ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Узнать, что такое аргиш

Татьяна ЯСНИКОВА   
16 Февраля 2024 г.
Изменить размер шрифта

15 февраля в Галерее сибирского искусства ИОХМ им. В. П. Сукачева по адресу: Иркутск, К. Маркса, 23 открылась юбилейная выставка члена Союза художников России Сергея Писарева. В центре ее – эвенкийские мотивы. По завершении экспонирования выставка отправится в Москву. Прежде рассеянный по тайге и встречавшийся раз в году на сугланах, теперь эвенкийский народ собирается ежегодно в апреле в Москве на ВДНХ – на фестивале и ярмарке коренных малых народов России «Сокровища Севера».

Митни Дуннев

Нарисованный олень – это уже олень. И Сэвэки – хозяин среднего мира, должно быть, так и воспринимает оленей: нарисованного не отторгнет. Это тоже олень – орон. Много их нарисовал карандашами и написал красками иркутский художник Сергей Писарев. А сколько – не счесть. Оленей не считают. Еще и потому, что сразу всех не видно. Кто там за горой, кто там за рекой? Свой народ Сергей Писарев нашел в 2011 году. Везде есть илэ – эвенки, да кто-то за горой, кто-то за рекой. Попробуй, найди!

Отец Юрий Николаевич Писарев учился в Иркутском художественном училище и потом работал художником-оформителем в Гусиноозерске – писал афиши к фильмам. Сын Сергей родился в январе 1969 года и, глядя на отца, вскоре увлекся рисованием, а потом и срисовыванием сказочных картинок. Поступил в детскую художественную школу, а дома стал на стенах цветными карандашами рисовать фрески. Курс окончил с отличием.

Орочён, Соболёк, Три брата

По мобилизации попал связистом в знаменитый Порт-Артурский мотострелковый полк, расквартированный на станции Даурия Читинской области. Из Ленинграда приезжали шефы и приглашали солдат по завершении службы учиться на мозаичистов. Возможно, шефы были из училища Метростроя – в оформлении станций метро мозаика применяется часто. Сергей написал письмо отцу: куда поступить на художника лучше? Из советов отца избрал Иркутское художественное училище.

В 1990 году вчерашний солдат стал студентом и учился на живописном отделении у преподавателей Михаила Воронько и Олега Веселова. В течение двух месяцев одного из них подменяла Елена Буркова, по словам Сергея, настоящий фанат живописи, имевшая дар учителя. До нее студент не понимал стихию живописи. Буркова показала, как замешивать краски, поставила руку, как певцам ставят голос, и уехала в Хабаровск. Предвыпускную практику будущий художник проходил в селе Большое Голоустное на Байкале и туда же был распределен учителем рисования в среднюю школу. Пять лет отдал селу. Писал тайгу и озеро-море, рассветы и закаты. Когда все переписал, приехал покорять Иркутск, где и живет с 2000 года.

Времени не прошло, стал лауреатом первой премии Союза художников России за произведение «Чивыркуйский баркас». В 2002 году по итогам зональной выставки был принят в Союз художников. В 2004 году стал стипендиатом Министерства культуры и Союза художников России.

Стойбище

Отец Юрий Николаевич Писарев родом из Баунтовского Эвенкийского района. Оттуда вместе с матерью они переехали в поселок Шахты, позже переименованный в Гусиноозерск. Эвенков здесь нет. Сергей увидел их, приехавших из Ербогачена, впервые на Ердынских играх в Иркутске в 2011 году. «Ищу вас всю жизнь!» – признался им и радовался встрече. На следующий год в Сибэкспоцентре встретил председателя Союза содействия коренным малочисленным народам Севера Иркутской области Евгению Гомбоеву, мастерицу по шитью эвенкийских костюмов. Мать у нее эвенкийка из Курумкана. Евгения пригласила Сергея в организацию, и с 2012 года он заведует ее творческим сектором. Стал посещать отдаленные поселки, где проживают эвенки и тофалары – Ербогачен, Казачинское, Вершину Тутуры, Алыгжер в Иркутской области. В Забайкалье – Чару, в Якутии – Нерюнгри и Иенгру. Там художник собирает материал для будущих картин и проводит мастер-классы для детей и взрослых. Увлекся бытом стойбищ и проникся знанием, что такое аргиш.

Сэвэки

Это кочевой образ жизни эвенков, кочевка. Основой ее является олень. За год, например, может быть пять кочевок. Пока есть ягель в радиусе от чума, семья, род живут и охотятся там. Съели олени этот ягель, чумы разбираются, начинается переход. «Аргиш длиной в жизнь», – так говорят эвенки. Их самоназвание – илэ, это и человек, и весь народ. Так же, как аргиш – это и образ жизни, кочевье, и оленьи упряжки, одежда, оленина, санный путь. Сэвэки – это имя владыки среднего мира и сам средний мир. Буга – это имя владыки верхнего мира и это Вселенная. Всякий настоящий эвенк не отделяет себя от народа, от аргиша, от земного бытия и Вселенной, полной путеводных звезд.

Для живописного творчества Сергея Писарева характерны особая мягкость и тонкость в передаче цветовых нюансов, проникновенный лирический настрой, музыкальность композиционных ритмов. Живописность в его картинах предстает раньше сюжета, порой только предполагаемого. И это признак декоративного подхода к изображению реальности. То есть перед нами художник, преобразующий зримый мир по законам красоты, реалист, избегающий темных и грубых частностей этого мира.

Картины просто декоративные свое звучание отдают сразу. Свойство произведений Сергея Писарева – открываться постепенно, и чем дольше их созерцаешь, тем больше видны достоинства. Вот «Байкальский багульник» – кто только из художников его не писал, из сибиряков – точно каждый. Если собрать пейзажи с багульником в одном зале, то словно посреди разлива весеннего ликования природы окажешься. Зритель в таком зале, без сомнения, быстро направится к картине Сергея Писарева, настолько она примечательна по своей гармоничности. На ее переднем плане нежно-розовое цветение кустов, выстоявших в лютые ветра байкальской зимы. Умиротворенное озеро-море нежнейших лиловатых оттенков на среднем плане. Не поверить, что оно бывает бесприветным. Сейчас оно, словно человек, не шелохнется, чтобы не вспугнуть цветение, ветром не сорвать лепестки. По Байкалу идет белый корабль как дань романтике, он нужен здесь отрицать безлюдье. Дальний план – это небо и горы, но и они нежностью своей вторят багульнику. Однако картина – не розовый кисель. Снизу доверху изображение пронзают корявые лиственницы, которые точно не забыли суровые морозы. Лиственницы прочерчены резкими темными штрихами, кору художник вылепил энергичными контрастными мазками.

Шаман-камень, Эвенкийка

Пленэрность – еще одно свойство произведений Сергея Писарева. Рядом с «Байкальским багульником» словно дышишь свежестью весеннего утра. А вот еще одно утро. В низине заболоченной тайги близ небольшого хмуроватого озерца бродят олени, склонив к траве осененные рогами головы. Краски пейзажа нежны, и олени неярко фосфоресцируют сиреневыми бликами в тон с озером и всей световоздушной гаммой. Стоят лиственницы, и снова росчерки их резких вертикалей напоминают о суровости природы. Художник не прорисовывает, не прописывает каждую веточку и листик. Он пишет аромат, тишину и свежесть.

В картине «Стойбище», 2014 г., стойбище в центре внимания не находится. Оно за спиной немолодой женщины, мудро и с достоинством глядящей вдаль. Много у нее трудов позади, она вспоминает свой аргиш. На ней не национальный костюм, теперь это примета праздника, а теплая кофта, отороченная мехом, красивый платок на голове. Весь наряд женщины выполнен в синеватой гамме, а стойбище – в теплых тонах, ведь это родная земля. А она даже в холодный день не безучастна, ветер доносит горчащий дым костров.

Спустя два года Сергей Писарев создает «Портрет Аюра» как выражение национального типажа. Молодой эвенк в национальном костюме, изображение погрудное. На Аюре оранжевый кафтан, расшитый бисером и цветной оторочкой, волосы перехвачены красно-изумрудной лентой. Но снова самое главное в картине – это глаза, взгляд и лицо Аюра. Юноша словно только закончил петь родную песню, и она была об охоте на зверя. В лице не мечтательность, а мысль и глубокое знание таежной кочевой и народной жизни. Может быть, юноша думает о девушке – его лицо также одухотворено чутким ожиданием счастья.

Эвенкийка в чуме

Натюрморт с оранжевыми жарками, 2016 г., объясняет, почему художник часто использует этот цвет начала лета. Нет прекраснее цветка в эвенкийской тундре, чем жарок!

Щедрость природы лучше передается масляными красками. Однако основа живописи – рисунок, и это также самостоятельный вид искусства – графика. Сергей Писарев прибегает к множеству ее подвидов. В 2023 г. он создает ксилографию «Оленевод». Заостренные черты лица, разбег следящих за пастбищем внимательных глаз, кольца аркана в руке создают образ человека и привычной его повседневной работы. Являющаяся частью мира Сэвэки, эта работа благословлена божеством.

А вот Сэвэки сам – из байкальского кварца. Художник издавна занимается и прикладными видами творчества. Суров его Сэвэки, он же и дух-охранитель земного мира. Оберегает не только от злой воли чужаков, но и всякого илэ наставляет на правильный аргиш. Голова Сэвэки не одна, а в триединстве, как положено древним божествам большинства народов мира. Мужество, внутренняя сила и мудрость – вот ипостаси Сэвэки.

«Митни Дуннев» исполнена из дерева и кости. Это стихия-женщина, прекрасная и ласковая шаманка. По ее волосам восходят, наполняя ум, птицы-утки и соболи. Шаманка хранит их как символы-образы в себе и служит их приумножению в тайге и тундре.

Одухотворенность – вот главное свойство всех произведений Сергея Писарева, занимается ли он декоративно-прикладными видами творчества, пишет ли портреты эвенков, пишет ли деревья, скалы, травы и цветы, оленей, воду… даже корабли на байкальской пристани, вышедшие из-под его кисти, явно сопереживают друг другу.

Сергей Писарев получил новые заслуженные награды после того, как связал свою жизнь с работой в творческом секторе Союза коренных малочисленных народов Севера. Это диплом Союза художников России, 2015 г. Почетная грамота Законодательного собрания Иркутской области, 2019 г. Знак общественного поощрения, 2022 г.

  • Расскажите об этом своим друзьям!