НА КАЛЕНДАРЕ

Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни

По инф. cyrillitsa.ru   
07 Июля 2020 г.

В языческой Руси такой прозаический для современного человека овощ, как репа, имел сакральный смысл. Ее «корешки» находились в земле и принадлежали миру мертвых, а «вершки» – находились над землей и были в мире живых. Это половинчатое состояние наделяло репу особыми свойствами – в сознании людей она навсегда была соединена с покойниками, со смертью.

Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни

Репу использовали для символических похорон на Святках, на поминках угощали «компотом из репы», в «репный день» всегда одаривали милостыней странников, считая их пришельцами «не отсюда», а из другого мира.

Необычным верованиям способствовал и способ сохранения репы после уборки урожая до первых морозов: ее неглубоко закапывали в землю – «хоронили».

Нет ничего удивительного в том, что древние обычаи, отголоски которых историки и археологи обнаружили у русского населения Коми, тоже оказались связанными с репой.

В гроб – и на козлы

Как пишет в статье «Похороны по-репному», историк Юлия Андреевна Крашенинникова, этнографические экспедиции 2004—2006 годов засвидетельствовали существование в населенном пункте Лойма и окрестных деревнях Республики Коми так называемых «похорон по-репному», которые практиковались вплоть до 1920-х годов, в то время как на других территориях России они были полностью утрачены.

Как правило, речь шла о людях, которые умерли не своей смертью, а были убиты – случайно или намеренно. Таких людей готовили к похоронам по обычному обряду: обмывали, обряжали в новую одежду, клали в гроб, а потом подзахоранивали рядом с домом, выкапывая для этого неглубокую яму. В нее опускали гроб с покойником, сверху ничем не закрывая, а потом какое-то время по очереди дежурили у тела и лишь потом хоронили на общем кладбище. Были и вариации обычая: иногда покойника не клали в яму, а ставили гроб на козлы – «висеть», на колышки или «на костры» (очевидно в последнем случае можно подразумевать какой-то род деревянных кольев, сложенных особым образом).

Так, жительница деревни Козловская, Зинаида Павловна Помысова 1909 года рождения рассказала, что в десятилетнем возрасте видела, как из лесу привезли тело ее деда, которого случайно убило в лесу на лесоповале сосной. Покойника положили в гроб, который поставили на козлах около дома, и этот гроб стоял у дома «всю зиму», так как власти не давали разрешения хоронить, возможно подозревая неладное. При этом вплоть до похорон деда каждый день у его гроба дежурили по два человека, иногда это были родственники, а иногда «из деревни, кого пошлють».

Точно так же поступили и со стариком, который был убит в дороге из-за коня. Убийцы столкнули тело убитого «в лог», где его замело снегом, поэтому нашли его не сразу, а лишь по весне, когда из-под снега показалась рука.

С телом убитого односельчане поступили так же: сначала покойника похоронили «по-репному», выкопав около дома яму и погрузив в нее гроб с телом, а затем дежурили около тела по парам «двенадцать дён» и лишь потом свезли на общее кладбище и там погребли.

Жительница деревни Гарь, Анна Васильевна Безносикова 1922 года рождения, поведала этнографам, как в ее деревне рядом с домом «в саднике» по-репному похоронили утонувшего мужчину. Какое-то время родные и соседи дежурили у гроба, потом покойника отпели, и не занося в дом, увезли хоронить на кладбище.

А в 1916 году «на кострах» в деревне Козловской 10 дней держали в гробу тело убитого «в лесу» мужчины. Около покойника дежурили, а после истечения срока увезли отпевать и хоронить.

Говорили, что в редких случаях козлы для гроба ставили именно там, где покойного убили.

Традиции – тысячи лет

Этнографы предположили, что «похороны «по-репному» – это отголоски совершенно уникального, реликтового обряда, который в Древней Руси применяли только к подозрительным и к «чужим» покойникам – их называли «заложными», верили, что человек не дожил свой век и поэтому земля его «не примет». Их уносили далеко в лес, в дебри, на пустыри и оставляли на поверхности земли, заваливая сверху ветками, листвой, зачастую и мусором.

Таких покойников боялись, место «заложения» окапывали канавками, шептали заговоры, и возвращались домой только тщательно запутав следы. «Дежурство» у гроба подобного покойника, очевидно, было нужно, чтобы засвидетельствовать его «нормальность» или же наоборот – успеть сообщить односельчанам, что покойник стал нечистью и выходит по ночам на охоту искать живых, чтобы утащить с собой на тот свет. Только спустя год «заложного» покойника могли предать земле.

Кроме того, что такой покойник мог ожить, он мог принести несчастья, нашедшим его людям – например, вызвать дожди, от которых сгниют хлеба, или устроить засуху, которая вызовет неурожай и голод – об этом писал знаменитый этнограф Дмитрий Константинович Зеленин.

Сохранность этой традиции у русского населения Коми этнографы объяснили замкнутостью общин, окруженных со всех сторон иноверцами – коми.

Тем не менее обычай все равно претерпел значительные изменения – убитых людей односельчане не отчуждали от себя, а считали своими, родными, близкими людьми, и все делалось именно для того, чтобы соблюсти традиции, и чтобы родному человеку было на том свете хорошо. Время, когда покойника не предавали земле на общем кладбище варьировалось от случая к случаю и было обусловлено внешними обстоятельствами – обычно это было «10 дён», но иногда не давали хоронить «власти» или односельчане ждали родственников убитого.

Однако можно предположить, что речь идет и о сохранении элементов древнейшего похоронного обряда, который существовал у славянского племени «русь», и о котором в IX веке писал араб ибн Фадлан. Он встречался с русами на берегах Волги и описал похороны вождя, при которых покойника для большей сохранности на 10 дней закопали в землю, а сами начали готовиться к похоронам – шить одежду и строить погребальную ладью. Через десять дней тело вождя откопали, обрядили и сожгли вместе с ладьей.

Похороны – печальное событие. В процессе люди выражают по ушедшим в мир иной свои горе и скорбь. Есть и определенные обряды, которые проводят при прощании. У разных народов они отличны. Какие-то традиции со временем утрачиваются, другие наоборот сохраняются долго. Пример – похороны по-репному. Свои отголоски обряд берет много веков назад. Удивительно, что мир меняется с космической скоростью, но есть иногда в нем и незыблемое, что не смогли пошатнуть и разрушить разные эпохи.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?