ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почему при Хрущеве в строительстве отказались от «архитектурных излишеств»?

Русская семерка, cyrillitsa.ru   
20 Июня 2023 г.

Разницу между «сталинкой» и «хрущевкой» знают все. Простор и добротные материалы в первом случае, и невероятная теснота, отсутствие звукоизоляции, протекающие потолки – во втором. Но дело не только в этом. Чтобы понять разницу, необязательно входить внутрь здания, достаточно беглого взгляда на фасад.

Почему при Хрущеве в строительстве отказались от «архитектурных излишеств»?

  • Возведение домов первой «хрущевской» серии К-7 в московском районе Хорошево-Мневники. Источник: https://livejournal.com

До середины 50-х годов в СССР строили красивые дома. Постановление №1871 от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» утвердило повсеместную однообразную безликость.

Архитектура при Сталине

Первые годы советской власти были очень богаты на разнообразные эксперименты в искусстве. Архитектура не стала исключением. С 1918 по 1932 год в стране расцвел архитектурный авангард, воплотившийся в таких великолепных зданиях, как Шаболовская телевизионная башня, дом-мастерская Мельникова, московский планетарий и другие. В 1932 году был проведен знаменитый конкурс проектов Дома советов, в котором победил Борис Иофан, предложивший построить в центре Москвы фантастическую «смесь» американского небоскреба и дворца в стиле «ампир» с колоннадами, барельефами, с интерьерами, украшенными мозаикой, витражами и фресками.

Проект, как известно, осуществлен не был, но он положил начало архитектурному стилю, господствовавшему в СССР весь период правления Сталина, и получившему название «сталинский ампир» или иначе, по выражению историка архитектуры А. Ю. Броновицкой — «советский монументальный историзм». Для этого направления характерно использование традиций классицизма, барокко, ренессанса, при этом – «осовремененная» трактовка ордеров (например, добавление звезд в капители колонн), обилие барельефов и скульптуры, использование таких материалов, как мрамор, гранит, бронза и т.д. Поскольку стиль должен был подчеркивать мощь и величие советского государства, строились, по преимуществу, общественные здания: дворцы культуры, спортивные комплексы, пионерские лагеря, санатории. Рабочие и крестьяне должны были почувствовать себя «победившим классом» в новых дворцах, открытых для всех трудящихся. Ярчайший пример подобного подхода – станции московского метрополитена.

Жилые дома в этот период тоже строились. Типовые пятиэтажки, в которых насчитывалось от одного до трех подъездов, были, хоть и победнее, но все же украшены лепниной и другими «красивостями». Квартиры в «сталинках» были двух-трехкомнатные, с жилой площадью около 30 кв. метров, и с кухней в 15 кв. метров.

Постановление №1871

Борьба с «архитектурными излишествами» началась сразу после прихода к власти Н. С. Хрущева. Впервые эта мысль прозвучала в 1954 году на Всесоюзном совещании строителей. Тогда было решено бороться с «практикой украшательства» в архитектуре, внедрять повсеместно индустриальные методы строительства, типовое проектирование, добиваясь экономичности и быстроты возведения. А через год было принято постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое покончило со «сталинским ампиром».

Причин такого кардинального решения, как водится, было несколько.

Первая и главная: после войны стал особенно ощутим «квартирный вопрос». Если до войны люди, перебравшиеся в города, радовались жизни в коммунальных квартирах и ждали «светлого будущего», которое воплощалось на их глазах в грандиозные дворцы, то после войны, когда города лежали в руинах, даже коммуналки были доступны не всем. Люди жили в бараках, в кое-как приспособленных зданиях. Чтобы не допустить социального взрыва, жилищную проблему необходимо было решать, причем, быстро.

Поэтому, сначала появились «ободранные сталинки» — так называли в народе типовые здания начала 50-х, лишенные декора, но сохранившие прежние комфортные параметры квартир. А затем пришли «хрущевки». Панельные дома придумали не в СССР, а во Франции, но там они возводились на стальных каркасах. У нас эту конструкцию удешевили, несущими стали внешние железобетонные стены.

Домостроительные комбинаты выпускали готовые панели для многоквартирных домов. Панели привозили на место строительства и возводили из них здание на манер конструктора. В целях экономии отказались не только от «архитектурных излишеств», но и от прежних размеров квартир. В рекламном фильме начала 60-х маленькие кухни объявляются достоинством: раньше, чтобы сварить борщ, говорил диктор, хозяйка вынуждена была пробегать по кухне до 50 метров, а теперь до всего можно дотянуться рукой, не сходя с места.

Таким образом, принеся красоту в жертву экономии и быстроте, удалось решить жилищную проблему, если не полностью, то хотя бы отчасти. Общественные здания, такие, как дворцы культуры, больницы и т.п. в этот период строили тоже без особого стремления к красоте.

Но были и другие причины резкого отказа от «архитектурных излишеств». «Сталинский ампир» был зримым напоминанием о прошедшей эпохе, с которой Н. С. Хрущев стремился порвать полностью и окончательно. Ничто не должно было напоминать о прошлом, напротив, повсеместно советский человек должен был видеть черты нового.

Наконец, сыграл свою роль и известный волюнтаризм Хрущева. Он не переносил того, чего не понимал, у него был своеобразный вкус во всем, что касается искусства, и архитекторы просто опасались создавать что-то хоть немного отличающееся от стандартных «коробок» жилых кварталов. А вдруг как «хозяин» усмотрит черты «сталинского» или, того хуже «буржуазного» стиля в планировке или рисунке фасада?

Так и получилось, что под предлогом решения насущной проблемы – обеспечения жильем советских граждан – в СССР была практически полностью «убита» архитектура.

***

Конечно, не поспоришь, что «хрущевки» отличаются маленькой площадью, неважной изоляцией, наличием проходных или смежных комнат и еще рядом неудобств. Но все-таки давайте не забывать, что огромное число семей благодаря этой бытовой революции обрели собственную крышу над головой, опору и самостоятельность. Те же «хрущевки» и сейчас, уже в 21 веке, выручают людей. Пока квартиры в таких домах являются в свете скакнувших практически в космос цен на недвижимость более-менее доступным для приобретения жильем.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.