ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Голоса, уходящие в вечность

Зоя Горенко, аналитик Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии   
08 Октября 2015 г.
Изменить размер шрифта


В конце сентября – начале октября в культурной жизни Иркутской области произошло несколько масштабных событий, объединённых одним именем – Валентин Распутин. Памяти ушедшего недавно из жизни великого писателя были посвящены XIV Байкальский международный фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа» и XYIII фестиваль «Сияние России. Дни русской духовности и культуры». Впервые эти золотые осенние Дни проходили без его непосредственного участия, но с ощущением его живого присутствия...

4

Авторы фильма «Уходящие голоса» продюсер Ольга Мартынова (слева) и Юлия Бывшева (справа) с героиней фильма Галиной Афанасьевой-Медведевой в момент награждения.

На фестивале «Человек и Природа» лучшим стал фильм «Уходящие голоса». Это работа молодого режиссёра киностудии «Матера» Юлии Бывшевой и её команды (оператор Кирилл Димов, продюсер Ольга Мартынова). А рассказывается в фильме, по определению В. Г. Распутина, о «богатырском подвиге Галины Афанасьевой-Медведевой, подобного которому после Х1Х века, кажется, не бывало. А по мере трудничества, по объёмам и размаху старательства на «золотоносных» сибирских землях, вероятно, и сравнить не с чем».

Галина Афанасьева-Медведева – доктор филологических наук, автор многотомного «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», бесценный материал для которого она собирала (и продолжает собирать) более тридцати лет на огромных пространствах от Ангары до монгольской и китайской границ. Ею изъезжены и исхожены сотни километров, опрошены тысячи жителей деревень Иркутской области, Бурятии и Забайкалья.

«Киношникам» вместе с автором словаря, конечно, удалось побывать лишь в некоторых деревнях, встретиться с десятками людей. Но и эти встречи дают представление о жизни в сибирской глубинке – прошлой и настоящей, о характерах, прошедших через невероятные испытания революционными событиями, войной, голодом, несправедливостью, тяжким трудом... Фильм условно разделён на три части, выделяющие главные темы: «Дом», «Война», «Вера». Любовь, создание семьи, рождение ребятишек, а затем смерть близких, страшные потери. Пережить это невозможно без крепкой веры в Бога. Невзирая ни на что, эта вера жила в народе и спасала каждого по-своему.

И к каждой этой уникальной судьбе сердцем прикасается собиратель-фольклорист Галина Медведева. Для большинства героев она давно знакомый, родной человек, которого встречают и провожают со слезами. Она – неотъемлемая частица этого народа. Её душа – та искра, которую зажгли их чудные и чудесные слова, забытые и заброшенные нашим безумным урбанистическим сообществом.

Для 27-летнего режиссёра Юлии Бывшевой работа с известным учёным стала настоящим открытием и...испытанием.

– Галина Витальевна очень трепетно относится к своей работе, к тем людям, с которыми она общается, поэтому мы сначала прошли проверку на устойчивость к трудностям, – поделилась она впечатлениями. – К киноэкспедиции готовились основательно. А сама Галина Витальевна – как будто просто вышла на улицу в городе... В русскую деревню, оказывается, можно вот так приехать, и тебя примут и обогреют. За нашу поездку мы познакомились с большим количеством добрых, открытых, искренних людей – это самое важное впечатление от съёмок. Надо сказать, что никто не представлял, как могут быть интересны для кино старики, рассказывающие о своей жизни. На деле вышло, что наше кино и все эти люди притягивают к экрану – настолько у них богатый язык и человеческая энергетика. После показов мы поняли, что зрителям абсолютно разных возрастов и родов деятельности интересно это смотреть. Самое ценное, что фильм в людях пробуждает воспоминания о своих корнях. Хотелось бы, чтобы о работе Галины Витальевны узнало как можно больше людей, потому что вместе с её работой до людей доходит исконно народная культура.

Юлия – ученица известного московского документалиста Сергея Мирошниченко, который тоже побывал на фестивале «Человек и природа». Это по его рекомендации Бывшева избрала тему «голосов».

– О Галине Медведевой я знал давно, – рассказал Сергей Валентинович. – От издателя Геннадия Сапронова, от Сергея Ступина, от Валентина Распутина, хотя лично её не видел. Потом читал отрывки из её словаря говоров. И мне показалось, что это – выдающаяся работа, неоценимый труд для всей России. И когда я собирался делать фильм о сказках (думаю, мы еще вернёмся к этому замыслу), один из разделов хотел посвятить сказке сибирской. И в разговоре с Юлей я обмолвился, что в Иркутске есть такой интереснейший человек, что ей надо бы с ним познакомиться... Так и произошло. Конечно, я думаю, Галина Витальевна видела многих людей, кто пытался снимать про неё, и, возможно, ей надоели эти люди, она, думаю, даже их боится. И работать рядом с ней, соответствовать ее требованиям, – очень сложно. Особенно молодым людям, которые оторваны от всего корневого. И наверняка она восприняла Юлю как пришельца из чуждого мира, который называется Москвой. Но, как я понял, им удалось прожить вместе какую-то жизнь, пройти трудности, которые или разъединяют, или объединяют людей.

Поездки, тяжёлые дороги... Галина Витальевна видела, сопереживает ли, сострадает ли жителям сибирской глубинки человек, который стал не просто спутником, но принявшим обязанность донести то сокровенное, чем она обладает, до широкого круга. И главное, этот человек вообще любит народ или нет. Видимо, это код, который открывает дверцу доверия. И я рад, что, по всей видимости, Юля смогла доказать, что эта любовь в ней есть. Всё остальное Галина Витальевна простила ей. Для Юли это такая большая ступенька. Ей дали шанс увидеть мир не плоским, не горизонтальным, а вертикальным. Если она увидит и услышит эту вертикаль, то получится из неё большой художник.

Очень символичен и пронзителен финал этого фильма. Машина с путниками подъезжает к месту, где когда-то была дорога, ведущая к селу. Но сейчас её совсем не видно. Замело, наглухо замело. И видно, что не сегодня и не вчера. И по всему чувствуется, что даже если растает снег, дорога эта не обнаружится...

– Как же так? – сокрушается Галина Витальевна. – Там же наверняка ещё есть люди. Надо идти. И она идёт. Камера фиксирует одиноко бредущего человека среди бескрайнего снежного простора. Человек идёт, чтобы успеть записать заветное слово своего народа, его голос, уходящий в вечность...

Фёкла Иннокентьевна Брюханова, 1918 года рождения:

«Нас пришли раскулачивать, я, девчонка, одна была. Оне печку забирать стали, а я не давала. Меня в чужовку посадили. Потом приехал кто-то из района, ему сказали, что девчонка в чужовке сидит. Меня выпустили. А я не плакала. Осердилась чё-то и не плакала. А дома уже наплакалась... А тятя говорит «Ну, в чужовке посидела. Теперь образована будешь. Чё бы мы печку другу не поставили?»

Варвара Поликарповна Пенькова 10 лет провела в лагерях и пять на поселении, за то, что знала немецкий язык и во время оккупации села переводила распоряжения немцев, получала за это пайку хлеба. Реабилитирована в девяностые годы...

«Я после этого на родину поехала повидаться в Лугано-Станичный район, а сердце у меня – вот так стучит!... Мне ничего не надо, только чтобы справедливость была. Мы написали, куда там требовалось. И мне пришёл ответ, что, мол, вы ни в чём не виноваты...А что толку – молодость, жизнь прошла...»

Дмитрий Кириллович Сидоров. Умеет играть на «ударном инструменте» – заслонке. Под её аккомпанемент пел песню:

«Бродяга я, бродяга я, ох, никому не нужен я. И даже бабушка моя и та поёт – бродяга я» «Про меня», – послушав песню, засмеялась Галина Витальевна.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.