ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Владислав Цап ратует за памятник Эммануилу Казакевичу

21 Октября 2014 г.
Изменить размер шрифта

 alt

Памятник знаменитому земляку Эммануилу Казакевичу должен обязательно появиться в Биробиджане, считает известный художник и худредактор Издательского дома "Биробиджан" Владислав Цап. По его мнению автора монумента Шолом-Алейхему, первостроитель ЕАО, советский офицер-разведчик, еврейский писатель и "настоящий биробиджанец" заслужил честь быть увековеченным в бронзе. Тем более, в следующем году будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Кстати, Владислав Цап накануне тоже отметил юбилей. О своем творческом пути и планах он рассказал корреспонденту газеты "Биробиджанская звезда" Виктору Антонову, сообщает ИА ЕАОmedia.

- Мне 12 лет, я – нормальный мальчик из еврейской семьи, хотя и из Облучья. Только вот рисовать любил, вернее, срисовывать из книжек черно-белые иллюстрации, а потом раскрашивать. Рисунки становились веселей, и мне казалось, что это здорово! Однажды к нам во двор забрел местный художник: как же – этюды рисует, а потом их в рамку вставляют и на стены вешают. А еще он преподавал рисование в школе. Его все знали, - рассказывает о первом "рецензенте" своего творчества художественный редактор Издательского дома "Биробиджан" Владислав Цап.

Гость был тот пьяненький и добрый, сел рисовать и его тут же обступили пацаны. И тут ребята и говорят: "А Владик у нас тоже рисует". Гость: "Покажи".

- Я срисовывал тогда животных из книжки, получалось очень похоже. Он покритиковал мою "расцветку", дал пару дельных советов. А напоследок неожиданно и как бы с грустью, произнес: "Я в твоем возрасте так не рисовал. Тебе надо учиться – будешь художником!" Благодаря этому пьяному высказыванию я и поверил, что я – художник, дальше жил уже окрыленный...

Но Владислав Цап все-таки "академиев не кончал" – окончил с удовольствием Благовещенское художественной училище, успел поработать учителем рисования в школе, художником-оформителем на Биробиджанской обувной фабрике. И однажды, чуть неожиданно для себя, оказался художником в областной газете "Биробиджанер штерн". В газете Владислав особенно любил делать карикатуры в силу врожденного чувства юмора и неординарной фантазии. Собственный стиль вырабатывался медленно, но верно.

В 1984 году – на 50-летие ЕАО – в областном центре состоялась художественная выставка, в которой впервые принял участие Владислав Цап. А первая "персоналка" в октябре 1993-го чуть не сорвалась. Тогда в Биробиджане был очередной фестиваль еврейской культуры, а в Москве – путч, "черный октябрь". В последний день фестиваля отменили гала-концерт: сочли неуместным в такие сложные дни.

Это многих "провпечатляло" в Биробиджане. Впечатленность нашего героя выразились в том, что он засел за... чтение Шолом-Алейхема и Мойхер Сфорима – классиков литературы на идише. И в 1994 году Владислав Цап впервые выставил свои "еврейские" картины для широкого зрителя. И с заслуженным успехом. С тех пор он иллюстрировал Эфраима Севелу, Исаака Бабеля, Дину Рубину, Михаила Веллера, биробиджанского писателя и поэта Александра Драбкина и вновь и вновь возвращался к Шолом-Алейхему.

- Понимаете, там можно читать, работать и улыбаться, – говорит художник. – Образы гротесковые, мне это близко по духу, по пониманию.

При этом монополистом еврейской темы в Биробиджане Владислав Абрамович себя не ощущает – просто так уж карта легла.

- А как относитесь к тому, что Вас иногда (по моим наблюдениям – все чаще и чаще) называют "биробиджанским Шагалом"?

- А как к этому можно относиться? – традиционным в Биробиджане вопросом на вопрос отвечает Владислав Цап. – Это же не я придумал! Это московский журнал "Алеф". Но я не столь знаменит, как этот журнал. И я не столь уж похож на Шагала, хотя мы оба рисовали Биробиджан. Знаете, если такие сравнения так легко раздавать и часто повторять, то они превращаются в штампы. Но – называют. А что поделать: еврейских художников немного, а широко известных – еще меньше. Что касается "биробиджанских" серий, то здесь все очень искренне – я сам из семьи переселенцев на Дальний Восток.

"Я памятник воздвиг... Да не этот – вон тот!"

Владислав Цап – ходячая энциклопедия еврейского и биробиджанского художественного искусства, а еще – живая легенда Биробиджана. Цап – автор главных памятников на улицах столицы ЕАО. Один бронзовый Шолом-Алейхем в начале центральной улицы города, носящей его имя, чего стоит!

Московский его "тезка" поскромнее в художественном исполнении и установлен менее удачно – не на виду. В Биробиджане же он – свой человек: вышел из дому напротив, сел на стул в теньке маньчжурского ореха на местном Арбате, дышит свежим воздухом и зарисовывает в блокнотик здешнюю еврейскую (или совсем не еврейскую) жизнь. Не о том ли и мечтал певец старинных местечек? Он хотел, чтобы евреи в России жили как люди, и вот "черты оседлости" больше нет, нет и местечек. Осталось чуть-чуть называющих себя евреями и биробиджанцами. Он таких не знал, не предполагал, но люди это, судя по всему, хорошие: и монумент добротный писателю поставили, и ведут себя рядом с ним прилично.

Писатель был большой шутник, а у Владислава Цапа есть собственная забавная история о бронзовом Шолом-Алейхеме:

- Скульптуру отливали по моей модели в Китае, и там почему-то черты лица писателя изменились до неузнаваемости... Особый, понимаете, прищур появился. Пришлось приезжать, лично переделывать голову.

В одном году с Шолом-Алейхемом – в 2004-м – появился на Привокзальной площади Биробиджана "Конь" или просто "Лошадь", как называют для краткости местные жители скульптурную группу в честь первых переселенцев на станцию Тихонькую. Могучий конь, гордо вышагивая, везет крестьянскую телегу с двумя седоками. У тех из добра на возу – самовар с отломанным краником, мешок с провиантом (уже почти пуст – съели по пути запасы) да лопаты с граблями. Беднота.

Но ведь "Биробиджан – страна больших возможностей", писали в те годы газеты. "Обживемся, заработаем", - решали люди, отправляясь в не ближний путь, и брали с собой, прежде всего, рабочий инструмент. Так думали евреи в 1928-м, направляясь строить еврейскую государственность без сионистов, а ранее – русские в 1912-м, когда через территорию области велась нитка Транссиба. Это – памятник биробиджанцам всех национальностей!

А доброе лицо женщины-переселенки, признается Владислав Абрамович, он лепил с фотографии своей бабушки. Может быть потому к ней, такой доброй, родной и теплой так любят садиться на колени дети, играя "на лошадке".

Неожиданно свалившаяся на голову слава мастера-монументалиста приписывает Цапу в чуть ли не все скульптурные изваяния из металла в ЕАО. Он, мол, изготовил и скрипача у фонтана, и хасида, трубящего в шофар у общины "Фрейд", и даже амурского казака в Ленинском.

- Я даже в газетах об этом читал! - поднимает палец вверх Владислав Абрамович. – Вот семисвечники-меноры на декоративной ограде вокруг зданий общины "Фрейд" и Центральной синагоги – моя работа. Памятник солдатику-афганцу на Старой площади: худенький парнишка с тонкой шеей, со стриженой наголо головой с чуть оттопыренными мальчишескими ушами и "калашников" в руках. Таких ребят немало туда отправилось. Немало таких вот и погибло.

- А хотелось бы еще какой-нибудь памятник изготовить для Биробиджана?

- Нет, - отвечает Владислав Цап, ошарашивая равнодушием к славе. – Пусть другие поработают. Если буду один я кругом, это уже не смешно.

- А кто, по Вашему мнению, еще достоин памятника в ЕАО?

- Иосиф Либерберг – первый председатель облисполкома, директор Института еврейской пролетарской культуры, – без сомнения отвечает В. Цап. – Можно установить бронзовый бюст Жоржу Ковалю – Герою России, разведчику-нелегалу, "вычислившему" в США схему взрывателя к первой советской атомной бомбе. Этот человек недолго прожил в области – уехал учиться в Москву на химика, а потом вон как повернулось. Но семья его жила в Смидовичском районе, родители в области похоронены, а имя его брата – на золотой доске павших в Великой Отечественной студентов и выпускников одного из московских вузов. Достойная семья, наша! И обязательно надо поставить в Биробиджане памятник Эммануилу Казакевичу: первостроитель области, еврейский поэт, русский писатель, советский офицер-разведчик. Настоящий биробиджанец. И дата подходящая есть: в следующем году – 70-летие Победы. Я бы попробовал сделать. Даже за просто так – за интерес. Заслужил человек.

"До Торы к пенсии дорос ..."

Вот такое отношение у Владислава Цапа к искусству, к себе, к престижности, к славе. О славе он вообще не парится: "Слава" – это просто его имя, имя для родных и друзей, доброе, простое и доверчивое. Отмечая неминуемые юбилеи, Владислав Абрамович не раз вынужден был выслушать в свой адрес комплименты о том, что теперь он еще и "золотой фонд области".

"Так выдайте же мне хоть немного с того золота!" – воскликнул он однажды, нарушив церемониал. На деле же покупатели его картин на рамы любят тратить больше, чем на саму картину.

- Я успешно завершил предпенсионную пятилетку. К этому решающему событию надо серьезно подготовиться: купить валенки, ватные штаны, шапку-ушанку, кресло-качалку, кошку завести, сесть с мольбертом напротив рынка и попытаться в таком уже статусе что-то продать. Но мороза я не люблю, кресло дома некуда ставить, кошек я никогда не держал, на улице картинами не торговал... Ну не умею я вот так жить – пойду-ка завтра снова на работу", - говорится в статье.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: