ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Московские театры: "одна эпоха доживает, другая начинается"

Алена Карась,"Российская Газета"   
19 Сентября 2014 г.
Изменить размер шрифта

theater

Первый московский международный форум "Культура. Взгляд в будущее" пройдет 15-18 октября, сообщает «Российская Газета». Планируется, что в цивилизованной и мирной дискуссии произойдет обмен мнениями и диаметрально противоположными взглядами между представителями разных слоев московской художественной интеллигенции, условно говоря - от Михалкова до Серебренникова.

Это очень показательное явление современной московской ситуации. Сергей Капков - довольно отважный менеджер в области культуры, во многом благодаря ему Москва приобрела новый, европейски ориентированный вид - велодорожки, парки, зеленые зоны, разнообразные виды досуга, участие самых модных и востребованных артистов в городских праздниках и торжествах. Капков поддерживает инициативу создания частных музеев и культурных институций вообще - это деятельность Шалвы Бреуса в "Ударнике", Абрамович с "Гаражом" или Михельсон, который хочет выкупить в сердце Москвы большую территорию и сделать там Центр современного искусства.

irina lindt
Ирина Линдт в спектакле "Таганский фронт" - с часами, стрелки от которых театр пытается сейчас найти.

Напомним, что и в области театра Сергей Капков выступил инициатором очень важных перемен. Это при нем Кирилл Серебренников вошел в один из хиреющих бастионов репертуарного советского театра (Театр им .Гоголя) и превратил его в современный мультидисциплинарный культурный центр с острополемическими спектаклями, кинопоказами, лекциями и встречами. Это при нем в сотрясаемый склоками и скандалами, драмами и смертями Театр на Таганке вошли молодые реформаторы, назвавшие себя "Группой юбилейного года". Они возмущали некоторых пенсионеров и депутатов, критиков и артистов. На них писали доносы, их обсуждали в Совете Федерации. Молодые режиссеры и художники предложили - прежде чем пускаться в новое плаванье - осознать и по-новому оценить явление Таганки в социальном, психологическом и художественном смысле. Начальник департамента культуры поддерживал их в самой неблагоприятной обстановке.

Он действует как прагматичный и расчетливый менеджер, который прекрасно понимает - смена поколений и художественных лидеров - процесс неизбежный. Но у нас он еще и обременен сложными юридическими обстоятельствами. До сих пор ни в Гоголь-центре - несмотря на демонизированный образ его худрука Кирилла Серебренникова, якобы жаждущего расправы над артистами, - ни в Театре на Таганке, ни в Театре им. Станиславского, руководителем которого стал один из самых радикальных новаторов российского театра Борис Юхананов, ни в Центре драматургии и режиссуры, который де юре (но не де факто) возглавил харизматичный Клим - не уволен ни один артист из тех, кто составлял их труппы. А если кто и был уволен, то восстановился по суду.

"Пока будет сохраняться вся эта система, когда в театрах существует труппа, которую нельзя уволить, ничего ты изменить не сможешь, - сказал Сергей Капков на своей недавней встрече с журналистами. - Постареет труппа Серебренникова - она тоже уходить не захочет. Такова психология. Отсюда проблемы. Взять Театр на Таганке. Любимовского театра... уже не существует. Есть здание, обремененное проблемами. Сейчас оно закрыто на ремонт, и у нас есть год-полтора, чтобы понять, что с этим театром делать дальше".

В интересной, полутаинственной обстановке готовит открыть свой новый сезон и Театр им. Станиславского. Борис Юхананов не только дал ему новое "старое" название - "Электротеатр" (так назывался когда-то находившийся там кинотеатр), не только очистил от всех кафе и ресторанов, но и проводит массивный, небывалый ремонт, который позволит превратить театральное здание в центре Москвы, на Тверской, в одну из самых технически оборудованных фестивальных площадок. "По оснащенности зала, - подтвердил Сергей Капков, - это будет один из лучших театров Европы, один крупный бизнесмен вложил туда около 25 миллионов долларов. И я верю, что новый главреж Юхананов сможет управлять этим современным театральным комплексом; за будущее "Станиславского" как мощной фестивальной площадки в том числе я не волнуюсь".

Как бы ни развивался московский театр, для Сергея Капкова очевидно главное: "одна эпоха доживает, другая начинается. И такие люди, как Серебренников, Меньшиков, Юхананов, Миронов, являются катализаторами этого процесса, они заставляют систему резонировать. Нет застоя".

Кажется, ему в отличие от федеральных органов управления культурой представляется возможным "перестать управлять учреждениями культуры".

Он считает, что задача органов управления культурой - управлять только деньгами через субсидию, заказывая некий продукт. "Никакие театры мы закрывать не будем, но "перепрошивать" - это необходимо".

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».

Тэги: