ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Моя «Молодежка»

Евгений ПОНОМАРЕВ, сотрудник «СМ» (1974–1980)   
08 Марта 2024 г.
Изменить размер шрифта

Евгений Михайлович Пономарев, 1946 года рождения. Выпускник Иркутского госуниверситета, отделение журналистики. В «Советской молодежи» с 1974 по 1980 год: зав. отделом рабочей и сельской молодежи, зам. ответственного секретаря. С 1981 по 2015 год – в краевых газетах Краснодара: «Комсомолец Кубани», «Советская Кубань», «Вечерний Краснодар», «Кубань сегодня». Заслуженный журналист Кубани.

Евгений Михайлович Пономарев

Моя практика в «Молодежке» началась у... бильярдного стола. Редактор газеты Василий Жаркой протянул мне кий. «Сыграем партию, и я посмотрю, на что ты годишься», – сказал он и улыбнулся. Честно говоря, я смутился, мне и в голову не могло прийти, что таким неожиданным получится мое знакомство с шефом редакции, который тут же предложил мне стажировку в приложении газеты «Стройфронт», оно освещало работу студенческих отрядов. Тема мне была близка, я уже учился на четвертом курсе университета, успел поездить по области, побывал в отрядах, расположенных в западных и восточных районах. Своими глазами видел, как живут и работают студенты. Я с удовольствием принял предложение редактора, и после окончания вуза был приглашен в штат редакции. Кстати, ту партию я выиграл у Жаркого и гордился, что победил лучшего бильярдиста редакции.

Так началась моя журналистская эпопея в любимой всеми «Молодежке». Считаю эти годы лучшими в моей журналистской молодости. Вспоминаю добрым словом совместные командировки и сотрудничество с А. Харитоновым, Б. Ротенфельдом, В. Калаяновым, Н. Кривомазовым, Л. Ланкиной, П. Кушкиным, И. Широбоковым, В. Карнауховым, Б. Абкиным, В. Хомутовым, К. Житовым, О. Сухановым...

Редактор поощрял наши интересные инициативы, и он, к примеру, с воодушевлением принял мое предложение «поехать» в командировку на... cверхзвуковом самолете. Еще никому такая идея в голову не приходила. Самолет совершенно новый, летавший по определенным маршрутам.

– Скажи, как тебе удалось добиться разрешения на полет? – спросил Жаркой. Я хитро улыбнулся:

– Секрет фирмы. Вернусь – расскажу.

– Ладно, потом так потом. Удачи и мягкой посадки!

В командировку – «на сверхзвуке»

Пассажирские сверхзвуковые рейсы выполнялись с 1978 года из Москвы в Алма-Ату и Хабаровск по два раза в неделю. Вот только полетать на «сверхзвуке» удавалось далеко не каждому: маршрут был особенным – с одной посадкой. Например, жителю Урала, Севера или Казани нужно было обязательно сначала прилететь в столицу, а потом покупать билет на другой самолет. Летали на Ту-144 в основном жители или командированные «точек приземления». Это был их самолет!

Мне повезло. Однажды в иркутской молодежной газете я вышел в лидеры соцсоревнования по освещению работ на БАМе. Победителя в качестве приза поощрили поездкой в любую точку страны сроком на две недели. Я выбрал этот рейс с конкретной целью попасть на сверхзвуковой самолет. Жаркой задумался и сказал: «А ты знаешь, во что обойдется твоя командировка?» Предвидя такое развитие разговора, я заявил, что готов лететь за свой счет. У меня были грандиозные планы: побывать на обратном пути в Якутии – городе алмазодобытчиков Мирном. С той памятной командировки на каких только самолетах мне не пришлось летать! На «кукурузнике» – 12-местном Ан-2, на Ил-18, Ту-104, Як-40, Ту-134, Ту-154 – основных массовых пассажирских самолетах того времени. Затем пришли «боинги» и другие современные машины. А наш красавец Ту-144 уступил дальнейшую эксплуатацию сверхскоростных машин «конкорду».

Итак, 1978-й год, рейс № 489, самолет Ту-144, маршрут Москва – Алма-Ата – Хабаровск». Пассажиры, кажется, совсем не волнуются, некоторые летают этим маршрутом постоянно. Очень удобно. Расстояние от Москвы до Хабаровска «сверхзвук» пролетает за три-четыре часа, а обычный реактивный лайнер за 11. Корпус самолета очень просторный – 60 метров в длину, размах крыльев 28, высота 13, то есть как раз под крышу пятиэтажки. Ну, а мощность двух двигателей вообще поражала воображение – полмиллиона лошадиных сил! Разбег сверхзвуколета был стремительным, в два-три раза быстрее, чем на обычных реактивных самолетах. Центробежная сила упруго вдавливала тело в мягкое кресло. Только-только глаза успели разглядеть мелькнувший пустой московский луг, как машина стала быстро набирать высоту. Горизонт перечеркнул прямоугольник окна, и мы уже выше облаков. При подъеме, казалось, с крыльев какое-то время слетала белая пелена. По радио хорошо поставленный голос стюардессы сообщил: «Спустя 17 минут полета лайнер достиг скорости звука». Еще через 17 минут: «Мы подошли к двум скоростям звука. Высота полета 16 тысяч метров, температура за бортом минус 59 градусов»…

До Алма-Аты мы долетели вместо обычных четырех за два часа. Сто тридцать три пассажира совершенно спокойно спустились по трапу на землю. В глазах тех, кто летел первый раз на Ту-144, было изумление и восторг. Генеральный конструктор лайнера А. А.Туполев как-то на вопрос корреспондента «Какой смысл из-за экономии нескольких часов жечь совсем недешевое топливо?» с юмором ответил: «Если так рассуждать, то самым экономичным транспортом на сегодняшний день является самоходная баржа. Однако почему-то вы не предпочитаете ее для своих экскурсий».

...В моем архиве хранится, как дорогая реликвия, записная книжка с подробным описанием той командировки и оригинал материала, на котором – росчерк цензора: «Печатать нельзя».

Такие были времена. Редактор тогда грустно улыбнулся мне: «Почему нельзя, не объяснили. Но с цезурой не повоюешь. Черт с ними, гонорар я тебе в любом случае заплачу».

Минула вечность, а перед глазами тот сказочный полет, напомнивший мне о любимой «Молодежке».

  • Расскажите об этом своим друзьям!