ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Сотни астраханцев пострадали от "туристической МММ"

08 Августа 2014 г.
Изменить размер шрифта

turist-1

За месяц прекратили свою деятельность семь российских туроператоров. Причем некоторые сделали это настолько внезапно, что десятки тысяч туристов оказались брошенными за границей на произвол судьбы. Среди пострадавших – несколько сотен астраханцев. Кому-то пришлось с трудом выбираться из Греции, кто-то до сих пор ищет способ выехать из Анталии.

 

В Астраханской области, по официальным данным регионального министерства спорта и туризма, насчитывается порядка 100 туристических компаний. Большая часть из них внесена в общероссийский генеральный реестр туристических агентств. Из туроператоров в Астрахани представительства имеют три: "Пегас-туристик", "Музенидис Трэвел" и "Лабиринт".

"Лабиринт" – единственная из трех, кто объявил о прекращении своей деятельности прямо в разгар сезона. Телефоны астраханского представительства два последних дня не отвечали, а вчера, 7 августа, начали исчезать из телефонных справочников.
Источники в туриндустрии рассказывают, что минимум 200 астраханцев, купивших туры у "Лабиринта", застряли в первых числах месяца в Греции. Еще 80 человек застряли в турецкой Анталии, передают наши коллеги из ГТРК «Лотос»: «Все они ждут, когда им помогут добраться до Родины. Пока счастливчиков немного — 14 человек. Их доставили прямо до Астрахани авиарейсом «Турецкие авиалинии» за счет турагентств, которые продали им тур».

Кроме того, говорят в областном минспорттуризма, еще где-то 1200 астраханцев не смогли выехать на отдых из Астрахани, купив путевки у внезапно закрывшихся фирм (не только у «Лабиринта»).

Из семи компаний, у которых в разгар сезона случились проблемы, против пяти уже возбудил дело следственный комитет: "Роза ветров Мир", "Идеал-тур", "Нева", "Экспо-тур" и "Лабиринт". Следствие подозревает владельцев фирм в мошенничестве. "Будучи в курсе о больших неоплаченных счетах перед своими партнерами, они продолжали собирать деньги с обычных граждан, надеясь таким образом погасить долги, – говорится в сообщении СКР. – Таким образом клиенты вводились в заблуждение относительно реальных возможностей по исполнению обязательств". Следователи полагают, что такие финансовые операции были незаконны, а деятельность компаний и вовсе превратилась в финансовую пирамиду. СКР планирует наложить арест на имущество турфирм, чтобы оплатить материальный ущерб потерпевшим, который сейчас устанавливается.

"У нас проблемы начались в тот день, когда надо было вылетать из Ираклиона домой, 2 августа", – рассказывает один из пострадавших по имени Алексей, попросивший не называть его настоящие имя и фамилию. Он отдыхал в Греции десять дней с женой и ребенком.

"Представитель "Лабиринта" объявил о том, что рейс откладывается на неопределенное время, когда мы уже сели в автобус, чтобы отправиться в аэропорт, – рассказывает астраханец. – Мы пошли купаться, а ночевали у родственников, которые снимали номер в соседнем отеле". 3 августа в 14.30 "Боинг" с 360 туристами пополам из Москвы и Астрахани вылетел в Шереметьево. "Нам обещали, что довезут до Астрахани, но по тому, как багаж свалили в кучу, стало ясно: бросят в Москве, – продолжает повествование Алексей. – Так и случилось. Подошли представители Ростуризма, посоветовали сохранять билеты и чеки". Ближайшие свободные места в самолете до Астрахани были только на 6 августа, даже железнодорожные билеты нельзя было достать на ближайшие дни, сокрушается Алексей. Выручила фирма, которая продала его семье путевку – это был не непосредственно "Лабиринт", а один из местных турагентов. Фирма за свой счет посадила семью на самолет до Волгограда. "Нам еще сказочно повезло, – уверяет астраханец. – Мы много лет берем путевки только через эту фирму, и они нас выручили. Но сотни земляков надолго застряли в Москве или вообще в Греции. Особенно не повезло тем, кто приехал на отдых 2-го числа – им объявили, что отпуска на море у них не будет".

В соцсетях встречаются и другие возмущенные астраханцы, которые ругают туроператоров. "Три дня отпуска ушли на оформление документов, чтобы вернуть деньги! Страховая деньги вернет только через один-два месяца, – пишет в твиттере Виталий Лотников, – "Лабиринт" – это полный ..."

Экономический спад, падение располагаемых доходов, ослабление рубля, провоцируемое геополитическим кризисом, высокая внутренняя инфляция и рост стоимости услуг зарубежного туризма стали главными причинами спада спроса на услуги турфирм, полагают экономические эксперты. "Вероятно, для отдельных компаний снижение доходов от операционной деятельности на этом фоне стало причиной серьезных кассовых разрывов, покрыть которые за счет новых кредитов не удалось ввиду оттока ликвидности в банковском секторе, – дал пояснение нашему корреспонденту аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин. – Не стоит исключать, что ключевую роль в дефолтах компаний сыграло и плохое управление рисками – краткосрочное падение спроса даже на 15-20% при наличии достаточных резервов, как правило, не приводит к критической ситуации".

Впрочем, в астраханское управление Роспотребнадзора, куда следует жаловаться на подобные проблемы, пока обратился только один пострадавший. Он принес жалобу на "Лабиринт" в среду, 6 августа. "Претензия касается невозврата денег", – уточнили в отделе по защите прав потребителей.

Управление уже направило запрос компании. В общей сложности разбирательства могут затянуться на месяц, предполагают в ведомстве.

Причем эта жалоба – единственная "жалоба в сфере туризма" с начала года, подчеркивают в Роспотребнадзоре. Прошлогодние были связаны с качеством обслуживания и удобствами в гостиничных номерах.

"То, что происходит сейчас на рынке туроператоров, было вполне ожидаемо. Первым "звоночком" к этому были очень низкие цены, – уверяют в представительстве другого туроператора, "Музенидис Трэвел", – о возможных проблемах у турфирм можно было догадаться по косвенным признакам".

Например, если несколько компаний продают один и тот же тур по одной цене, но появляется третья, продающая в два раза ниже, – стоит насторожиться, – советует директор регионального представительства ООО "Музенидис Трэвел" в Астраханской области Дарья Климентьева: "Как правило, из-за сильной экономии страдает сервис. Компания работает в ущерб."

"Также стоит обратить внимание на наличие у туроператора долгов, – советует директор представительства. – Узнать о них можно на официальном сайте федеральной службы судебных приставов. Турист также вправе позвонить в отель, где планируется размещение, напрямую и узнать о наличии брони на его имя".

По инф. kaspy.info