ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

«Играть на пороках гораздо проще, нежели воздействовать на разум и совесть»

Изменить размер шрифта

tv 1

Специалисты тесно увязывают растущие в обществе агрессию, потребительство, невежество с информационной политикой масс-медиа. А какую роль играет при этом разнообразная реклама, прежде всего на голубых экранах и в печатных изданиях? «Культура» побеседовала с доктором психологических наук, завкафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александром ТХОСТОВЫМ.

культура: Изучают ли сегодня психологи рекламу как фактор, влияющий на массовое сознание?

Тхостов: Последние два-три года, в том числе у нас в МГУ. Но впервые подобные курсы стали появляться в западных университетах после выхода в 1908-м монографии американского психолога-функционалиста Уолтера Скотта «Психология рекламы». Хотя первооткрывателем тут можно считать и нашего соотечественника: еще в 1898-м увидела свет теоретико-аналитическая работа Алексея Веригина «Русская реклама».

культура: Для человеческой психики реклама — это зло?

Тхостов: Изначально она несет полезную информирующую функцию. Правда, значительная ее часть продает сегодня «призрак счастья». Придуманная жизнь обкрадывает настоящую. Когда человек понимает, что грубая действительность сильно расходится с рекламными фантазмами, уже внедренными ему в подкорку, возникают фрустрации, депрессии, неосознанная враждебность.

культура: Влияет ли на психическое здоровье нации широко применяемое в рекламе сочетание «красивой жизни», силы и страха?

Тхостов: Чтобы добиться эффекта, реклама по определению должна быть агрессивной, не оставлять зазора для сомнений. Наиболее негативное влияние этот ментальный посыл производит на людей с неокрепшей психикой — детей, подростков. Недаром все больший рекламный сегмент нацеливается именно на эту группу. Некритически восприняв рекламу, мальчики потом испытывают фрустрацию из-за того, что недостаточно «круты», что у них не тот гаджет; девочки — что не слишком похожи на модель, отретушированную в фотошопе. Разумеется, это проблема общенационального характера.

культура: Не пора ли создавать центры психологической реабилитации пострадавших от рекламы — по типу жертв тоталитарных сект?

Тхостов: Главный вопрос: а хочет ли этого государство, входит ли это в его целеполагание? Ведь еще несколько лет назад бывший министр образования Фурсенко прямо заявил: цель школы и вуза — «вырастить квалифицированного потребителя», а не «творца», как в советское время. Я не уверен, что этим постулатом до сих пор не руководствуется Минобрнауки. А если так, то психологи могут помочь лишь отличить «доброкачественную» рекламу от заведомо ложной и вредной для психики.

культура: Вы же реально видите опасность, консультируя людей, проводя опросы: почему не бьете тревогу?

Тхостов: Не открою секрета: после прихода рыночного капитализма дипломированные психологи в основном, напротив, работали на научную поддержку рекламных стратегий и отдельных кампаний. Думаю, что и во всем мире соотношение психологических трудов по повышению рекламной эффективности и публикаций психологов о вреде рекламы — примерно сто к одному. Для серьезных исследований нужны инвестиции, определенные организационные возможности. И опять же, мы пока не видим интереса со стороны государства — целевого финансирования или грантов на подобные программы. Ученые не могут работать на голом энтузиазме. Роль гражданского общества тоже не стоит недооценивать. Например, в Европе педагоги и подростковые психологи добились от рекламных агентств запрета на использование в качестве моделей манекенщиц с неадекватно малым весом. Нашим соотечественникам также надо перестать заглатывать все, что им навязывают.

культура: Может ли социальная реклама, коль скоро государство ею займется системно, компенсировать вредное воздействие коммерческой?

Тхостов: В гипотетическом соревновании билбордов романтичный образ с пачкой сигарет всегда будет воздействовать сильнее соседнего, где про табак рассказываются ужасы. Играть на пороках и мелких страстишках гораздо проще, нежели воздействовать на разум и совесть. Антипотребительство, предпочтение глубинных ценностей не привьешь одними «антибилбордами» или телевизионными «антироликами». Хотя это тоже делать надо. Здесь требуется система воспитания с раннего детства.

культура: Многие стараются уберечься от подсознательного давления рекламы. А Вы как психолог для себя какой-то рецепт выработали?

Тхостов: Самые простые — на уровне здравого смысла и чувства человеческого достоинства. Если рекламодатель обращается к тебе на «ты», предлагает императивы, вроде «ты должен», намекает на твою неполноценность, плоско шутит или грубит тебе — значит, даже смотреть в сторону его товаров и услуг не стоит. И второе: если вдруг бессознательно захотелось что-то купить — не торопись. Начни вычитать в уме из сотни по семь, «спускаясь» вниз. А потом еще раз подумай: кому нужна эта покупка?

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!