ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

День в Порту Байкал

Дмитрий КИСЕЛЁВ   
12 Сентября 2014 г.
Изменить размер шрифта

baikal

В последнее время всё чаще и настойчивее на разных уровнях говорят о необходимости развития туризма. Особенно на Байкале. Сказать, что он обойдён вниманием путешествующих, в общем-то, нельзя. Люди всё охотнее едут сюда со всех краёв и областей России и заграницы. Многим хочется взглянуть на величайшее чудо природы – водоём объёмом более чем в 23 тысячи кубических километров почти дистиллированной водой, окружённый величественными сопками Саян! Да и проблем с транспортом в последнее время, в общем-то, особых нет. Вот только, куда они приезжают?..

Не так давно, в один из раскалённых августовских дней, собрались и мы с женой в небольшую туристическую поездку в порт Байкал. А поскольку приехали мы несколько раньше положенного времени, то пришлось ещё с полчаса потолкаться на берегу. Народу собралось немного. Особо выделялась небольшая группа иностранных туристов. Несмотря на весьма ощутимое студёное дыхание озера, все четверо молодых людей одеты в легкомысленные маечки и шортики, мы же поплотнее закутывались в предусмотрительно припасённые куртки. Наши попытки поговорить с ними были не слишком успешны. Однако на чудовищной смеси «английского с нижегородским» удалось выяснить, что они из Ирландии, путешествуют по России давно и много чего повидали. А в Порту Байкал собираются пробыть как минимум три дня...

Паром отошёл от убогого причала в Листвянке точно по расписанию. Полтора десятка пассажиров разместились на жёстких неудобных скамьях вдоль бортов, центр палубы заняли три автомобиля. Судно дало обратный ход, и перед нами распахнулась роскошная панорама Байкала. Описывать её вряд ли имеет смысл – кто здесь бывал, тот знает, кто не был – тому не предать всей величественной красоты этого уголка сибирской природы. Одним словом, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать... Спустя несколько минут паром приблизился к противоположному берегу.

Я не был в этих местах лет пять, прежние впечатления стёрлись, а потому всё увидел как будто в первый раз. На фоне живописных склонов гор взору явились рыжие от ржавчины останки больших и малых судов, в разной степени разрушенности, трухлявые, расщеплённые брёвна мола и причала, замусоренный берег с рядом обшарпанных деревянных домов и парой торговых точек, далёких от архитектурного совершенства. Недалеко от причала на вечном приколе стояли три когда-то красивых больших корабля: «Байкал», «Зайсан» и «Метрополия». Белая краска бортов и надстроек местами уже сильно облупилась, уступив место вездесущей ржавчине... Ещё каких-нибудь пять-семь лет назад они ходили по Байкалу, им не страшны были шторма, и восхищённые туристы с палубы могли любоваться великолепными берегами великого озера. Когда-то и нам довелось путешествовать на них. Теперь корабли грустно ржавеют в порту...

За заброшенными пакгаузами светлое пятно – новенькое с иголочки здание железнодорожного вокзала и древний паровоз, любовно раскрашенный и ухоженный. Немного дальше, почти на самом берегу, яркий голубой куб здания, облицованного гофрированным железом, явно производственного назначения. Мимо этих построек по раздолбанной дороге время от времени проносятся на стареньких мотоциклах с самодельными люльками-платформами местные рыбаки.

Не считая окружающей природы, на первый взгляд, больше никаких достопримечательностей. Кажется, что само время здесь остановилось где-то в 90-х, а то и ещё раньше. Даже трудно поверить, что у этого посёлка было бурное трудовое и военное прошлое, и даже, как сообщает известный краевед Сергей Волков, в районе Порта Байкал воевали в 1920 году батальоны 37-го пехотного полка американского экспедиционного корпуса. Потом был Транссиб, и 90-километроавая Кругобайкальская железнодорожная ветка, названная Золотой пряжкой Транссиба, позже – БАМ. Но... Байкальскую часть Транссиба затопили, БАМ построили, а немногочисленные жители посёлка остались со своим натуральным хозяйством и ловлей рыбы... Правда, ходят по Кругобайкалке до Порта Байкал туристические поезда, но достаточно редко: летом – максимум три дня в неделю, зимой и того реже – один раз...

Мы пробыли в посёлке всего несколько часов. Идти далеко, чтобы посмотреть знаменитые туннели, построенные в конце позапрошлого века, нам оказалось не под силу, а транспорта никакого не наблюдалось. Да и в двух десятках метров от берега разливалась беспощадная жара. Две женщины, служительницы вокзала, любезно разрешили нам посидеть в безлюдном прохладном холле привокзальной гостиницы. Из разговора выяснилось, что местные жители, несмотря на запустение, всё же надеются на возрождение порта и посёлка – вот и туристы сюда стали приезжать всё чаще. Говорят, что за десять лет их здесь побывало более 100 тысяч...

...Точно по расписанию паром отправился в обратный путь. И тут мы с некоторым удивлением обнаружили на его палубе давешних иностранных туристов. Сопровождавший их наш соотечественник, смущённо отводя в сторону глаза, пояснил, что иностранцам тут не понравилось – смотреть не на что, скучно...

Нельзя сказать, что на Байкале совсем нет туристических зон – это и уже ставшая тесной Листвянка, и остров Ольхон, и бухта Песчаная и с десяток других мест... Активно застраивается турбазами и кемпингами бурятский берег. Есть проекты освоения других прибрежных территорий. Вот только Порт Байкал почему-то до сих пор развивается ни шатко, ни валко... А жаль! Думается, что вложенные в него средства окупились бы сторицей. Вот только кто выделит на это деньги? А ржавеющие корабли неплохо было бы сдать в аренду. Неужто не найдётся предприимчивых людей, способных вдохнуть в них жизнь? А заодно и в Порт Байкал...

  • А что думаете вы, читатель МГ? Напишите свое мнение в комментариях, ваше мнение важно!