ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Идея, воплощенная в жизнь

Е. ДЕРКАЧ, почетный железнодорожник   
14 Мая 2021 г.
Изменить размер шрифта

1405 6 2a

65 лет назад Иркутская ГЭС выдала первый киловатт электроэнергии Это позже мы уже привыкли и воспринимали как должное такие понятия, как самая дешевая электроэнергия в России, самые энергоемкие предприятия в Иркутской области, но тогда иркутяне, да и вся страна с восторгом восприняли сообщение о начале работы первенца Ангарского каскада гидроэлектростанций.

Идея, воплощенная в жизнь

В это же время была завершена электрификация 5333 километров железнодорожной магистрали от Москвы до Иркутска, что стало важнейшим событием для всей страны. Из введенных в строй 1295 километров электрифицированных линий на переменном токе 947 километров приходились на Красноярскую и Восточно-Сибирскую железные дороги. Но значение того, что было сделано тогда, не укладывается в сознание нынешнего поколения россиян и является гордостью их дедов.

Если в 1961 году была завершена электрификация на переменном токе направления Мариинск – Зима, то уже к началу лета 1962 года Советом министров СССР было принято решение повысить темпы электрификации железных дорог страны. Это диктовалось необходимостью увеличить размеры перевозок не только на паровой и тепловозной тяге, но и на электрической. Именно она позволяла снизить расходы эксплуатации, увеличить скорость движения поездов и их вес, повысить производительность труда и улучшить условия работы людей.

Кроме того, ощутимую выгоду от электрификации имели не только железные дороги. Тяговые подстанции на электрифицированных участках стали той базой, которая могла удовлетворить потребности в электрической энергии промышленные и сельскохозяйственные предприятия, прилегающие к магистралям.

Действительно, невозможно переоценить роль Восточно-Сибирской железной дороги в электроснабжении промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы крупных регионов России – Иркутской, Читинской областей и Республики Бурятии. Населенные пункты, особенно на трассе второго Транссиба, до сих пор обслуживаются единственными в этих краях энергетическими железнодорожными объектами.

Иркутяне гордились тем, что их полигон стал испытательным, что именно от них зависела дальнейшая судьба тяги на переменном токе. Сегодня героям тех дней далеко за 80 лет. Удалось найти письма той поры, побеседовать с очевидцами, хотя плотная пелена обволакивала память престарелых людей.

С чем можно сравнить пуск Иркутской ГЭС, электрификацию Транссиба, перевод тепловой тяги на электрическую? С освоением целинных и залежных земель? Со строительством БАМа? По масштабности и объемам работы, по интенсивности освоения новой техники они не уступают друг другу.

Ученые, инженеры, конструкторы, строители, монтажники, рабочие многих заводов страны и еще не имевшие профессий парни и девчата, прибывшие в Сибирь со всей страны по комсомольским путевкам. Они воплощали в жизнь идею электрификации. Многие из них были удостоены высших правительственных наград.

История эпохальных строек Сибири во многом обязаны магистрали и ее возросшим перевозкам грузов и пассажиров за счет смены видов тяги.

С тех давних лет и по сей день Восточно-Сибирская железная дорога занимает ведущее место в жизни ОАО «РЖД», выступая эффективным донором его модернизации, развития человеческого и экономического потенциала. Первыми, кто заложил фундамент электрификации дороги, были люди государственного масштаба: первый секретарь Иркутского обкома КПСС Семен Щетинин, начальники ВСЖД Борис Саламбеков, Александр Головатый, Георгий Тетерский.

На электрификации участка Иркутск – Тайшет трудилось более четырех тысяч человек. Большинство из них не имело производственного стажа, поэтому от партийных, профсоюзных и комсомольских организаций требовалось не только принять, разместить, создать хорошие условия труда и быта, но и обучить двум-трем строительным специальностям.

Преимущества переменного тока над постоянным хорошо известны. Это не только экономия металла из-за износа контактных проводов, но и возможность водить поезда большей массы.

Что же побуждало людей работать и в жару, и в холод? Романтика, комсомольский задор, стремление оставить свой след на земле? Сегодняшней молодежи это трудно понять. Они не поедут в «дальние края» даже за большие деньги, которые можно заработать на перепродаже всего и вся, не выезжая из большого города, пользуясь всеми благами цивилизации.

Мои же ровесники или чуть постарше понимали: их труд даст им возможность отдыхать на южных курортах необъятного Союза, быстро и комфортно добираться на электровозах до самых дальних уголков страны, были уверены, что «их труд вливается в труд их республики».

  • Расскажите об этом своим друзьям!