ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

От Шапито до наших дней

Отдел краеведческой литературы и библиографии Центральной городской библиотеки, по материалам: В. Гусенкова, О. Контышевой, В. Крышкиной   
12 Декабря 2014 г.
Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/11-12-cirk как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

«Цирк приехал!» Эти слова всегда обладали магическим свойством и в настоящем веке, и прошлом, и позапрошлом. Ведь цирк – это сказка, волшебство, это праздник! И магическая сила этого действа не ослабевает даже с веками. Жаль только, что цены на билеты в цирк кусаются, как непослушные львята за кулисами цирка...

В декабре 2014 года Иркутский цирк отметит свой 50-летний юбилей. На самом деле 50 лет исполняется каменному зданию, в котором расположился Иркутский цирк. Самому же цирку города, как явлению, гораздо больше – 219 лет.

Цирковая жизнь в Иркутске началась с того момента, когда в город прибыл на постоянное место жительства балансёр-итальянец Миколетто с женой, двумя дочерьми и 28 учёными собаками. Это произошло в конце XVIII века – в феврале 1795 года. Семейный цирк Миколетто демонстрировал акробатические номера, хождение по проволоке и забавные сценки с дрессированными собаками. Горожане, впервые видевшие акробатов и дрессированных животных, нарекли артиста кудесником, – об этом сообщает потомкам летописец П. И. Пежемский.

А в первой половине XIX века – в январе 1835 года на Спасской площади, напротив гостиного двора был возведён балаган, в котором на Масленицу выступала труппа шведского цирка под руководством Франца Радо и демонстрировала чудеса верховой езды.

В 1859 году в Иркутске гостил прусский королевский артист Рудольф Беккер, который дивил всех фантасмагорическими номерами. «...На представлении 29 июня он восходил на шаре в гору 40 аршин, устроенную со сцены на бельэтаж» (из записей очевидца событий Н. С. Романова).

{gallery}TXTS/2014/11-12-cirk{/gallery}

Несмотря на дальнюю и тяжёлую дорогу, в Иркутск часто приезжали цирковые артисты из других стран. Много зрителей собирали конные ристалища итальянца Сулье — он начал давать свои представления в городе в 1868 году. На Военной площади (нынешний сквер Кирова) он выстроил большой деревянный цирк. Позже это заведение сгорело, как и многие следующие деревянные цирковые постройки.

С мая 1885 года в городе действует цирк Ламберга. А в сентябре того же года на углу улиц Большой (ул. К. Маркса) и 2-й Солдатской (ул. Лапина) в специальном деревянном здании открылся цирк австрийца Добржанского, где выступал известный в то время клоун Струсберг. Однако в памяти иркутян ещё свежи были ужасы пожара 1879 года, когда выгорела половина города. Общественность выражала свои опасения по поводу возведения деревянного здания в центре Иркутска и, несмотря на любовь к развлечениям, активно протестовала, поэтому с 1 мая 1886 года представления на манеже цирка были прекращены, а здание даже выставили на продажу под снос.

С 18 июля 1889 года за Интендантским садом начались регулярные представления в цирке, устроенном Боровским. У Боровского выступал «король гирь» — один из самых знаменитых силачей того времени – Пётр Крылов. Он рвал цепи, из полосового железа завязывал «галстуки» и «браслеты», поднимал лошадь с всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по человеку, ломал подковы, гнул монеты, делал растяжку с четырьмя лошадьми. Особенно хорошо Крылов управлялся с гирями, и ни один атлет того времени не мог сравниться с ним.

Удивительно, но цирки в Иркутске вырастали как грибы, многие цирковые труппы мечтали осесть в городе. Связано это, скорее всего, с тем, что разраставшийся город хотел развлечений, и цирк являлся в то время практически единственным зрелищным учреждением и собирал немалые доходы. Был в Иркутске и свой цирковой зверинец. Он открылся в октябре 1897 года. Владелец животных Фец прибыл в город из Канска. На Тихвинской площади он выстроил специальные помещения и удивлял иркутян слоном, львами, леопардами, ягуаром, крокодилом, гиеной.

С начала XX века, в 1908 году, в Иркутске появилась постоянная труппа в цирке шапито.

Пожары в городе, по большей своей части деревянном, были настоящим бедствием для цирков. Здание деревянного цирка в 1939 году сгорело дотла. После войны на его месте под боком Крестовоздвиженской церкви вырос новый шатровый балаган. Он оживлял Иркутск своим присутствием лишь в летний период. Этот цирк просуществовал до 1962 года и сгорел вторично. Но вернёмся к послевоенной поре.

«Это был период, когда в городе необыкновенно оживилась увеселительная сторона жизни. Цирк летней поры не был в этом смысле исключением. Здесь, под сенью церковной ограды, появились киоски и скамьи, и запылившиеся купола храма с неудовольствием прислушивались к тому, что творилось под шатром цирка. А там ржали лошади, рычали львы, аплодисменты покрывали забористые шутки клоунов, а оркестр исполнял туш.

Тут же, на пригорке и у его подножья, мальчишки с огромными чайниками торговали морсом и домашним квасом на сахарине. По вечерам местечко перед цирком напоминало крохотную ярмарку. Могли купить, а могли и продать всё что угодно: трофейные часы, портсигары с замысловатой гравировкой. Цыганки предлагали погадать клиентам, в качестве платы брали даже хлебные пайки.

Трижды в неделю на арену выходили бороться два замечательных в своем роде лица. Они-то и были гвоздём программы. Одного величали Сапожником, а другой выступал под псевдонимом и значился на афише как Сарелло. Борьба между Сапожником и Сарелло захватывала зрителей своим трагизмом. И тот и другой боролись неистово, броски следовали один за другим, но каждый раз поединок оканчивался вничью».

До 1958 года в Иркутске в разное время работало семь цирков: шесть шапито, один – зимний. Из «Иркутской летописи» Ю. Колмакова узнаём: 18 мая в 1958 году произошёл грандиозный пожар в Иркутске. В огненной стихии сгорел временный деревянный цирк шапито накануне открытия летнего сезона. Цирк находился на развилке улиц Тимирязева и Подгорной. Органы госбезопасности подозревали в уничтожении цирка прихожан Крестовоздвиженского храма, которые якобы не могли терпеть у себя под боком подобное зрелищное предприятие, но улик так и не нашли. В этом пожаре сгорели здания зимнего, построенного в 1933, и летнего цирков.

В 1959 году в прессе Иркутской области появляется сообщение: «В Иркутске на улице Желябова начал строиться цирк. На его строительство и оборудование отпущено 11 млн рублей».

И вот, спустя почти 100 лет после цирка Сулье и 170 лет после цирка Миколетто, в 1964 году в Иркутске на площади Труда был выстроен огромный по тем временам каменный цирк. Это был первый государственный цирк на всей территории Сибири и Дальнего Востока.

1964 год ознаменовал начало нового периода в цирковой жизни города. Главным украшением площади Труда стал выстроенный каменный цирк, ставший первым государственным не только в Иркутске, но и в Сибири. Здание цирка поражало своими размерами, оно занимало шесть тысяч квадратных метров. Потолок цирка возвышался над ареной на 18 метров. Манеж в диаметре равен был 13 метрам. В зале насчитывалось 1 тысяча 732 места. Цирк был построен по единым правилам, по которым строят подобные сооружения не только в России, но и во всём мире.

Сколько поколений иркутян побывало на представлениях во Дворце цирка – подсчитать трудно, но каждый иркутянин помнит себя ребёнком, когда впервые открывал для себя мир дрессированных медведей, захватывающей дух акробатики и смешных клоунов. Стоило переступить порог цирка, как оказывался в волшебном завораживающем мире: конюшни, помещения для трюков иллюзиона, арена. За кулисами раздавалось рычание медведей, пантер, тигров, которые жили в клетках. В специальном помещении, имеющее название слоновник, обитали слоны. Огромных и своенравных животных держали на цепи, которую крепили у них на одной ноге. Медведи, тигры, пантеры живут в металлических клетках.

«За время существования Дворца цирка было отработанно более 200 цирковых программ, а это значит, что артисты разных стран и городов России дали более 10 тысяч представлений. По приблизительным подсчётам, артистам аплодировало свыше 50 миллионов зрителей со всей области».

Все представления проходили под аккомпанемент живой музыки, в цирке есть свой оркестр. «Именно живая музыка на арене создавала атмосферу праздника. Конечно, были и исключения, когда артисты приезжали с фонограммой, но, как правило, чаще всего выступали под живую музыку. И тогда музыкантам приходилось буквально за считанные дни разучить ноты».

При цирке существует гостиница, её еще называют общежитием. Здесь живут все артисты, которые приезжают в наш город выступать. Причём вместе со своими семьями.

Детей артистов устраивают в школу N 11, что находится в нескольких десятках метров от здания цирка, чтоб не отставали от сверстников. Все необходимые бытовые мелочи артисты привозят с собой. Остальное — крышу над головой, плиту и постель — предоставляет город.

Иркутский цирк никогда не имел постоянную труппу артистов, выступали только приезжие артисты. Связано это с тем, что иркутский цирк располагает только одним манежем. За прошедшие годы в Иркутском цирке иркутяне могли увидеть манежные, ледовые, водные программы, чем может похвастать не каждый цирк России.

«За 50 лет беспрерывной работы цирка в Иркутске побывали знаменитые, прославленные по всему миру артисты: Эмиль Кио, Карандаш, Маргарита Назарова, Илья Символоков, Юрий Дуров и др. Также в Иркутске побывали коллективы из Чехословакии, Болгарии, Монголии, Германии, Польши и др. точек мира». Иноземные цирки отличаются от наших тем, что основа представлений — это акробатика, гимнастика, йога, борьба, силовые упражнения. А российские цирки славятся дрессурой, и именно по этой причине их приглашают за рубеж. Цирк Иркутска – старейший в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, имеющий прекрасные традиции и продолжающий радовать зрителей сенсационными программами. Когда на гастроли приезжает очередная труппа, жизнь в городе бьёт ключом. Артисты селятся в гостинице, животные — в приспособленных помещениях, а цирковые дети отправляются в школу по соседству. Иркутяне же выстраиваются в очередь за билетами, чтобы занять места поближе и встретиться с героями новой незабываемой сказки.

Сегодня Цирк продолжает радовать жителей и гостей Иркутска. Афиши, развешанные по городу, оповещают о гастролях очередной приезжающей труппы, и стены полувекового здания принимают новое поколение зрителей.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?