ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Выбрать себе мэра... В праве — отказано?

Владимир Шпикалов, по инф. Телеинформа и ИТАР-ТАСС   
22 Апреля 2014 г.
Изменить размер шрифта

vibory-1

Мэра Иркутска избирать нам больше не придётся. Давайте разберёмся, что произошло. Пока всё своё внимание мы отдавали событиям на Украине и милому сердцу для многих процессу присоединения Крыма к России, депутаты Государственной Думы решили провернуть, что называется под шумок, такое дело – отменить прямые выборы мэров крупных городов России.

В середине апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому в крупных городских округах создаётся двухуровневая модель местного самоуправления. Эта неведомая доселе россиянам модель призвана в корне изменить существующий с постперестроечных времён порядок формирования местной власти, когда вы приходите на участок для голосования и избираете депутата городской Думы или мэра своего города... Трудно поверить, но вскоре это станет невозможным.

Введение двухуровневой системы власти в крупных городах предполагает, что во внутригородских районах создаются собственные советы депутатов, а уже из районных депутатов будет формироваться городская Дума, которая станет избирать председателя. Глава администрации города или так называемый сити-менеджер будет назначаться по контракту. Теперь житель, допустим, Октябрьского округа Иркутска имеет право избрать депутата в совет депутатов (или как там ещё) Октябрьского округа. И на этом всё. После избрания депутатов в своих административных округах – в настоящее время это Свердловский, Октябрьский, Ленинский и Правобережный – иркутяне отстраняются от дальнейшего формирования городских органов власти. Дальше власть будет воспроизводить саму себя: депутаты округов выберут из своего числа депутатов городской Думы, затем депутаты городской Думы в собственном кругу определят, кто из них будет мэром. Сверх того специальная комиссия назначит главу города (сити-менеджера) на хозяйство, так как мэру останутся представительные функции.

Как пояснил ИТАР-ТАСС один из авторов законопроекта, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслав Тимченко, законопроект распространяется и на обычные муниципальные районы. Формирование районных дум также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района. Тимченко особо подчеркнул, что в законопроекте заложен принцип добровольности в создании внутригородских районов, и решение будет приниматься по желанию субъекта Федерации. Критерии для деления городских округов на внутригородские районы будут устанавливать региональные законодатели, в нашем случае – депутаты Законодательного собрания Иркутской области.

Кстати, Законодательное собрание на апрельской сессии уже одобрило предлагаемые нововведения. Конкретных правовых решений региональные депутаты пока не принимали – законопроект ещё не принят в окончательном чтении в Госдуме, но это, как говорится, дело времени. Это также значит, что у жителей Приангарья хотя бы осталось право задать вопрос своим депутатам: ребята, что происходит?

Поискам ответа на этот вопрос был посвящён круглый стол «Идеальная модель для развития местного самоуправления: какой она должна быть?», состоявшийся 17 апреля в Иркутске. В ходе дискуссии юристы, эксперты и общественные деятели дали оценку готовящейся реформе местного самоуправления, сообщает Телеинформ.

Юридическую характеристику законопроекта изложил директор Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Алексей Петров. Сложившуюся в сфере законотворчества ситуацию юрист назвал неприятной:

– Работа по законотворчеству проходит в условиях дефицита информации. Мы не знаем, каким будет окончательный закон. Вариант, принятый Госдумой в первом чтении, похож на слабо написанный черновик. Например, в законопроекте нет переходных положений, важных при такой глубокой реформе муниципального уровня власти. Есть вопросы бюджетного и налогового устройства, которые проектом совершенно не охвачены. Полной правовой картины никто не предложил. С другой стороны идёт искусственное нагнетание обстановки, связанное с дефицитом времени на раскачку и обсуждение. Однако законопроект ещё сырой, с многочисленными дефектами.

Алексей Петров также отметил, что законопроект грозит самому существованию местного самоуправления на уровне районов, но допустил возможность заметных изменений в законопроекте. Комментируя возможные варианты реформы в Иркутской области, Алексей Петров рассказал, что на сегодняшний день дискуссия вокруг присуждения статуса городского округа с внутригородским делением идёт по двух городам Приангарья – Иркутску и Братску. Тем не менее, по словам юриста, номинально, согласно тексту законопроекта, этот статус может получить любой городской округ.

Как рассказал эксперт, сейчас существует несколько вариантов возможного деления Иркутска на районы. Первый предполагает четыре района – по количеству административных округов города, второй – пять районов, третий – два района, границами которым послужит река Ангара. У каждого из вариантов имеются как достоинства, так и недостатки, и окончательного решения пока не принято.
Депутат ныне уже не существующей думы Ангарского МО Вячеслав Иванец поделился собственным опытом работы с сити-менеджером. Как отметил эксперт, основным недостатком института сити-менеджмента является фактическое отсутствие возможности влияния на управленца:

– Его можно только уволить. Плохо, когда самый эффективный способ воздействия является одновременно самым радикальным. Группа депутатов ангарской думы пыталась внести коррективы в курс, осуществляемый сити-менеджером, однако у нас не было квалифицированного большинства, чтобы прекратить его полномочия досрочно. Тот опыт, с которым мы столкнулись в Ангарске, безусловно, негативен. Его внедрение в общероссийском масштабе на безальтернативной основе, я полагаю, стоит назвать не реформой, а контрреформой.

По мнению эксперта Московской школы гражданского просвещения Сергея Беспалова, реформа МСУ – это очередной шаг по замещению гражданской инициативы волей элит:

– Эта система содержит в себе один большой изъян. Сможет ли замкнутая система российских элит давать достойный ответ возможным проблемам и вызовам? Я не уверен. Любая элита не стремится к конкуренции. Она стареет, и в какой-то момент уже не поспевает за событиями.

Редактор издания «Кто есть кто в Иркутске» Максим Зимин главным результатом реформ по укреплению вертикали власти назвал появление новой «касты» – назначенцев, неподконтрольных гражданам.

Кроме того, участники круглого стола отметили, что в результате реформы МСУ муниципалитеты получат существенно сокращённые полномочия, фактически исключающие районную власть из всех важнейших рычагов управления («Граждане будут спрашивать за проблемы с мэра, у которого будут только представительские функции»). Прозвучали сомнения в компетентности вероятных депутатов районных дум: «Адекватный человек не пойдёт в орган, который ничего не решает». По общему мнению, доведение вертикали власти до местного уровня превратит систему управления в систему, целиком подчинённую центру, а реальная власть станет замкнутой кастой.

Остаётся добавить, что точку зрения экспертов не разделяют представители областной и законодательной властей – с их стороны возражений на дискуссионный законопроект не последовало. Возможно, у некоторых читателей МГ тоже нет возражений, но мы также знаем, что у хорошего хозяина всегда есть вопросы к тем, кто берёт у них что-то без спроса. Может быть, читателям есть смысл поговорить по душам с депутатами Законодательного собрания, раз те одобряют новый законопроект? Пусть объяснят, почему заручившись на выборах доверием избирателей, они теперь не доверяют избирателям выбирать мэра?