ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

Диагноз: юное дарование

Марина Седова   
17 Октября 2013 г.
Изменить размер шрифта

alt

Как бы ни уверяли оптимисты, что каждый ребенок талантлив по-своему, практика показывает: только 20% одаренных детей в будущем реализуют свои уникальные способности. Так что мешает талантам пробиться и что необходимо сделать, чтобы раскрыть уникальные индивидуальные способности маленького человека? Об этом на площадке ИА "Росбалт" в рамках проекта "Семейная ценность" рассуждали психологи, педагоги и родители.

 

Доцент кафедры психологии СПб академии постдипломного педагогического образования (АППО) Виктория Кокоренко, целенаправленно изучающая различные аспекты "выращивания" юных талантов, считает, что одаренный человек — явление крайне редкое, а потому надо уделять внимание обычным детям. Главное — дать им возможность раскрыться. По ее мнению, не следует создавать ребенку никаких особенных условий, просто должно быть взаимопонимание и взаимодействие с родителями, и тогда, по идее, все должно получиться.

"Поймите, все, что интересно вам — будет интересно и ребенку. Делайте что-то вместе и предлагайте ему разнообразие вариантов. Рано или поздно он на чем-нибудь да остановится", — считает психолог. Получается, что "драмкружок, кружок по фото, а еще нам петь охота" — не самый пропащий вариант? Однако есть опасность загрузить маленького ребенка так, что скоро он возненавидит все дополнительные занятия. Да и самих родителей. К тому же увлечения взрослых — это не гены, которые передаются по наследству.

Опыт многих знакомых родителей доказывает, что индуцированная на чадо папина любовь, например, к самодеятельной игре на балалайке и мамино увлечение теннисом лет до 10 воспринимаются малышом как унылый обязательный ритуал вроде чистки зубов, после 12-14 — как ненавистная обязанность. А в 18 юноша высказывает родителям все про свое "загубленное детство". Потому что он, оказывается, с трех лет мечтал изучать червяков, но его упорно тащили к туристским кострам и на корт.

"Вы мне испортили всю жизнь", — сообщил родителям мой друг, очень талантливый физик Саша, с золотой медалью окончивший известную физматшколу, с красным дипломом — СПбГУ и попавший затем отрабатывать гранты по изучению каких-то роботов в Китай, а потом в США. Саша был очень талантлив, родители и учителя об этом знали. А потому иных вариантов, кроме "спецшкола-физмат-Кремниевая долина", у него не было, что ему усиленно внушали с того дня, когда он успешно умножил два на два. А он хотел жениться лет в 20, а не в 41, как получилось, нарожать детей и построить домик в деревне. Но нет — он впахивает в своей американской долине, жена с маленьким ребенком живут в России — в США их пока не пускают. Саша считает свою жизнь не слишком удавшейся и ругает свой проклятый талант.

"Действительно, ситуация слишком раннего выявления талантов настораживает, — считает сопредседатель "Городского родительского комитета" Михаил Богданов. — Все эти "группы раннего развития", иностранные языки и студии чуть ли не в грудном возрасте не нужны и даже опасны. Такие попытки попахивают неким социальным программированием. Надо научить ребенка правильно распознавать свои возможности, способности и, главное, — стремления. Но реальное выявление может быть только в средней и старшей школе. И не надо давить на ребенка. Шнуров, например, тоже из школы со справкой вышел. И ничего — пробился ведь!".

Однако вопрос о том, кто именно должен выявлять юные таланты, сегодня наиболее актуален. По идее, этим должны заниматься родители и педагоги. Но здравый смысл и активность одних, а также квалификация других вызывает серьезные сомнения. "Не выявляют родители детей, некогда им, они работают непрерывно. Поэтому не надо иллюзий", — считает директор лицея №369 Красносельского района Константин Тхостов. По его мнению, ребенка в конечном счете формирует окружение. И от него зависит, пробьется ли талант, причем в нужном направлении, или так и зачахнет невостребованным и неугаданным?

"Да, ребенка формирует окружение. Но кто формирует? Насколько информированы родители и готовы к этому учителя? — размышляет Тхостов. — Вы заметили, что сейчас большинство гаджетов продается без инструкций к пользованию? Это означает, что детям они не нужны — ребята и так справляются, поскольку они — дети нового информационного пространства. Но наша беда в том, что мы меряем отношение к ребенку по своему собственному опыту. Но ведь информация сейчас другая, и ее надо осваивать! Однако у нас похоронен институт подготовки педагогических кадров. А на языке института переподготовки учителей современных ребят не научишь. Между тем дети — не шаблон, а индивидуальность. Город сейчас много делает для ребенка, но способны ли педагоги это освоить? Надо развивать детей в рамках их собственных требований".

По словам завкафедрой культурологического образования СПб АППО Любови Ванюшкиной, в городе разработаны и задействованы специальные программы и концепции по работе с одаренными детьми. Но вероятен риск переусердствования в селекции таких ребят.

"Работа с одаренными детьми не может быть приоритетом одного социокультурного института — детсада, школы или спортивной секции, например. Должен быть комплекс. Кроме того, именно поэтому концепция рассчитана не на год и два, а на много лет, чтобы понять человека в развитии, — считает Ванюшкина. — И второй вопрос, не менее важный: выявили мы талант. А что дальше? Необходимо создание такой среды, которая комфортна ребенку. А то ведь талантливым детям, живущим, например, где-нибудь под Архангельском, к нам даже на олимпиаду по предмету не попасть".

Эксперты отмечают, что серьезная работа с одаренными детьми должна быть делом не столько и не столько родительским или общественным, а государственным. Чтобы мальчик Саша не в Кремниевой долине работал, а в родном Петербурге. Или выращивал своих червяков...

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
    Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
  • В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
    В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
  • «Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
    Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
  • Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
    Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
  • ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
    У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
  • ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
    ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
  • Играем с внуками: картонный домик для детей
    Играем с внуками: картонный домик для детей Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
  • Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
    Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
  • Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
    Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
  • И «ликбез», и радость
    Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
  • 5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
    5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию? Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
  • Котейки. Недетские новеллы
    В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
  • Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
    Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
    Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
  • В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
    В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
  • Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
    Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
    Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
  • Как заинтересовать ребенка космосом?
    Как заинтересовать ребенка космосом? Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
  • Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
    Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
  • Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
    Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.