ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

В Иркутске - "Фауст", прямиком из Лондона

По инф. Телеинформа   
10 Июня 2014 г.
Изменить размер шрифта

theater

Неоднозначно, нетривиально, непривычно. С такими эмоциями вышли несколько десятков иркутян из кинозала «Художественный» после просмотра постановки «Фауст» в исполнении труппы Шекспировского театра «Глобус» 8 июня.

 

На первый взгляд, спектакль являет собой абсолютно классический театр – со стремлением к «правдивому тону» во всём: одежде, декорациях, декламации. Режиссёр постановки Мэттью Данстер, очевидно, очень бережно отнёсся к выбранному первоисточнику – пьесе английского драматурга Кристофера Марлоу «Доктор Фауст», созданной в 16 веке. В спектакле 2012 года практически нет новаторства, разве что пространство сцены – деревянной, и без того выступающей в зрительный зал – максимально расширено: в некоторых сценах актёры будто выходят «в люди», неожиданно появляясь не из-за кулис, а из толпы зрителей. Тем не менее, можно предположить, что этот приём, характерный для современного театра, лишь поддерживает стремление к игре «взаправду». Стоит, к слову, отметить абсолютную сыгранность всей труппы и великолепную достоверность постановки.

Тем не менее, несмотря на свою традиционность, спектакль поражает зрителя, привыкшего к более поздней литературной интерпретации народной сказки о Докторе Фаусте, которую преподнёс немецкий поэт 19 века Иоганн Гёте. Фауст Кристофера Марлоу – не трагический мученик, терзаемый сомнениями ментального и духовного характера, а горделивый и самовлюблённый вольнодумец, желающий не только проникнуть в тайны мира, но исполнять любую свою прихоть сиюсекундно. Но и этот Фауст, великолепно сыгранный Полом Хилтоном, мечется в сомнениях, то и дело порываясь вернутся к божественному началу. Но его либо останавливает страж Мефистофель, в роли которого выступил Артур Дарвилл, известный по сериалу BBC «Доктор Кто», либо сам Фауст отступает, не веря, что его можно простить.

Ещё одна особенность постановки – уйма комических сцен. Спектакль буквально изобилует ими. Практически все персонажи комичны: простолюдины, король и его придворные, Папа Римский, слуги, даже Фауст иногда становится объектом смеха. Причем такой эффект достигается различными способами, то за счёт магических сил Фауста, то за счёт откровенного натурализма, то за счёт взаимодействия актёров со зрителями. Избегают смеха только силы небесные и силы демонические. Впрочем, довольно комично изображены семь смертных грехов, явленных Люцифером Фаусту.

Немало в «Фаусте» и мистификаций – от «горящих» книг до «перемещений» главного героя в пространстве, от исчезнувшей под седоком лошади до появления Елены Прекрасной. Здесь, кстати, и нашлось место для фантазии режиссёра. Мэттью Данстер этим успешно пользуется, и вот зритель видит «ожившие» книги по юриспруденции, врачебному делу и «самой мерзкой науке» богословию, явление Мефистофеля в образе гигантского звериного черепа, демонов в шкурах животных, развратных духов с закрытыми масками лицами.

Однако, пожалуй, самая сильная сцена почти трёхчасового спектакля – это финальная, когда Фауст молит Бога об отсрочке своего низвержения в ад, просит последний час его жизни растянуть «на год, месяц, неделю, хотя бы на день». И в то же время Фауст окончательно отрекается, сам на себе ставя крест. Дьяволы его утаскивают. Всё это подкрепляется поистине инфернальной музыкой, и даже звуками набата. Финальную черту подводит Люцифер в исполнении Найджела Кука. Не произнося ни слова, низвергнутый ангел будто постепенно увеличивается в размерах, напитываясь новой душой, торжествуя. А крупный план его лица заставляет вздрогнуть – настолько достоверно выражение глаз передаёт ликование демона.

После традиционного выхода актёров на поклон зрителей ждёт сюрприз – «дьявольский танец» под «дьявольскую музыку» всей труппы, занятой в спектакле. Завершение оказалось поистине зловещим – с «душами, мучающимися в аду».

Отметим, иркутянам выпала возможность посмотреть этот спектакль в рамках проекта «TheatreHD». Он стартовал в столице Приангарья в начале мая в Иркутске. В рамках проекта на большом экране предстанут современные постановки именитых мировых театров. Жители Приангарья смогут увидеть классику – балет, оперу, драматические спектакли, которые идут в театрах Лондона, Нью-Йорка и Москвы.

Показы идут на английском языке с субтитрами – зритель получает возможность услышать настоящие голоса актёров, среди которых Бенедикт Камбербэтч, Стивен Фрай, Том Хиддлстон, Дэвид Теннант, Джуди Денч, Хэлен Миррен и многие другие.

Проект «TheatreHD» реализуется в Иркутске впервые. В целом география проекта насчитывает более 30 городов-участников, в их числе Омск, Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ярославль и многие другие.

6 мая иркутская публика в рамках проекта «TheatreHD» посмотрела легендарную постановку шекспировской трагедии «Кориолан» в исполнении британского театра «Донмар». А 13 мая жители столицы Приангарья увидели классическую постановку оперы «Богема» Джаккомо Пуччини. 21 мая в «Художественном» показали «Ричарда II» в постановке Королевской Шекспировской компании. 29 мая пришла очередь пьесы «Загадочное ночное убийство собаки», поставленной Лондонским Королевским театром по роману Марка Хэддона.

  • Следующий показа намечен на 24 июня. Иркутянам представят итальянскую оперу «Золушка» в постановке нью-йорского Метрополитен-Опера.

В главных партиях – Джойс ДиДонато (Анжелина), Хуан Диего Флорес (Дон Рамиро), Пьетро Спаньоли (Дандини), Алессандро Корбелли (Дон Маньифико), Лука Пизарони (Алидоро).

По инф. Телеинформа