ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Погода в доме

Мария МАЯКОВА   
17 Февраля 2024 г.
Изменить размер шрифта

Кто отвечает за тепло в квартирах иркутян.

Директор Байкальской энергетической компании (входит в Эн+) Олег Причко

© Фото Маргариты Романовой, IRK. ru

Этой зимой, особенно в аномальные декабрьские морозы, многие иркутяне как никогда оценили преимущества батарей центрального отопления. Почему же иногда в квартире бывает холодно, кто в этом виноват и как с этим бороться, разбираемся вместе с директором Байкальской энергетической компании (входит в Эн+) Олегом Причко.

В «Иркутскэнергосбыт» регулярно поступают жалобы от жителей областного центра и пригорода: «У нас в квартире очень жарко, виноваты энергетики: сильно топят», или «У нас в квартире холодно, виноваты энергетики: не топят». Но не всегда это так. Давайте рассмотрим всю цепочку: теплоисточник – тепловая сеть – потребитель. На каждом из этих этапов есть свой круг ответственных.

Теплоисточник – это обычно котельная либо ТЭЦ. Все они в своей работе руководствуются очень жесткими требованиями, которые заданы законодательно. Так, например, существует так называемый температурный график. Он задает для всех теплоэнергетиков нормативное соотношение температуры горячей воды, которая выходит с ТЭЦ или с котельных в сторону потребителя, в зависимости от температуры наружного воздуха. Этот температурный график официально утвержден и обязателен для исполнения всеми. Поэтому чем холоднее на улице, тем более высокой температуры вода выходит с ТЭЦ и направляется на обогрев потребителей. Связь прямая: чем теплее – тем ниже температура, чем холоднее – тем больше тепла нужно. При этом для энергетиков задается очень узкий диапазон отклонений. Допустимы колебания в пределах 3 %. Отклонения от графика больше этой величины уже наказуемы.

Следующий элемент цепочки – тепловая сеть, которая обязана передать все тепло на нужды горячего водоснабжения. И, наконец, есть потребитель со своим индивидуальным тепловым пунктом. ТЭЦ может строго выполнять нормативные требования по температурному графику, выдать все в тепловую сеть, а потребитель на выходе ничего не получит. Для этого есть ряд причин.

К примеру, может произойти авария на тепловой сети. В результате располагаемый напор не будет соблюден, если будет повреждение тепловой сети где-то в сфере влияния на конкретный жилой дом. Если не будет располагаемого напора, соответственно, циркуляция уже во внутридомовых системах будет либо затруднена, либо прекращена, и тепло, которое с ТЭЦ вышло, до потребителя не дойдет.

Ситуация может быть также следующей: с ТЭЦ тепло вышло, по тепловой сети поступило в индивидуальный тепловой пункт жилого дома, а в доме холодно. Это может произойти потому, что управляющая компания не организовала надлежащую регулировку и работу индивидуального теплового пункта. Соответственно, из тепловой сети в здание не поступает нужного количества теплоты, и жильцы начинают мерзнуть.

Бывает и так, что с ТЭЦ все тепло вышло, по теплосети прошло, в индивидуальном тепловом пункте тоже все отрегулировано, тепло в дом поступило в надлежащем объеме, а кто-то из жильцов мерзнет. Такое случается, например, когда в здании давно не промывалась внутренняя система отопления. Как правило, это – концевые стояки, то есть дальние трубы, которые обеспечивают подачу теплоносителя к батареям в дальних от индивидуального теплового пункта точках. Когда они забиты, батареи не работают, и люди мерзнут.

– В каждом конкретном случае нужно, безусловно, разбираться, почему это произошло. И здесь как раз очень важно понимать всем собственникам жилых помещений, что они собственники, и что это они наняли управляющую компанию. Управляющая компания – это их подрядчик, который за деньги собственников осуществляет или должен осуществлять весь комплекс мероприятий для того, чтобы обеспечить комфортное проживание каждого собственника в каждом жилом доме. Если есть какие-то отклонения от этого – холодно ли, жарко ли, – в первую очередь нужно задавать вопрос тому, с кем у тебя есть договор, то есть управляющей компании. Вы, собственник жилого помещения, связываетесь с управляющей компанией, приглашаете их на комиссионный осмотр с составлением акта и говорите: «Вот здесь то-то и то-то не устраивает», – говорит Олег Причко.

Таким образом, в зоне ответственности энергетиков – теплоисточник и теплосеть. Последняя доводит тепло до стены дома. А вот в нем самом уже начинается зона ответственности управляющей компании. Обязанности у нее здесь следующие: принять это тепло в доме, распределить его и довести до каждого отопительного прибора в каждой квартире, в каждом помещении.

Что же делать жильцам, если управляющая компания не реагирует на жалобы? Крайняя мера – это суд. А до того – есть общее собрание собственников жилья. Кроме ежегодного совещания, на которое далеко не все собираются, можно собирать внеочередные, экстренные совещания, оперативные. Есть специальный государственный надзорный орган, который уполномочен решать такие вопросы. В Приангарье это – Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.

Кстати, как отмечает Олег Причко, специалисты ведомства реагируют очень быстро:

– Мы с ними в подобных разбирательствах участвуем, когда есть какие-то жалобы, заявления от жильцов. Жилнадзор собирает представителей управляющих компаний, приглашает нас как ресурсоснабжающую организацию. Мы вместе рассматриваем каждую ситуацию, которая доходит до этого рассмотрения. Как правило, утверждается акт, решением определяется виновное лицо. Очень профессиональная структура.

Бывает, что аварии фиксируются и на тепловых сетях. Чаще всего подобные инциденты происходят из-за состояния сетей. Бывает это, к сожалению, чаще, чем хотелось бы энергетикам. Так, например, когда проводятся какие-то самовольные земляные работы, сети повреждаются внешним воздействием.

Перепады температур, конечно, тоже влияют на тепловые сети. Они пока еще в основном выполнены из стальной трубы. У такого материала, как сталь, довольно высокое значение температурного расширения. При нагреве практически все расширяется, а сталь меняет свои геометрические размеры очень сильно. Поэтому если утром, допустим, нагревать теплоноситель и теплосеть, а вечером сильно снижать температуру, то тепловая сеть будет очень сильно удлиняться и сужаться. Существующие мероприятия, которые компенсируют температурные изменения геометрических размеров, могут не справиться со своей задачей. Недоскомпенсированные усилия могут привести к повреждению тепловой сети. Поэтому здесь энергетики всегда очень внимательно контролируют скорость изменения температуры, которая подается на сеть. К слову, эта скорость, опять же, задана нормативными требованиями, как и многие другие условия и процессы.

Базовый случай – это выход из строя тепловой сети, которая уже отслужила свой срок. В Российской Федерации существует законодательно установленный норматив службы любых коммуникаций. Соответственно, законодатель настаивает на том, чтобы этот отведенный срок службы не превышался. Для своевременного обновления этих сетей, даже если они находятся в каком-то еще работоспособном состоянии, но уже выработали свой ресурс, есть определенные процедуры. Теплосети зачастую – это опасный производственный объект, который находится под постоянным контролем Ростехнадзора. Все действия по их эксплуатации подлежат сверке с надзорным органом.

– В Иркутске из-за того, что в тарифах недостаточно средств для своевременного обновления тепловых сетей в полном объеме, есть такие сети, которые выработали больше нормативного срока. Есть даже такие, которые выработали два нормативных срока. Они еще в работоспособном состоянии, мы это актируем и диагностируем, проводим проверки методами неразрушающего контроля. Но, тем не менее, исходя из того, что они нормативный срок службы уже выработали, с них довольно опрометчиво требовать такой же надежности, как у новой сети, – рассказывает Олег Причко.

В связи с этим стоит отметить, что полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев еще год назад очень четко сформулировал поручение всем главам субъектов СФО обеспечить в порядке плана-графика безусловное восстановление нормативных сроков эксплуатации всех инженерных коммуникаций, в том числе тепловых сетей. Сейчас Эн+ совместно с правительством Иркутской области и губернатором это прорабатывает.

Возвращаясь к сохранению тепла в квартирах и домах, нельзя также не сказать и про энергосбережение, к которому в последние годы привлекается все больше внимания. Вот что об этом говорит директор Байкальской энергетической компании:

– Я помню, когда речь шла об установке приборов учета на горячее водоснабжение, на электроэнергию, было очень много споров. Тогда же все руководствовались нормативами. Однако постепенно все стали платить за воду и тепло точно так же, как в магазине, где ты приходишь и смотришь на весы. С любыми ресурсами это тоже так работает: смотришь на приборы учета, и взаимных вопросов значительно меньше. Вот тогда и началась более активная работа по энергосбережению. В первую очередь в массовом порядке стали заменяться окна. Старые деревянные рамы были с «естественной» вентиляцией помещения, их меняли на современные стеклопакеты. Результаты мы сразу же увидели на потреблении – оно снизилось.

Олег Причко подчеркивает: как только потребители начинают задумываться о том, насколько обоснована их сумма энергозатрат, они начинают задумываться об учете потребления, о методах экономии. Экономия в первую очередь касается их кошелька, потому что они начинают платить меньше. И это просто из-за того, что люди прекращают «обогревать улицу».

– К сожалению, мы сейчас видим в индивидуальном строительстве в пригороде Иркутска не очень качественные постройки. Толщина стен в них точно не соответствует нашим климатическим условиям. Соответственно, очень много тепла «выбрасывается» наружу. Люди за это переплачивают. При этом еще и ресурсов не хватает, и в первую очередь сейчас – из-за электрообогрева. Поэтому возникает неудобство. Энергоэффективность, в том числе, помогает сэкономить собственные средства, – говорит Олег Причко.

К слову, об электрообогреве: это к тому же создает дополнительную пожароопасность. В Иркутской области практически ежедневно горят дома и квартиры из-за короткого замыкания электроприборов – это одна из главных причин пожаров. Между тем, получается, все взаимосвязано: если озаботиться учетом потребления, вопросом энергосбережения и утепления жилья, то и потребность в обогревателях отпадет, так как в доме и так будет тепло. А если нет – то о причине лучше всего спросить свою управляющую компанию как главного посредника между потребителем и поставщиком тепла. И не бояться при необходимости привлечь ее к ответственности: механизмы воздействия для этого в Иркутской области есть.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ДОМА ХОЛОДНО:

  • Единый энергетический информационно-справочный центр «Иркутскэнергосбыта», горячая линия: 8 (3952) 793-100, 8 (3952) 790-777, 8-800-100-9777.
  • Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, телефон горячей линии: 8 (3952) 70-33-42. Горячая линия работает с понедельника по пятницу (14:00 – 17:00).
  • Прокуратура Иркутской области, отдел по приему жалоб и заявлений: 8 (3952) 259-000, электронная почта: zhaloba-zhkh@38.mailop.ru.

  • Расскажите об этом своим друзьям!