ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как навести порядок в сфере городских перевозок?

Алена Книжник   
11 Февраля 2014 г.
Изменить размер шрифта


Разработать концепцию развития городского транспорта, решить проблему с нелегальными перевозчиками, систематизировать и активизировать работу ГИБДД и управления государственного автодорожного надзора в борьбе с нарушениями законодательства – все это, по мнению экспертов, необходимо сделать, чтобы навести порядок в сфере пассажирских перевозок в Иркутске.

Как рассказал в ходе тематического круглого стола 11 февраля председатель думы Иркутска Александр Ханхалаев, в ближайшее время на повестке дня у депутатов – рассмотрение концепции развития общественного городского транспорта. По мнению спикера, в первую очередь необходимо навести порядок именно с нелегальным транспортом, выходящим на маршруты.

Руководитель УФАС по Иркутской области Валентина Заморина отметила: «Закон о защите прав потребителей в транспортной сфере в городе не исполняется. Нельзя решить проблему, просто повернув административный рычаг».

В свою очередь заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по ЖКХ администрации Иркутска Юлия Гордина предлагает разделять проблему общественного транспорта в Иркутске на две составляющие: недобросовестные перевозчики и установление тарифа. Что касается первого, то здесь, по словам Юлии Гординой, необходимые полномочия имеют УГАДН и ГИБДД. Она отметила: многие недобросовестные перевозчики нарушают элементарные лицензионные требования, однако надо отметить, что в Иркутске есть и ответственные предприниматели, которые следят за состоянием автобусов, заботятся о пассажирах.

Кстати, Юлия Гордина сообщила, что иркутский автобусный маршрут 80К официально не открыт, то есть работает нелегально: «Мы с ними уже полгода судимся. Периодически проходят рейды, но они не помогают: стоит инспекторам выехать, водители, которых предупреждают по телефону, уезжают». В этом случае, по мнению Юлии Гординой, повлиять на ситуацию могут надзорные ведомства, в частности, УГАДН. «Нужно хотя бы один раз лишить перевозчика лицензии. Вопрос об этом в судебном порядке может поставить Госавтонадзор. Но нарушение законодательства должно быть установлено, только одними рейдами проблему не решить», – считает представитель комитета ЖКХ.

По словам Юлии Гординой, еще одной болевой точкой в транспортной системе Иркутска являются автобусные маршруты, запущенные в поселок Луговое. Маршруты дублируют городские.

«Министерство транспорта Приангарья в нарушение федерального законодательства – 196-го закона о безопасности дорожного движения – открывает маршруты пригородного сообщения по городу без согласования с собственниками автомобильных дорог, которым является органы местного самоуправления, оценивающие потребительские свойства дорог. В сущности, сейчас министерство самовольно открывает пригородные маршруты, дублируя городские. На наши письменные обращения отвечают, что это в рамках их полномочий, но мы с этим не согласны: есть много нарушений», – рассказала Юлия Гордина.

В свою очередь председатель комиссии по работе с правоохранительными органами Общественной палаты Иркутска Владимир Кононов отметил, что у общественников встал вопрос о компетенции управления государственного автодорожного надзора. По его словам, в ведомстве катастрофически не хватает инспекторов, и по факту УГАДН ничего с проблемой сделать не может.

Владимир Кононов выступил с инициативой организовать в городе конкурс «Добросовестный перевозчик», предложив разработать для участников критерии отбора и оценки. По его мнению, подобная мера сродни общественному контролю и она поможет урегулировать ситуацию на частном рынке пассажирских перевозок.

Также участники круглого стола обсудили вопросы установления и регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Напомним, согласно постановлению администрации Иркутска от 24 ноября 2010 года предельно максимальный тариф, оплачиваемый пассажиром за разовую поездку в муниципальном автомобильном и электрическом транспорте. Иркутска, составляет 13 рублей.

Что касается стоимости проезда в частных автобусах, то ее размер устанавливает Служба по тарифам Иркутской области. На сегодняшний день эта цифра составляет 12 рублей за одну поездку. По словам перевозчиком, сумма не менялась с 2008 года. В свою очередь предприниматели утверждают, что за прошедшие годы содержать автобусы и обслуживать пассажиров стало дороже. Как пояснила представитель компании «Автомобилист» Татьяна Михайлова, дизельное топливо с конца 2007 года подорожало почти вдвое, а тариф не изменился: прибыли нет, поэтому перевозчики не могут обновлять подвижной состав. По ее словам, сейчас предельно допустимый тариф должен составлять не менее 18 рублей. Иркутские перевозчики предлагают рассмотреть вариант, когда тариф будет ежегодно индексироваться. Однако, по словам представителей иркутской мэрии и регионального УФАС, это незаконно.

Валентина Заморина пояснила: В Иркутской области еще в 2008 году принято постановление, согласно котором вопрос о регулировании тарифа можно будет рассматривать, если обращение подадут десять хозяйствующих субъектов, то есть десять перевозчиков. «У нас есть постановление Верховного суда Российской Федерации от 2 декабря 2009 года, где сказано, что метод выбран правильный», – отметила руководитель УФАС. Кстати, по ее словам, есть второй вариант изменения тарифа, когда с инициативой выступает сам регулирующий орган.

Других механизмов увеличения тарифов законодательством не предусмотрено. Валентина Заморина и Юлия Гордина подчеркнули: любой тариф надо обосновать, вести учет затрат, без этого заявка собравшихся перевозчиков будет несостоятельной. «Мы понимаем, что тариф должен быть больше, но есть решение суда, механизм определен, другого, например, индексации, не предусмотрено», – отметила представитель мэрии.

В свою очередь Татьяна Михайлова отметила, что часто проблема состоит не в том, что перевозчики не могут обосновать тариф, а в том, что они не могут собраться, и инициативной группы из 10 предпринимателей не получается.

Что касается мелких перевозчиков, то они не могут собрать необходимый пакет документов. По словам участников круглого стола, часто предприниматели, работая по упрощенной системе налогообложения, просто в силу нецелесообразности не ведут ту документацию, которую нужно предоставить при обосновании тарифа.

По инф. Телеинформа