ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Открыта новая страница

Виталий ЧЕРОШНИКОВ, руководитель детской студии «Репортер»   
29 Декабря 2023 г.
Изменить размер шрифта

В канун Нового года иркутяне встретились в «Молчановке» с автором книги «Музыкальная жизнь Иркутска, 1930–1956» Иваном Колокольниковым.

Открыта новая страница

Обращаясь к землякам, Иван Арсеньевич заметил, что Иркутск – это один из старейших культурных центров Сибири. Традиции, отличающие музыкальную жизнь города, начали формироваться еще в XVIII веке. А в начале XX века исследователь Сибири Г. Н. Потанин характеризовал Иркутск как «самый музыкальный город Сибири». И сейчас он вправе гордиться многими славными достижениями прошлого, находящими продолжение и в наше время.

Тем не менее, история музыкальной жизни Иркутска мало известна даже заинтересованным людям. В том числе и местным музыкантам. Недостаточное внимание к теме во многом обусловлено ее неполной проработанностью в исследовательской литературе. Для сравнения, в соседнем Красноярске издано подробнейшее трехтомное издание, посвященное развитию музыкальной культуры города с первых его дней до XXI века. В Иркутске же до сих пор существует лишь один труд, где дан серьезный научный анализ того, как протекал данный процесс в нашем городе. Это монография И. Ю. Харкеевича «Музыкальная культура Иркутска», вышедшая в 1987 году. В ней предельно подробно и качественно рассмотрены события с XVIII века по 1930 год. О последующих годах сообщается лишь в форме сжатой хроники.

Несомненно, отдельные страницы иркутской музыкальной жизни последующих лет все же освещались в некоторых работах: книги Д. В. Скоробегова и В. П. Сидорченко.

Отсутствие работ, где был бы дан по-настоящему полный анализ событий музыкальной жизни города после 1930 года, приводит к досадным моментам. Вот показательный пример. Иркутская областная филармония празднует все свои юбилеи, отталкиваясь от спонтанно выбранной даты – 1939 года. Тогда как исторические документы показывают: резонно было бы вести отсчет истории учреждения либо с 1936 года, когда начала свою работу организация-предшественник, либо с января 1940 года, когда появилось непосредственно наименование «филармония».

Долговременное отсутствие серьезной работы по сохранению исторической памяти о музыкальной жизни Иркутска прошлых лет сделало свое дело. Утрачены многие архивы. Особенно можно сожалеть о гибели части архива иркутских музыкантов Е. А. и О. А. Балабиных, а также нотной коллекции иркутянина П. Г. Ломова, содержавшей бесценные рукописи местных композиторов. Все это делает поиски исследователя крайне сложным. Но часто и весьма увлекательным.

В качестве начальной даты в монографии И. Колокольникова берется время создания обширного Восточно-Сибирского края с центром в Иркутске, что не только усилило политическое и экономическое значение города, но и отразилось на развитии его культурной жизни. Конечной датой стал 1956 год – время проведения XX съезда КПСС, который ознаменовал конец сталинской эпохи.

Этот период крайне противоречив. Он ознаменовался немалым количеством сложных моментов: политическими репрессиями, годами Великой Отечественной войны, идеологическим прессингом, которому подвергся ряд деятелей культуры в первые послевоенные годы. Но нельзя отрицать масштабов культурного строительства, проводившегося в сталинское время в стране в целом и в Сибири в частности. Именно в те годы были образованы государственные учреждения, играющие определенную роль в музыкальной жизни нынешнего Иркутска, – Иркутская областная филармония (1940 год), Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского (1941 год), Иркутский областной дом народного творчества (1940 год). Следует напомнить еще о некоторых значимых событиях этого периода, совершенно забытых в последние годы, но при этом также очень важных с точки зрения общего развития городской музыкальной культуры. Это появление в городе постоянного симфонического оркестра (1930год), попытка образования собственного оперного коллектива (1936 год) и, наконец, первый опыт создания композиторской организации (1943 год). Все это показывает исключительную значимость рассмотренного временного отрезка.

А вот как оценивает монографию доктор исторических наук Юрий Петрушин:

«...Автор книги вырос в интеллигентной иркутской семье. С малых лет приобщился к музыкальной культуре. В дальнейшем занимался у известных педагогов – певицы С. В. Кайтанджян (Москва) и хормейстера, заслуженного работника культуры РФ М. И. Поздняковой (Иркутск).

В студенческие годы музыкальные устремления переросли в профессиональный интерес к истории музыки. По той проблематике И. А. Колокольников выполнил дипломное сочинение, продолжил занятия в аспирантуре исторического факультета Иркутского госуниверситета, увлеченно готовил кандидатскую диссертацию. Будучи аспирантом, он выигрывал гранты по научно-исследовательской работе, позволившие ему основательно поработать в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, завязать тесные связи с представителями музыкальной среды ряда городов, имеющих прямые или косвенные связи с нашим городом.

И. А. Колокольников стал непременным участником научных конференций, востребованным автором научных публикаций в центральных журналах, удивительно быстро получил признание авторитетных специалистов по истории культуры.

Все это позволило молодому соискателю на широкой источниковой основе подготовить интересное и оригинальное диссертационное сочинение, которое он успешно защитил в специализированном совете ИГУ.

Обретя ученую степенью, И. А. Колокольников принял верное решение: переработать свой научный труд и представить его на суд широкой общественности. Он призван восполнить пробел в истории музыкальной жизни города Иркутска за четверть века».

«На чем построено ваше исследование, и каковы ключевые составляющие музыкальной жизни?», – спросил я Ивана на презентации книги.

«На анализе обширного спектра источников: документов государственных и частных архивов, материалов музеев, публикаций периодической печати, свидетельств очевидцев. Детально рассматриваются три ключевые составляющие музыкальной жизни: концертная деятельность, музыкальные спектакли и музыкальное образование».

Перелистывая страницы «Музыкальной жизни города Иркутска», я встретил знакомое имя – Леонида Алексеевича Каменского. В 60-е годы мы вместе играли с ним в городском оркестре русских народных инструментов. Я – на контрабасе, он – на балалайке. И я до сих пор помню его виртуозную игру на этом инструменте. В то время наш оркестр, руководителем которого был Михаил Семенович Гезунгейт, по решению обкома КПСС давал концерты во время уборочной в деревнях и селах Иркутской области. Начинали творческую поездку с Иркутского района и завершали Качугским. В течение полутора месяцев радовали тружеников полей своими концертными программами…

В заключение хочется отметить, что книга Ивана Арсеньевича Колокольникова не только содержательна, но и написана живо и интересно. Так что огромнейшее спасибо автору от бывших оркестрантов Михаила Гезунгейта. Для нас это очень ценный подарок. Будем ждать продолжения книги.

  • Расскажите об этом своим друзьям!