ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Весенний десант в Усть-Куте

Михаил ДЕНИСКИН, дважды лауреат премии губернатора Иркутской области   
30 Марта 2024 г.
Изменить размер шрифта

Традиционный фестиваль «КнигаМарт» на нынешнюю встречу с северянами пригласил лауреата премии имени В. Распутина, автора книги «Прощание с Ольхоном» Светлану Бурдинскую, кинорежиссера и продюсера Юрия Яшникова и давнего друга нашей газеты журналиста Михаила Денискина. Ему и слово.

Общее фото на память

– Я благодарен устроителям фестиваля за возможность пообщаться с людьми, которые всегда искренне рады гостям. Тем более, мне выпало счастье выступать перед школьниками, объединенных военно-патриотическим движением. Рассказал ребятам, что во время войны над селением Усть-Кут пролегал участок трассы, по которой советские летчики перегоняли из Аляски до Красноярска самолеты, которые США продавали нам в кредит. 12 июля 1943 года именно здесь разыгралась трагедия, забравшая жизни четверых летчиков. Тогда 5-й полк, базировавшийся в Киренске, выпустил на Красноярск группу из четырех бомбардировщиков «Бостон». При этом экипажи знали: в районе Усть-Кута бушуют грозы и сильные таежные пожары. Однако лететь было нужно. Для перегонщиков действовало лишь одно условие: погода в пункте прибытия должна быть удовлетворительной, иначе на обратный путь горючего бы не хватило...

Но, попав в грозу и дым, самолеты потеряли друг друга: от разрядов нарушилась связь, а видимость стала нулевой. Лейтенант Козаченко пробил завесу уже над Ангарой. Над Долгими Порогами он ходил кругами, вызывая по рации товарищей. Откликнулся старший группы майор Токарев. Он приказал лейтенанту самостоятельно следовать на Красноярск, куда позже добрался и сам. Разбитый и частично сгоревший «Бостон» лейтенанта Иванова через месяц ягодницы обнаружили в 12 километрах от Усть-Кута. Приехавшая комиссия похоронила пилота и стрелка-радиста Шабурова на месте.

Открытие памятника 3 сентября 2018 г.

След четвертого самолета пропал на долгие 60 лет. Следопыты Нины Куршевой многое предпринимали, чтобы приблизиться к разгадке тайны. Но только летом 2003 года сводная поисковая группа Георгия Куприянова вышла на место катастрофы в районе Каймоновских угодий.

Очевидно, командир Заломин и штурман Максимов приняли решение идти на вспомогательный аэродром в Нижнеилимск. К несчастью, в пути самолет загорелся, от взрыва топлива оба старшие лейтенанты погибли мгновенно...

Поисковики бережно собрали останки. Потом с согласия родственников вскрыли и таежную могилу. Летчиков – двоих Иванов и двоих Георгиев – похоронили в братской могиле на кладбище, которое устькутяне называют Воинским.

В 2003 году в Иркутск приехал сын Заломина. Вместе мы навестили вдову Иванова – Августу Сергеевну, с которой я дружил много лет, до самой ее кончины.

Если на миг поверить в некую магию цифр – вот вам еще факт: 5 мая 2013 года мне из Приморья позвонила женщина, которая представилась внучкой штурмана Максимова! Во многом благодаря энергичности начальника гарнизона МЧС майора Виктора Крохты 3 сентября 2018 года на могиле открыли гранитный монумент, созданный на народные деньги...

Обо всем этом, а также о тяжелой работе и мужестве перегонщиков я поведал ребятам, перемежая рассказ слайдами. Слушали с неподдельным интересом: по опыту таких встреч я это чувствую уже безошибочно.

  • Редакция «МГ» напоминает, что книгу М. Денискина «Летящие» еще можно приобрести у автора (тел.: 8-950-050-65-72).

  • Расскажите об этом своим друзьям!