ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Бюджет по осени считают

Беседовала Анастасия Иванец   
14 Ноября 2014 г.
Изменить размер шрифта

100 rub

Депутат Заксобрания Приангарья Алексей Красноштанов – о бюджете, долговых рисках и статьях, на которых нельзя экономить

 Бюджет по осени считают, и, как водится, процесс этот проходит не гладко. Особенно когда параметры его не внушают оптимизм – что по уровню дефицита, что по объёмам налоговых доходов, которые по разным причинам сокращаются.
12 ноября на сессии Законодательного собрания области главный финансовый документ региона на 2015 год и последующее двухлетие принимали в первом чтении. И уже на этом этапе депутаты областного парламента высказали ряд существенных замечаний в связи с сокращением социальных расходов. В частности, вопросы вызвало урезание финансирования на спорт, на работу с молодёжью, на здравоохранение и ряд других.


Напомним основные параметры областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: доходы областного бюджета в 2015 году составят 98,8 млрд рублей, в 2016 – 101,9 млрд, в 2017 – 101,2 млрд рублей. Расходы заложены в размере: в 2015 году – 109 млрд рублей, в 2016 – 113,7 млрд, в 2017 – около 114 млрд рублей. Дефицит областного бюджета составит 10,2 млрд рублей в 2015 году, 11,7 млрд – в 2016 году и 12,8 млрд рублей в 2017 году.


«Вызывает тревогу объём бюджетного дефицита: он практически достигает размера бюджета целого города, причём не какого-то заштатного – бюджета Иркутска. А если суммировать дефицит областного бюджета за ближайшие три года, то получается целых пять бюджетов Иркутска! – обращает внимание депутат Законодательного обрания Иркутской области Алексей Красноштанов. – Конечно, если оценивать в целом, то бюджет неплохой (всё же 71% приходится на социальные расходы), но тот факт, что регион залазит в долги, вызывает опасения».


Парламентарий подчеркивает: проблема даже не в том, что область заимствует недостающее – беда в том, что региональное правительство намерено кредитоваться в банках, причём, судя по всему, под не самый малый процент.


– При этом никто не объясняет, на каких условиях берутся эти кредиты, – замечает Алексей Красноштанов. – За то, что Иркутская область имела до недавнего времени такую благополучную картину по госдолгу (практически его ликвидировала), нужно благодарить прежнего губернатора Дмитрия Мезенцева. И наша задача – не втягиваться в долговую кабалу. Судя по всему, без кредитов мы не обойдёмся, но зачем брать в коммерческих банках? Нужно делать всё возможное, чтобы кредитоваться за счёт бюджетных кредитов – на гораздо более выгодных и лёгких для области условиях.
Выступая на сессии ЗС, депутат также обратил внимание членов регионального правительства и парламентариев на заключение

Контрольно-счётной палаты, в котором говорится о сокращении государственной программы «Развитие образования» в проекте бюджета на 2015 и плановый 2016 и 2017 годы.


– По подпрограмме «Дошкольное, общее и дополнительное образование на 2015 год» сокращение составило 1 млрд 930 млн рублей, а в 2016 году сокращают уже на 3 млрд 280 млн руб. Может быть, в этом причина, почему так много жалоб от работников дошкольного образования. Мы отказываемся слушать председателя профсоюзной организации работников дошкольного образования, которая на публичных слушаниях и сегодня на сессии говорит, что нельзя допустить снижение затрат по этой программе, – отметил Алексей Красноштанов. – Подпрограмма «Развитие профессионального образования» на 2015 год сокращается на 250 млн руб., в 2016 году – на 140 млн рублей. Притом что в промышленности катастрофически не хватает подготовленных квалифицированных рабочих кадров.
Секвестированию подверглась и госпрограмма «Молодёжная политика» – подпрограмма «Качественное развитие потенциала и воспитание молодёжи» сокращена в 2015 году на 27%, а в 2016–2017 годах – на 21% к уровню 2014 года.


– Финансирование подпрограммы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами» в 2015, 2016 годах сокращено на 10% к уровню 2014 года, – перечисляет депутат. – И это на фоне того, что нам пока не удаётся переломить ситуацию с распространением наркомании к лучшему.

Особо тревожит вопрос, связанный с финансированием здравоохранения, замечает Алексей Красноштанов.

– Год назад было принято решение передать медицинские учреждения города Иркутска с муниципального уровня в управление области. На нашем заседании мэр Иркутска Виктор Кондрашов тогда просил: «Если забираете учреждения здравоохранения для того, чтобы привести качество услуг к общему знаменателю на уровне города, это хорошо. Но если вы, забрав эти объекты, будете финансировать их по остаточному принципу и доведёте состояние больниц города Иркутска до уровня других областных учреждений здравоохранения, то лучше оставьте больницы за городским бюджетом».

Что мы видим сегодня? Контрольно-счётная палата обращает наше внимание, что наибольшее сокращение расходов 2015 года произошло по мероприятиям, направленным на укрепление материально-технической базы медицинских организаций (в 3,2 раза) и капитальный ремонт объектов здравоохранения (в 3,6 раза). По мероприятиям на капитальный ремонт объектов здравоохранения на 2015 год предусмотрены ассигнования в объёме 53 млн рублей (в 2014 году – 193 млн рублей). При этом потребность в капитальном ремонте зданий значительно превышает объём предусмотренных средств.

Расходы на укрепление материально-технической базы медицинских организаций в 2015 году запланированы в объёме 73 млн рублей (в 2014 году – 237 млн рублей).

Снижение финансирования на капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы медицинских организаций может повлиять на качество медицинской помощи, что порождает риски оказания медицинской помощи с отступлением от федеральных стандартов, считает депутат. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Иркутской области в сфере здравоохранения в 2015 году по сравнению с предыдущим годом также сокращены – на 10,6%.

– Как мы должны реагировать на такое заключение Контрольно-счётной палаты? Лично моё мнение – нужно оставить финансирование вышеперечисленных затрат на уровне 2014 года, – считает парламентарий. – Да, у нас остродефицитный бюджет, но если мы идём на то, чтобы дефицит составлял 12 млрд рублей, увеличение его ещё на 300 млн рублей не окажет существенного влияния на ситуацию. Мы должны помнить, что чаще всего медицинские учреждения посещают люди пожилого возраста, дети – не самые обеспеченные категории наших граждан.

– Мы не можем отремонтировать наши больницы, зато месяц назад мы без проблем нашли 100 миллионов рублей на увеличение содержания аппарата губернатора, а сейчас – направляем 143 миллиона рублей на поддержание средств массовой информации, которые за такие деньги с большим воодушевлением рассказывают, каких значительных результатов достигла область за последние три года, – замечает Алексей Красноштанов. – Но ни одно СМИ не сказало, что в 2017 году область достигнет критического безопасного порога по государственному долгу, который будет равен четырём годовым бюджетам Иркутска. А самое главное – за нашу с вами деятельность будут рассчитываться уже в ближайшее время наши налогоплательщики, а может быть, и наши дети.

В ходе обсуждения проекта бюджета в первом чтении, Алексей Красноштанов также обратил внимание на то, что в его родном округе – в Ново-Ленино, где проживает 75 тысяч жителей, не развита инфраструктура спорта, при этом в областном бюджете сокращены расходы на это направление.

– Ничего не бывает бесплатно, и если нет денег на инфраструктуру спорта – не будет и его развития, – замечает депутат. – В Ново-Ленино 75 тысяч жителей, но нет ни одного спортивного зала, где бы люди могли заниматься по вечерам. Вот сейчас появилась информация, что железная дорога передала в городскую собственность стадион «Локомотив». Но если нет строчки в бюджете на то, чтобы его поддерживать на должном уровне, развивать его как объект спортивной инфраструктуры будет просто невозможно. Без денег спорта не бывает. Конечно, можно заниматься в школах. Но у нас, к примеру, в школе № 7 в Ново-Ленино спортзала нет вообще.

– Надеюсь, что правительство понимает всю серьёзность ситуации и в ближайшее время мы увидим программу или комплекс мер, направленных на увеличение наполняемости бюджета. И происходить это будет не только за счёт второй индустриализации Иркутской области, но и на основе развития малого и среднего бизнеса, – подчеркивает депутат.

  • Расскажите об этом своим друзьям!