ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как вернуть любовь читателей

Евгений ДЕРКАЧ, член Союза журналистов России   
02 Марта 2024 г.
Изменить размер шрифта

Как-то незаметно прошел нынче День российской печати, словно потеряла силу и свою значимость «четвертая власть». Как поведет она себя накануне президентских выборов, как будет реагировать на изменения в политике, экономике, то есть во всех аспектах жизни страны после избрания первого лица государства? Это ли не повод поразмышлять о том, почему отношения между исполнительной властью и средствами массовой информации, особенно оппозиционными, становятся все более конфликтными. Более трех десятков лет перестройки и реформ позволили убедиться, что независимой прессы нет нигде. Есть лишь относительная свобода слова.

Как вернуть любовь читателей

А как своей независимостью гордились некоторые газеты! И каков результат? Глотнули свободы и почили. Те же издания, которые нашли поддержку у холдингов, концернов, крупных акционерных обществ, живут и даже процветают. Но все они давно стали своеобразными рекламщиками производимой или продаваемой продукции хозяев «газет и пароходов». На политическую жизнь страны они практически не влияют. Специальные издания по разным отраслям знаний, развлекательные, научно-популярные – только они зависят от своих читателей.

Причины зависимости, прежде всего, экономические: подписка и продажа не покрывают и половины производства газет, хотя их стоимость несопоставима с трех- и пятикопеечными изданиями в советское время. Сегодня среднестатистическая семья не может позволить себе три-четыре печатных издания, как раньше. Про музыку, что заказывают, знают все. Вот почему читателям трудно разобраться в объективности освещения тех или иных событий той или иной газетой. И как же самим журналистам не запутаться в той же истории, когда «героям» Колчаку, Деникину и Петлюре ставятся памятники, уже несколько лет стоит Ельцин-центр, во время парадов в Москве драпируется мавзолей Ленина. Не запутаться в самих понятиях: «точная, объективная информация», «заказуха», «предвзятость», «порядочность», «продажность». Журналистам и прессе трудно определиться даже, казалось бы, в элементарных вещах, прописанных Конституцией. Таких, как патриотизм, при сотнях представителей высшей власти, топ-менеджеров, имеющих двойное гражданство и покинувших Родину во время специальной военной операции на Украине, или представителей шоу-бизнеса, утопающих в роскоши при непотребном поведении; почему в России создалась критическая демографическая обстановка и как ее исправить?

А как объяснить работникам газет и журналов, почему с каждым годом, с новой пенсионной надбавкой увеличивается пропасть между бедными и богатыми, почему не возвращается правительство к вопросу выплаты накопленных ветеранами денег, хранившихся на сберегательных книжках, индексации пенсий работающим пенсионерам?

Трудно пробиться со своими беспристрастными материалами тем журналистам, которые не желают восхвалять власть за повышение пенсий на 7,5 процентов при значительно большей инфляции и подорожании товаров, продуктов, тех же яиц. Всю надбавку от властей тут же «съедает» плата за коммуналку. Критиков же такого положения дел тут же записывают в оппозицию, а еще хуже вешают ярлыки иностранных агентов. Но ведь они живут интересами и оценкой читателей! Позиция читателя, его взгляд, точка зрения – это самый, в конечном счете, верный ориентир, сигнал, разрешающий движение в напряженной газетной жизни.

Нам, журналистам старшего поколения, следует подсказать молодым коллегам, что же нравилось читателям в 70–80-х годах прошлого столетия. В своих публикациях асы пера рассказывали о том, что и происходило в жизни: о людях труда, их устремлениях и веры в будущее, о строительстве ГЭС, электрификации Восточно-Сибирской железной дороги, строительстве БЛПК, позже – о БАМе, помогали избавляться от перекосов и несправедливости в обществе. Они вполне могли считать себя четвертой властью, инженерами человеческих душ.

Были, конечно, и табу. Невозможным был явный накат на партийные органы, хотя умеренная критика отдельных представителей партии и зарвавшихся хозяйственных руководителей с партийными билетами вполне допускалась. Не всем нравились прямые нападки журналистов на власть. Чтобы обойти эти препоны, острее и находчивее становился язык публикаций, неопровержимыми факты, написание статьи даже языком Эзопа, много было фельетонов – острого своеобразного жанра. На таких материалах воспитывалось сегодняшнее поколение ветеранов. Где все это сейчас?

Бытует мнение, что пенсионеры покупают более дешевую газету из-за программы. Но это не так. Пожилые люди интересуются не только политикой, экономикой, пытаясь предугадать, каким будет для них наступивший год, но и историей государства Российского, знаменитыми полководцами, учеными, людьми литературы и искусства. А как приятно им узнать, что делается в их бывшем коллективе, как трудятся их ученики. Неслучайно именно газеты, публикующие такие материалы, становятся все более популярными не только у пожилых людей, но и у молодежи. Последних привлекают острые темы на самые злободневные вопросы сегодняшнего дня. В нынешнее время, к сожалению, обнаружились новые, неожиданные методы. Практически нет привязи, нет и цензуры, как в советское время, пиши, о чем думаешь, но материалы с критикой правительства, чиновников или системы в целом вы вряд ли увидите в современных СМИ. А если и пройдет какой критический материал, то в ответ от властей – ноль внимания. Голосов громких много, гул, все говорят… на кухнях или в городском транспорте, но никто из властных структур их не слышит.

Меняются редакторы районных, городских, областных, центральных газет. Неугодливые журналисты увольняются «по собственному желанию», а хозяева изданий делают то, что хотят. Им не нужно идти ни на какие уступки властям, так как их помыслы и дела полностью совпадают с требованиями этих властей. Вот и теряют читателя многие российские издания.

Асов журналистики заменили мальчики и девочки на побегушках. Парней в профессии журналиста остается все меньше и меньше. Да и зачем они? Записав и расшифровав чью-то порой невнятную речь, считая, что это и есть истинно журналистские материалы, «девочки-диктофонщицы» заполняют ими информационные ленты, эфиры, печатные издания. Читатель, зритель и слушатель вынужден теперь чаще питаться именно таким суррогатом.

К счастью, в Иркутской области, как и в России, еще остались редкие, относительно независимые издания, ставившие перед властью неудобные вопросы: почему в социальном государстве особенно больным детям оказывают помощь простые люди? почему удельный вес полностью изношенных машин и оборудования почти не меняется со времени новой власти? почему рост цен, по опросу Левада-центра, тревожит россиян больше, чем специальная военная операция на Украине, конфликт с Западом и санкции?
Не надо журналистам бояться говорить и спрашивать об этом. Только тогда можно объединить людей силой четвертой власти. Этой же силой мышления «заставить» россиян, как в 70-80-е годы прошлого столетия, стоять в очереди за газетами или выписывать их не по одному изданию.

Сегодня не только «поэт в России – больше, чем поэт», а и журналист должен подняться на ступеньку выше, стать истинным патриотом страны, своим опытом и знаниями учить, как педагог, «разумному, доброму, вечному».

  • Расскажите об этом своим друзьям!