Голоса, уходящие в вечность |
Зоя Горенко, аналитик Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии | |
08 Октября 2015 г. | |
На фестивале «Человек и Природа» лучшим стал фильм «Уходящие голоса». Это работа молодого режиссёра киностудии «Матера» Юлии Бывшевой и её команды (оператор Кирилл Димов, продюсер Ольга Мартынова). А рассказывается в фильме, по определению В. Г. Распутина, о «богатырском подвиге Галины Афанасьевой-Медведевой, подобного которому после Х1Х века, кажется, не бывало. А по мере трудничества, по объёмам и размаху старательства на «золотоносных» сибирских землях, вероятно, и сравнить не с чем». Галина Афанасьева-Медведева – доктор филологических наук, автор многотомного «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», бесценный материал для которого она собирала (и продолжает собирать) более тридцати лет на огромных пространствах от Ангары до монгольской и китайской границ. Ею изъезжены и исхожены сотни километров, опрошены тысячи жителей деревень Иркутской области, Бурятии и Забайкалья. «Киношникам» вместе с автором словаря, конечно, удалось побывать лишь в некоторых деревнях, встретиться с десятками людей. Но и эти встречи дают представление о жизни в сибирской глубинке – прошлой и настоящей, о характерах, прошедших через невероятные испытания революционными событиями, войной, голодом, несправедливостью, тяжким трудом... Фильм условно разделён на три части, выделяющие главные темы: «Дом», «Война», «Вера». Любовь, создание семьи, рождение ребятишек, а затем смерть близких, страшные потери. Пережить это невозможно без крепкой веры в Бога. Невзирая ни на что, эта вера жила в народе и спасала каждого по-своему. И к каждой этой уникальной судьбе сердцем прикасается собиратель-фольклорист Галина Медведева. Для большинства героев она давно знакомый, родной человек, которого встречают и провожают со слезами. Она – неотъемлемая частица этого народа. Её душа – та искра, которую зажгли их чудные и чудесные слова, забытые и заброшенные нашим безумным урбанистическим сообществом. Для 27-летнего режиссёра Юлии Бывшевой работа с известным учёным стала настоящим открытием и...испытанием. – Галина Витальевна очень трепетно относится к своей работе, к тем людям, с которыми она общается, поэтому мы сначала прошли проверку на устойчивость к трудностям, – поделилась она впечатлениями. – К киноэкспедиции готовились основательно. А сама Галина Витальевна – как будто просто вышла на улицу в городе... В русскую деревню, оказывается, можно вот так приехать, и тебя примут и обогреют. За нашу поездку мы познакомились с большим количеством добрых, открытых, искренних людей – это самое важное впечатление от съёмок. Надо сказать, что никто не представлял, как могут быть интересны для кино старики, рассказывающие о своей жизни. На деле вышло, что наше кино и все эти люди притягивают к экрану – настолько у них богатый язык и человеческая энергетика. После показов мы поняли, что зрителям абсолютно разных возрастов и родов деятельности интересно это смотреть. Самое ценное, что фильм в людях пробуждает воспоминания о своих корнях. Хотелось бы, чтобы о работе Галины Витальевны узнало как можно больше людей, потому что вместе с её работой до людей доходит исконно народная культура. Юлия – ученица известного московского документалиста Сергея Мирошниченко, который тоже побывал на фестивале «Человек и природа». Это по его рекомендации Бывшева избрала тему «голосов». – О Галине Медведевой я знал давно, – рассказал Сергей Валентинович. – От издателя Геннадия Сапронова, от Сергея Ступина, от Валентина Распутина, хотя лично её не видел. Потом читал отрывки из её словаря говоров. И мне показалось, что это – выдающаяся работа, неоценимый труд для всей России. И когда я собирался делать фильм о сказках (думаю, мы еще вернёмся к этому замыслу), один из разделов хотел посвятить сказке сибирской. И в разговоре с Юлей я обмолвился, что в Иркутске есть такой интереснейший человек, что ей надо бы с ним познакомиться... Так и произошло. Конечно, я думаю, Галина Витальевна видела многих людей, кто пытался снимать про неё, и, возможно, ей надоели эти люди, она, думаю, даже их боится. И работать рядом с ней, соответствовать ее требованиям, – очень сложно. Особенно молодым людям, которые оторваны от всего корневого. И наверняка она восприняла Юлю как пришельца из чуждого мира, который называется Москвой. Но, как я понял, им удалось прожить вместе какую-то жизнь, пройти трудности, которые или разъединяют, или объединяют людей. Поездки, тяжёлые дороги... Галина Витальевна видела, сопереживает ли, сострадает ли жителям сибирской глубинки человек, который стал не просто спутником, но принявшим обязанность донести то сокровенное, чем она обладает, до широкого круга. И главное, этот человек вообще любит народ или нет. Видимо, это код, который открывает дверцу доверия. И я рад, что, по всей видимости, Юля смогла доказать, что эта любовь в ней есть. Всё остальное Галина Витальевна простила ей. Для Юли это такая большая ступенька. Ей дали шанс увидеть мир не плоским, не горизонтальным, а вертикальным. Если она увидит и услышит эту вертикаль, то получится из неё большой художник. Очень символичен и пронзителен финал этого фильма. Машина с путниками подъезжает к месту, где когда-то была дорога, ведущая к селу. Но сейчас её совсем не видно. Замело, наглухо замело. И видно, что не сегодня и не вчера. И по всему чувствуется, что даже если растает снег, дорога эта не обнаружится... – Как же так? – сокрушается Галина Витальевна. – Там же наверняка ещё есть люди. Надо идти. И она идёт. Камера фиксирует одиноко бредущего человека среди бескрайнего снежного простора. Человек идёт, чтобы успеть записать заветное слово своего народа, его голос, уходящий в вечность... Фёкла Иннокентьевна Брюханова, 1918 года рождения: «Нас пришли раскулачивать, я, девчонка, одна была. Оне печку забирать стали, а я не давала. Меня в чужовку посадили. Потом приехал кто-то из района, ему сказали, что девчонка в чужовке сидит. Меня выпустили. А я не плакала. Осердилась чё-то и не плакала. А дома уже наплакалась... А тятя говорит «Ну, в чужовке посидела. Теперь образована будешь. Чё бы мы печку другу не поставили?» Варвара Поликарповна Пенькова 10 лет провела в лагерях и пять на поселении, за то, что знала немецкий язык и во время оккупации села переводила распоряжения немцев, получала за это пайку хлеба. Реабилитирована в девяностые годы... «Я после этого на родину поехала повидаться в Лугано-Станичный район, а сердце у меня – вот так стучит!... Мне ничего не надо, только чтобы справедливость была. Мы написали, куда там требовалось. И мне пришёл ответ, что, мол, вы ни в чём не виноваты...А что толку – молодость, жизнь прошла...» Дмитрий Кириллович Сидоров. Умеет играть на «ударном инструменте» – заслонке. Под её аккомпанемент пел песню: «Бродяга я, бродяга я, ох, никому не нужен я. И даже бабушка моя и та поёт – бродяга я» «Про меня», – послушав песню, засмеялась Галина Витальевна. Тэги: |
|