ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

"С Иркутском связанные музы"

Владимир ХРЕБТОВ   
17 Октября 2014 г.
Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/17-10-18pol как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

pereval5

Литературная фотовыставка Эльфриды Невзоровой проходит в эти дни в Иркутской областной библиотеке им. Ивана Молчанова-Сибирского.

Люди старшего поколения хорошо помнят романы «Угрюм-река», «Даурия», «Строговы». Но уже стало забываться, что написаны они были в Иркутске. В разные годы Иркутск вдохновил много писателей, драматургов и поэтов на создание произведений, которые стали достоянием отечественной и мировой культуры. Известный иркутский фотограф, филолог по образованию, Эльфрида Невзорова провела исследование и подготовила литературно-художественную фотовыставку «С Иркутском связанные музы», в которой выразила своё видение литературных образов Иркутска и Байкала. Получилась убедительная галерея иллюстраций не к произведениям, а к творческой лаборатории мастеров слова. Выставка открылась в Иркутской областной библиотеке им. Ивана Молчанова-Сибирского.

– Несколько лет назад, – вспоминает автор, – в брошенной деревне я сделала щемящую фотографию опустелого, уже разрушенного дома. Крыша местами обвалилась, полы сгнили и отступили перед густым бурьяном, но слепые окна по-прежнему смотрели в поле, такое же мёртвое и чужое. Дом окнами в поле, из которого ушла жизнь, – Александра Вампилова. Так известный литературный образ наполнился актуальным содержанием.

Эту фотографию заметили на ежегодной выставке Иркутского фотографического общества, и я решила внимательно перечитать А. Вампилова. Вдруг, словно вместе, мы прошли по знакомым улицам Иркутска, окинули взором нашу малую родину под названием Провинция, порассуждали о жизни. Но у меня в руках был фотоаппарат. И я попробовала совместить художественные образы драматурга со своими, но так, чтобы они не были иллюстрациями к его произведениям, а звучали вместе. Одни фотографии полностью совпали с образами А. Вампилова, другие – дополнили их, третьи – предлагали взглянуть на них в новом ракурсе. И неожиданно возникла атмосфера документальности вампиловского слова, обнажились естественные корни и творчества, и всей нашей жизни.

Провинциальные анекдоты превратились в провинциальные аксиомы – о добре и зле, любви и дружбе, одиночестве и смысле жизни. Провинция состоит из деталей – маленьких, порой незаметных, но значительных для каждого из нас. Увидеть их, сложить вместе, превратить в метафору – и есть творчество. И для литератора, и для фотографа.

Эта фотовыставка Эльфриды Невзоровой «Провинциальные аксиомы» была принята с большим интересом, прошла в Культурном центра А. Вампилова, Областной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского, Иркутском научном центре СО РАН и вдохновила автора на более широкий поиск. Она подняла, как оказалось, огромный пласт литературы, связанной с Иркутском и Прибайкальем. Иркутская муза вдохновляла писателей и поэтов, беллетристов и летописцев буквально с первых лет основания города.

Протопоп Аввакум проплыл в Забайкальскую ссылку ещё мимо пустых берегов в устье Иркута, а когда возвращался, – уже увидел новое городище. Одним из первых vip-ссыльных в Иркутск приехал Ибрагим Ганнибал – прадед А. С. Пушкина, – который передал великому поэту свою страсть, закалённую «во глубине сибирских руд». Неосторожный А. Н. Радищев за своё «Путешествие из Петербурга в Москву» поплатился «путешествием» в Илимский острог. Декабристы своим словом и примером оставили незабываемую главу в истории нашего края. Будущие большевики на берегах Лены читали Карла Маркса и писали стихи о любви. Л. Н. Толстой, в конце жизни занимаясь публицистикой, активно переписывался с иркутским редактором «Восточного обозрения» И. И. Поповым, собирая сведения для своих статей. М. Горький с интересом следил за иркутской «Базой курносых» – детским литературным объединением, организованным И. И. Молчановым-Сибирским.

Но Иркутский край был богат историями и сюжетами не только для приезжих писателей. Здешняя затаённо-благодатная земля даже в самые трудные времена рождала и своих литераторов, душевная глубина которых была и есть подстать Байкалу. Как мировые знаменитости окунали своих муз в сибирские просторы, так и наши, иркутские музы заставляли мир удивляться талантам сибиряков. Не зря иркутская писательская организация всегда считалась одной из самых сильных в стране.

По нынешним временам перечитывать давно прочитанное – удовольствие не для всех, изысканное и интеллектуальное. А сознательный поиск близких тебе образов – ещё и увлекательное. Он сравни далёким путешествиям во времени и в себе. Старый лозунг «Книга – источник знаний!» утратил свою актуальность. Сегодня хорошая, умная книга – это источник мыслей. В отличие от кино, где зритель следит за действием, словно через замочную скважину, в книге читатель мысленно отождествляет себя с любимым героем, вместе с ним переживает его жизнь и обогащается его опытом.

Вместе с протопопом Аввакумом мы видим, как продвигаются на Восток границы Российской империи. Вместе с И. Гончаровым и Я. Иноуэ мы оказываемся у истоков зарождения русско-японских отношений, в которых Иркутск сыграл очень большую роль. Вместе с героями Ж. Верна мы строим оборонительные укрепления вокруг Иркутска и боремся против сепаратизма за единую Россию. Вместе с В. Шишковым мы видим, как власть денег и капитала проникает в сибирскую тайгу и души сибиряков, – к сожалению, этот опыт не стал поучительным для нашей страны. С героями К. Седых и Г. Маркова – кстати, Почётными гражданами Иркутска, – мы боремся за новую власть в Сибири, ту, которая с необычайным всенародным энтузиазмом строила каскад гидроэлектростанций на Ангаре и утайкой от всех топила распутинскую Атлантиду. Каждый из писателей писал свой собственный сюжет, но сложить их книги вместе – и получится история страны, история нашего края. Кому-то сегодня она не нравится, но вспомните Я. Гашека и его бравого солдата Швейка, который сказал: «Пусть было, как было, ведь как-нибудь, да было! Никогда так не было, чтобы никак не было»...

– Есть ещё одна особенность, которая собрала двадцать писателей и поэтов в моей фотовыставке, – говорит Эльфрида Невзорова, – это возможность вместе с ними ещё раз рассказать о красоте иркутской Сибири и попытаться раскрыть великую тайну творчества. Как простая ворона или покосившийся забор превращаются в одухотворённые образы близкого и запредельного? Как яблоко и пустынная дорога могут родить оптимизм и веру в собственные силы? Какие чувства можно испытать, сидя под «царским лиственем» или прикоснувшись к колоколу над великой сибирской рекой? Наверное, это вера, надежда и любовь...

Сорок лет назад замечательный иркутянин Марк Сергеев задумал и начал грандиозный проект «С Иркутском связанные судьбы». Десять лет он рассказывал о своих находках по Иркутскому телевидению и издал первую книгу из цикла задуманного. Мой проект куда скромнее, я хотела лишь напомнить книги о нас, сибиряках, иркутянах. О нас – в прошлом. А фотографии – как зеркало нашей жизни, словно магический кристалл. Всмотримся и подумаем.

Время для этого есть. Будущий 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. И скоро выставка отправится по всем районным библиотекам Иркутской области, чтобы донести до читателей образы, мысли и слова автора фотографий и авторов книг.

{gallery}TXTS/2014/17-10-18pol{/gallery}

На фотоснимках Эльфриды Невзоровой: Дом окнами в поле Александра Вампилова; Царский листвень Валентина Распутина; Угрюм-река Вячеслава Шишкова; Иркутск глазами Жюля Верна; «Люди в Иркутске доюрые» (......?); «И вкривь и вкось стоят заборы на чахлой родине моей» (......?); Иркут Геннадия Машкина

  • Расскажите об этом своим друзьям!