жильё – каркасно-засыпные бараки, которые возводились за 7-10 дней. В них размещалось до 50 человек.

Бараки считались временными. Но эти «времянки» простояли по полвека. Последние из них были снесены в восьмидесятых годах, а в шлакоблочных люди живут и в наши дни.

24 августа 1932 года комиссия под председательством заместителя начальника Глававиапрома НКТП И. Б. Кацва приняла предприятие, получившее название «Завод № 125 имени товарища Сталина».

Несмотря на многие проблемы и трудности, головная машина И-14 № 125001 в январе 1935 года была передана на аэродром, где после наземной отработки, в феврале, самолёт выкатили на старт.

Головной самолёт в первый полёт поднял лётчик-испытатель завода И. И. Лагутин.

Это была первая большая победа.

Потом будет много полетов, но этот был первый, самый важный.

Подвиг лётчиков

45 лет отделяют нас от подвига лётчиков-испытателей завода Гелия Михайловича Куркая и Виктора Федоровича Новикова, ценой своих жизней предотвративших гибель людей в посёлке авиастроителей.

Г. М. Куркай родился 27 января 1930 года в Москве в семье инженера-конструктора автопрома. С детства Гелий мечтал стать лётчиком. И мечта его сбылась – в 1951 году, после окончания Борисоглебского военного авиационного училища, Гелию Михайловичу вручили лейтенантские погоны и диплом военного лётчика. Началась служба.

«Летать любит. В полётах вынослив. В сложных условиях полётов принимает грамотные решения», – с такой характеристикой Г. М. Куркай в 1959 году поступает в школу лётчиков-испытателей города Жуковский.

По её окончании работает лётчиком-испытателем п/я 1303 Москвы, а в 1966 направляется на Иркутский машиностроительный завод инженером-инспектором по штурманской подготовке, тогда же утверждается на должность лётчика-испытателя III класса.

Он участвует в испытаниях самолетов Як-28, Ан-24, МиГ-23УБ. Заслуженный лётчик-испытатель Эдуард Николаевич Чельцов отмечал умение Гелия Михайловича чувствовать характер машины на всех этапах лётных испытаний, хладнокровно решать возникающие в полёте нештатные ситуации.

В свободное время вместе с другими лётчиками-испытателями Гелий активно участвуют в жизни коллектива цеха, завода, выступает на сцене заводского Дворца культуры. В ДК Гелий Михайлович встретил свою любовь Римму, и холостяцкая жизнь закончилась.

В 1965 году в семье родилась дочь Елена, в семидесятом – долгожданный сын Женька. Теперь из полётов его ждали трое.

Став семейным человеком, Гелий Михайлович всё свободное от полётов время старался посвящать семье, детям.

Напарником Гелия Михайловича был Виктор Федорович Новиков. Он родился 6 января 1941 года в деревне Михайловка Сакского района Крымской области в многодетной крестьянской семье. В 1964 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков и три года работал там инструктором. В декабре 1969 года, после окончания школы лётчиков-испытателей, направлен на Иркутский машиностроительный завод лётчиком-испытателем IV класса. Освоил и испытывал самолеты Як-28. В марте 1971 года приказом министра № 161 В. Ф. Новикову присвоен третий класс лётчика-испытателя.

8 июня 1972 года был обычный рабочий день. Один за другим уходили в полёты машины, пилотируемые лётчиками-испытателями Э. Н. Чельцовым, B. C. Пранцкявичусом.

В 12 часов экипаж в составе лётчика-испытателя I класса Г. М. Куркая и второго пилота В. Ф. Новикова поднял в очередной полёт МиГ-23УБ № 2900912.

Во время полёта резко изменились направление ветра и его скорость. Руководитель полетов А. П. Еневич изменил направление посадочного курса, о чём проинформировал экипажи, находящиеся в воздухе.

Экипаж Г. М. Куркая, после выполнения профильного задания, на 54-й минуте полёта начал строить заход на посадку. После четвёртого разворота летчик доложил: «477 на прямой, к посадке готов». Руководитель посадки на РСП-7 Н. Д. Щербаков подтверждает: «477, проход дальний, до полосы 3,5 км, на курсе, глиссаде, посадку разрешаю».

Неожиданно экипаж обнаруживает, что рычаг управления двигателем установлен на максимальные обороты, но тяги двигателя нет, а по курсу самолёта – заводской посёлок и корпуса предприятия, где работают люди. «Ах... Перетянуть бы!»

Второй пилот несколько раз повторяет: «Гелий – сигаем! Подожди...»

Продолжая снижаться, самолёт сначала коснулся верхушек деревьев, затем колёсами основного шасси осветительного фонаря крыши цеха и под острым углом упал на землю, и разрушился.

Кроме погибшего экипажа, никто из людей не пострадал.

Министерская комиссия, рассмотрев все материалы катастрофы, отметила, что лётчики проявили героизм и мужество, отказавшись от применения индивидуальных средств спасения, что предотвратило гибель большого количества людей в заводском посёлке или на территории завода.

В. Ф. Новиков и Г. М. Куркай Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1973 года награждены орденами Красного Знамени (посмертно).

В. Ф. Новиков и Г. М. Куркай Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1973 года награждены орденами Красного Знамени (посмертно).

Руководство предприятия, городской комитет партии обратились с ходатайством к руководству МАП о присвоении Гелию Михайловичу Куркаю звания Героя Советского Союза, но нашлись чиновники, которые усмотрели в последней записи переговоров пилотов ненормативную лексику и... ходатайство отклонили.

Г. М. Куркай и В. Ф. Новиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1973 года награждены орденами Красного Знамени (посмертно).

За 45 лет с момента катастрофы на заводе сменилось поколение летчиков-испытателей, но каждый год 8 июня коллеги приходят на место катастрофы, чтобы отдать дань памяти и уважения героическому поступку Гелия Михайловича Куркая и Виктора Федоровича Новикова.

Вечная им память и благодарность за самоотверженный труд, без которого не смогла бы двигаться вперёд отечественная авиация.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.