ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Будем ли покупать иномарки?

27 Февраля 2014 г.
Изменить размер шрифта

avto

С 1 марта в Беларуси вводится утилизационный сбор с легковых и грузовых автомобилей. Тем самым, как пишет «Российская газета», исчерпана неопределенность, сложившаяся после введения аналогичного сбора в России. Ведь рынок-то у нас общий. Теперь законодательные основы деятельности его автомобильного сегмента в обеих странах в основном гармонизированы, что значительно уравнивает и условия хозяйственной деятельности. Это обстоятельство важно не только для Беларуси, но и для России, поскольку именно ее автопродукция стала доминировать. Напомним, что несколько ранее в Беларуси до российского уровня были подняты таможенные пошлины на ввоз иномарок, а также отменена льгота по уплате налога на добавленную стоимость при продаже автомобилей.

Утилизационный сбор практически во всех случаях будет взиматься также по российским ставкам, разве что в пересчете на белорусскую валюту. Уплачивать его однократно будут производители автотехники и те, за редким исключением, кто ввозит ее из-за рубежа. Базовой для легкового автомобиля берется ставка в 20 тысяч российских рублей. А дальше вступают в действие коэффициенты. Учитываться будут возраст машины, ее назначение, объем двигателя. Одновременно сообщается и о том, что, как и в России, с введением утилизационного сбора в Беларуси несколько снизятся ввозные таможенные пошлины. Тем не менее ясно, что автомобили подорожают, и эксперты сейчас активно обсуждают насколько.

В сущности, предполагаемая сумма платежа близка к той, которая сложилась за аналогичные машины в России. Но в каждом правиле есть исключения. Так, по указу президента от уплаты утилизационного сбора освобождены белорусские производители автомобильной техники. Среди грузовиков - это МАЗ, БЕЛАЗ. Среди легковушек - развивающиеся предприятия по производству бюджетных китайских "Джили", "Зоти". Налицо стремление создать конкурентные преимущества для отечественного товаропроизводителя, не допустить резкого роста цен на технику, востребованную в национальной экономике и средними по достатку слоями населения. Но при поставках в Россию той же техники утильсбор все-таки придется заплатить, на российском рынке преференция действовать не будет.

Несильно пострадают в Беларуси частные лица при ввозе иномарок из-за пределов ТС. Тут независимо от объема двигателя к сумме сбора применяется коэффициент 0,1, то есть сбор эквивалентен 80-90 долларам. А вот юрлицам придется уплачивать и, соответственно, включать в цену куда более веские суммы. Это делает, к примеру, ввоз иномарок старше 3 лет практически нереальным. По мнению дилеров, появляется соблазн вернуться к серым схемам и оформлять сделки на физических лиц, а это чревато уходом от уплаты налогов. То же можно сказать о поставках новых автомобилей из стран СНГ - Украины, Узбекистана. При ввозе дилерами их стоимость может возрасти на 7-10 процентов, что намного больше, чем простыми гражданами.

Досье «СОЮЗа»

В 2013 году в Беларуси были проданы 28,8 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, это на 40 процентов больше, чем в 2012 году. При этом львиную долю рынка составляют иномарки, произведенные в России. А вот продажи собственно российских брендов - ВАЗ, ГАЗ, УАЗ - сократились на 7 процентов.

alt