ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Христов воин

Изменить размер шрифта

alt

«Свята Русь – по множеству угодников, воссиявших на земле русской. От Крещения Руси и до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где-либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую».

Святитель Иоанн (Максимович)

 

Некоторые из известных сподвижников обладали незаурядным даром слова. Их писания, дошедшие до наших времён и ставшие известными по их собственным письменным трудам, поучениям, рассказам, проповедям, особенно ценны тем, что мы осознаём и осознали, что слова этих людей никогда не расходились с делом, а «запечатывались» всей их прожитой жизнью.

Я вновь возвращаюсь к Оптинской Пустыне, ибо Оптинские старцы, составившие великую славу всей Руси, отличались совершенно исключительной глубиной духовной жизни, личной святостью, даром прозорливости. И хотя заботились они, прежде всего, о духовном очищении и спасении, приходившим к ним, но постоянно помогали людям в их житейских делах и невзгодах, находили выход из самых безысходных положений, кроме того, обладали даром исцеления и чудотворения.

К концу 17-го – началу 18 веков переводилось большое количество произведений западного лжемистического направления, которые были просто враждебны православию, необходима была наша святоотеческая литература.

Оптина Пустынь явилась в этот период противовесом всему происходящему, маяком для многих писателей и философов, в частности и Пушкину, и Лермонтову.

Глубокообразованные Оптинские старцы при поддержке митрополита Московского Филарета начали переводить с греческого и славянского на русский язык и печатать творения и жития выдающихся отцов церкви как древних, так и более современных. Напечатанные книги рассылались академиям, семинариям, библиотекам. И чтение этой недоступной до сих пор аскетической литературы становилось доступным всем духовно настроенным русским людям. Явление этих книг – огромное событие.

Особая заслуга принадлежала, конечно, таким подвижникам Оптинским, как отец Моисей и отец Антоний. Некоторые книги печатались по-славянски. Издательство это началось в середине 19 века. Библиотека, созданная отцом Моисеем, насчитывала в этот период уже около 5000 книг.

Все четырнадцать старцев Оптинских заслуживают особого почтения и уважения. Все они вызывают глубокое чувство восхищения своими житейским подвигами, но сегодня хочу рассказать о старце Амвросии. Это о его чудесах много говорят и рассказывают, как однажды, например, он отправил смертельно больному бутылку со святой водой и болезнь отошла. Но самое большое чудо – это его переводческие работы. Но об этом чуть позже.

Сынок родился

Двадцать третьего ноября 1812 года к священнику села Большая Липовица Тамбовской губернии съехалось много гостей. Большая суматоха стояла во дворе отца Фёдора. Народ толпился и в доме, и перед домом.

В семье священника, у его сына, Михаила Фёдоровича, и жены, Марфы Николаевны, Гренковых ожидалось прибавление – вот-вот сноха должна была разродиться. По деревенским поверьям отвели роженицу в баню вместе с повитухой и другими опытными и знающими помощницами.

У Михаила Фёдоровича – пономаря этой же Липовецкой церкви – уже было три сына и четыре дочери, но и восьмого ждали. Бабки деревенские, глядючи на живот Марфы, напророчили уже давно, что сынок будет. Так оно всё и вышло – Александр Михайлович родился.

Бойким, смышлёным и весёлым рос мальчишка. С удовольствием и рано начал учиться, читать по обычаю того времени по церковнославянскому букварю, часослову и псалтырю. Баловным больно был, за что его и недолюбливали. А он просто в силу своего резвого характера не мог по струнке ходить, как требовалось в строгой патриархальной семье. По праздникам Саша вместе с отцом пел и читал на клиросе.

В двенадцать лет отдали мальца в первый класс Тамбовского духовного училища, а после окончания поступил он в духовную семинарию. Учился очень хорошо, память имел отличную. Один из товарищей вспоминал: «Бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь заданные уроки, он же (Саша Гренков) и мало занимается, а придёт в класс, станет наставнику отвечать, – точно как по писаному, лучше всех».

Но после семинарии Александр не пошёл ни в Духовную академию, ни в священники. Вроде не спешил определить себя к какому-либо конкретному делу, как бы ожидая проявления особого призвания.

Молодой человек устроился в одну помещичью семью учителем, затем стал преподавать в Липецком духовном училище. Авторитет завоевал здесь быстро. Товарищи и сослуживцы полюбили Гренкова за весёлый характер, доброту, остроумие.

Однажды он простудился и тяжело заболел. И надежды на выздоровление никакой не было. И тогда Александр дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Выздоровел, но ещё четыре года никак не мог покончить с миром. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились у него укоры совести. Молился истово. Однажды, будучи в Липецке, гулял в лесу и, стоя на берегу ручья, явственно услышал в журчанье быстрой воды слова: «Хвалите Бога! Хвалите…»

В 1839 г. принял Гренков решение ехать на богомолье в Сергиеву Лавру. В этой же Тамбовской епархии, в селе Троекурове проживал известный в то время затворник – отец Илларион. Александр заехал к нему за советом и старец дал ему указание: «Иди в Оптину – ты там нужен».

Снарядив кибитку, Александр Михайлович вместе со своим товарищем по семинарии отправился на богомолье в Лавру поклониться иегумену земли Русской – Сергию.

…Прошло ещё какое-то время. Никак не мог Гренков решиться порвать с миром. Но после одного вечера в гостях, где было очень весело, шумно, многолюдно, когда вернулся домой, опять вспомнился ему данный Богу обет. Вот тут почувствовал он особое раскаяние и решил всё-таки бежать в Оптину без родительского разрешения, и даже не попрощавшись, ибо опасался, что уговоры ближних поколеблют его.

Благослови, батюшка

В Оптиной Александр застал самый расцвет монашества. Прибыл он в обитель 8 октября 1839 года, оставил извозчика в гостином дворе и сразу же поспешил в церковь, а после литургии – к преподобному старцу Льву: «Благослови, батюшка, на жительство в монастыре». Старец благословил и попросил переписать книгу с новогреческого «Грешных спасение», где речь шла о борьбе со страстями (впоследствии перевод книг на русский язык и станет его главным делом).

В апреле 1840 года Александра зачислили, наконец, в число братства и одели в подрясник. Некоторое время он был келейником у преподобного старца Льва и его чтецом, но и дел других никаких не чурался. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пёк булки.

В ноябре 1840 года перевели Гренкова в скит, где целый год был помощником у повара. Часто стал бывать у преподобного Макария – то благословляться относительно кушаний, то «ударять» к трапезе. При этом он всё время говорил со старцем о своём душевном состоянии.

Старец Лев полюбил молодого послушника. В конце жизни своей он сказал отцу Макарию: «Передаю тебе его из полы в полу, владей им как знаешь».

В 1842 году брат Александр стал келейником старца Макария, был пострижен в мантию и наречён Амвросием в честь Амвросия Македонского, а через два года рукоположили его в иеромонахи.

К сожалению, здоровье преподобного Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. В сильный холод поехал он для посвящения в Калугу. Опять простудился, что отразилось на его внутренних органах. С тех пор он никогда уже и не поправится по-настоящему. Но никогда он не унывал и частенько говаривал: «Монаху полезно болеть…»

Из-за болезни Амвросий вынужден был выйти за штат и стал числиться на иждивении обители как инвалид. Он еле передвигался, не мог совершать литургию. Не выносил холода. Задыхался. Пищу употреблял только жидкую и очень мало. В таком количестве, какое мог съесть трёхлетний ребёнок.

Не взирая на такое своё состояние, после некоторого отдыха старец возобновлял напряжённый труд – и так до глубокого вечера. Несмотря на крайнюю болезненность, день он всегда заканчивал вечерними молитвами.

Отец Амвросий остался в полном послушании у старца Макария, так как на него была возложена очень важная миссия – переводческая работа, приготовление к изданию святоотеческой литературы. Для этого дела отец Амвросий жертвовал своим коротким отдыхом. А вокруг себя он объединил духовно устремлённых интеллектуальных людей. Но все они, кроме литературных отношений, разговоров, дебатов пользовались и духовным руководством старца.

Игумен Марк рассказывал: «Сколько я мог заметить, отец Амвросий жил в это время в полном безмолвии или вёл душеполезные беседы в своей хибарке и вне её ограды».

Вставал старец в 4 часа утра для слушания утреннего правила. Затем принимал доклады келейников, причём так долго, что те едва держались на ногах, а сам старец временами лежал почти без чувств. После правила старец испрашивал прощение «елика во всём, в чём согреши словом, делом или помышлением» и благословляя отпускал келейников, что бывало нередко уже в полночь.

Но как он мог в изнеможении сил принимать толпы людей и отвечать на десятки писем? Как ? Мудрость старца простиралась далеко. Вникните, как он говорил о значении слова: «Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно может ранить и убивать, и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать». И он лечил словом.

Часто прихожане задавали ему неизменный вопрос: как жить? В таких случаях старец благодушно отвечал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем».

Как и все старцы Оптинские, отец Амвросий следовал учению православной церкви. И всё это проявлялось в издании в Оптинской Пустыни ряда творений святых отцов древности, затем в постоянном обращении к опыту, урокам и заветам святоотеческих писаний, в устных наставлениях ученикам и в обширной переписке. Переводных писаний за ним числится много, но самое главное – «Лествица», бесценное сокровище для духовного руководства.

Автор «Лествицы» преподобный Иоанн Лествичник жил в VII веке. Родовитым и образованным человеком слыл он в Константинополе. В 16 лет он оставил мир и поселился на горе Синайской. Сорок лет прожил в пустыне Фолу. Переписывал книги и читал. Оставил нам своё знаменитое сочинение «Лествица», поэтому и получил прозвание Лествичник.

В книге своей представил 30 видов добродетелей как ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству и через это – к блаженству.

«Не устрашайся, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твоё терпение.

… Путь спасения – нелёгкий путь, и всем без исключения приходится бороться и воевать за свою душу. Без искушений и трудностей не обходился никто. Самым великим подвижникам ведомы были моменты тяжёлой борьбы, испытаний и уныния.

… Ведь проще всего махнуть на всё рукой и идти широким пагубным путём. Так тяжело порой бывает, немилыми кажутся самые дорогие люди, хочется от всех бежать. А господь призывает к другому. Господь призывает к терпению».

Преподобный старец Амвросий «скорбел и болезновал душою о всём дорогом ему Отечестве и о благочестивых царях русских». Главным предметом его переживаний было ослабление православных устоев в жизни российского общества.

Слава о благочестивом и мудром старце шла далеко. Со всех концов России стекались к хибарке преподобного Амвросия бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Толстой, В. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, М. Н. Погодин, Н. М. Страхов и др. Отец Амвросий принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. Советы его нужны были многим.

Писатели, учёные, художники – все находили радушный приём и получали то, что исцеляло или укрепляло их душу, показывало смысл деятельного служения во славу Божию и для пользы своего народа.

По благословению Амвросия в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино, была устроена женская Казанская пустынь, в которую принимали неимущих и больных женщин, а также бездомных детей. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло уже более 500 человек.

И хотя старец Амвросий преподавал общее благословение, но принимал поодиночке и мужчин, и женщин, сохраняя тайну исповеди.

О всех чудесах, связанных с именем и деяниями старца, рассказывать можно много. Что касается исцелений, то им не было числа. Эти исцеления он всячески прикрывал. Прозорлив был отец Амвросий. Один из посетителей – иконостасных дел мастер – рассказывал: «Ехать надо было в Оптину за деньгами, необходимыми для строительства иконостаса, за довольно крупной суммой. Торопился я к заказчикам. А у старца народу в тот день тьма была. Не успевал к нему на беседу, а он сам вдруг вызвал, да продержал почти до ночи и ночевать велел. И на следующую ночь опять оставляет. И три ночи так меня оставлял. На утро третьего дня говорит: «Ну, теперь пора тебе ко двору, ступай с Богом! Бог благословит! Да по времени не забудь Бога поблагодарить». Удивился я его словам. Ничего не понял.

Только через два года позвал меня священник к умирающему. Прихожу, а тот как заплачет: «Прости мой грех! Я ведь тебя убить хотел… Когда ты из Оптиной запоздал на трое суток. Под мостом тебя три ночи подряд ждали. Да Бог тебя спас».

Без преувеличения можно сказать, что прославление преподобного Амвросия в год тысячелетия Крещения Руси и причисление его к лику святых и ещё целого сонма преподобных старцев Оптинских дают нам убеждение и веру, что Оптинская Пустынь и сейчас является настоящим училищем благочестия и веры.

Именно в Шамордино встретил час своей кончины старец Амвросий – великий молитвенник земли Русской, который при жизни исцелял, наставлял, призывал к покаянию.

Вспомним лишь некоторые наставления святого Амвросия:

– Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь…

– Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправить своё сердце.

– Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

– Читайте «Отче наш», но не лгите: «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…»

– Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

– Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт.

– Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

– Кто уступает, тот больше приобретает.

– Не люби слушать о недостатках других – у тебя будет меньше своих

– Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем моё почтение

– Господь дал молитву, общую для всех, совместив в этой молитве все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Только надо заботиться, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца нашего к Богу.

***

… Шёл дождь. Тысячная процессия сопровождала почившего старца Амвросия из Шамордино в Оптину Пустынь. Шёл проливной дождь, но свечи не гасли. Останавливались около каждой деревни и служили молебен. Уход старца Амвросия – христова воина за православие – из жизни был всероссийским горем для всех христиан. Память об этом великом молитвеннике земли Русской не угаснет. Случилось это 10 октября 1891 года.

(По материалам Свято-Введенской Оптиной Пустыни. «Преподобные старцы Оптинские. Житие и наставления», 2002 г.; Советы и пророчества Оптинских старцев. – М: Издательский дом «Фавор XXI», 2003 г.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.