НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-17-03-24-26
Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
2024-05-17-02-53-07
Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот...
2024-05-08-01-33-48
Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской ...
2024-05-08-01-15-11
Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера...
2024-05-17-01-00-50
От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.

Она сражалась за Севастополь

16 Марта 2015 г.

war-44

2 апреля на экраны выходит военная драма «Битва за Севастополь». Накануне премьеры «Культура» встретилась с Сергеем МОКРИЦКИМ, режиссером картины о легендарном снайпере Великой Отечественной.

Культура: Как родился замысел фильма о снайпере Людмиле Павличенко?

Мокрицкий: Идею подсказала бывшая глава государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова. Волевая женщина, немало успела сделать на своем посту — активно поддерживала копродукцию, запустила «Поводыря» Олеся Санина и «Племя» Мирослава Слабошпицкого, имевших резонанс на международных фестивалях. Правда, предложенный ею сценарий пришлось основательно переписать.

С поправкой на малоизвестные исторические факты?

Мокрицкий: Да. Компасом послужили воспоминания Павличенко, изданные в 1960-м. «Героическая быль. Оборона Севастополя 1941–1942 годов». Мощная книга. Многие описанные в ней эпизоды едва поддаются экранизации, мало кто поверит, что такое возможно.

Например?

Мокрицкий: Как-то перед рассветом Павличенко отправилась на передовую — выбрала позицию, замаскировалась телами убитых немецких солдат. Когда взошло солнце, заметила, что лица врагов обращены к ней. Отвернуться — значит, выдать себя. Так и «смотрели» на нее покойники до самой ночи. Когда Людмила Михайловна возвращалась с «охоты», севастопольские мальчишки встречали ее вопросом: сколько фашистов убила? И всякий раз говорили: «Мало! Надо больше их убивать!»

Увы, очевидцев тех событий почти не осталось. Но в Балаклаве мы разыскали удивительную бабушку Раису Степановну Холодняк. До последних дней обороны, восемнадцатилетней девчонкой, она скрывалась от немецких бомб в инкерманских катакомбах, обедала за одним столом с Людмилой... По ее словам, Павличенко была тихой, незаметной, как кошка, — никто не видел, как она приходила и исчезала, буквально растворялась в воздухе. Внешне невозмутимая, в эти дни она тяжело переживала смерть любимого — снайпера Леонида Куценко. В июле 42-го, ожидая эвакуации, Раиса Степановна несколько суток провела на пятачке под 35-й береговой батареей. Вспоминала, как пила морскую воду, отодвигая тела павших бойцов, как выбралась наверх и увидела голых по пояс немцев. Они ели абрикосы из касок, плевали косточками в лицо пленным.

Раненую Павличенко эвакуировали за две недели до завершения героической обороны. Вошел ли в картину американский эпизод ее биографии?

Мокрицкий: Разумеется. Выступления Людмилы Михайловны на антифашистских собраниях в США производили фурор: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Она была принята в Белом доме, подружилась с Элеонорой Рузвельт. Вернувшись в СССР, служила инструктором в снайперской школе, после войны окончила историческое отделение Киевского университета, вышла замуж, воспитала сына... Людмила Михайловна состоялась и как солдат, и как дипломат, и как женщина.

309 уничтоженных врагов, из них 36 снайперов, всего за год войны — невероятные цифры! Все-таки феномен самой успешной женщины-снайпера в истории остается неразгаданным...

Мокрицкий: Да. Когда начинал работать над картиной, в киевском Доме кино ко мне подошла исследовательница ее биографии и сказала, что в судьбе Людмилы Михайловны много белых пятен, более трехсот убитых фашистов — это нереально, и вообще она — дутый персонаж, продукт пропаганды. Назвала десять сомнительных, на ее взгляд, фактов. Например, на многих фотографиях Павличенко снималась с разными винтовками, — почему? В «Битве за Севастополь» я показал, почему.

Как и моя героиня, не боюсь трудных вопросов. В начале фильма язвительный американский репортер интересуется у
Павличенко: «Откуда Вы знаете английский, кто Вы, кем были до войны? Не врите, говорите правду!» Ответы на подобные «загадки» составили сюжетную канву картины.

Претензии к биографии оказались необоснованны?

Мокрицкий: Померкли в свете новых открытий. Когда погружаешься в исторический материал, чувствуешь, что вокруг образуется силовое поле, притягиваются нужные люди и вещи.

Отец оператора Анатолия Мукасея — знаменитый разведчик Михаил Исаакович Мукасей — работал в США под «крышей» вице-консула. В его архиве сохранилась фотография: Павличенко держит маленького Толика на руках. Неожиданно нашлись письма Людмилы Михайловны, подготовленные мемуаристкой Аллой Бегуновой для издания книги «Одиночный выстрел». Наш художник по костюмам Алексей Камышов, ранее работавший с Сергеем Урсуляком над «Ликвидацией», обратил внимание на редкий снимок. Люда сидит в шинели с сигаретой, слева — командующий 25-й Чапаевской дивизией генерал-майор Трофим Коломиец, справа — его предшественник генерал-майор Иван Петров. А шинель на девушке неуставная, приталенная — явный индпошив: Павличенко была живой легендой, знала себе цену и слегка форсила... Собранных материалов хватило бы не на одну картину, но и нескольких фильмов недостаточно для отражения масштаба этой незаурядной, прекрасно образованной женщины с тонким чувством юмора.

«Битва за Севастополь» — сложнопостановочное кино. Что было самым трудным во время съемок?

Мокрицкий: Работа на натуре зависит от погодных условий — с самого начала было ясно: они не всегда будут за нас. Понимая, что придется импровизировать, я написал «ключ» к каждому эпизоду — его идею, смысл, и ориентировал по ним съемочную группу.

Мой вгиковский мастер, оператор «Трактористов» и «Воздушного извозчика» Александр Гальперин учил нас не ремеслу, а кинематографу и часто повторял: «Ребята, снять батальную сцену не сложнее, чем бытовую». Грандиозный масштаб величественен сам по себе, а «кухонный» эпизод требует подлинного драматического мастерства.

Казалось бы, что может быть эффектнее снайперской дуэли? А снимать-то почти нечего — герой не шелохнется. Эти несколько экранных минут, в которые спрессованы сутки напряженного поединка, давались особенно непросто. Но сыгравшая главную роль Юля Пересильд оказалась на высоте — она тянулась за Павличенко, зачитывалась «Героической былью». До сих пор никак не вернет мне эту удивительную книгу...

Планируется ли украинский прокат «Битвы за Севастополь»?

Мокрицкий: Да, благодаря героическим усилиям киевского продюсера Егора Олесова фильм выходит под названием «Незламна» («Несломленная») без цензурных купюр, уже после объявленного запрета на российское кино.

Майдан повлиял на съемочный процесс?

Мокрицкий: Помог расставить акценты. В картине есть еще одна девушка-снайпер, которая перед смертью произносит слова: «Я думала, война — это подвиг. А это очень некрасиво. Не надо воевать никому и никогда». Ухаживавший за Павличенко летчик утверждает, что война разрешает исторические споры, ему возражает военврач: я не хочу никого завоевывать, мое дело — спасать людей. Животная ненависть рождается там, где исчезает любовь, там, где люди забывают, что их долг — спасать друг друга.

И все-таки в чем причина братоубийственной войны на Украине?

Мокрицкий: Трудно ответить однозначно, не обладая пониманием политической подоплеки событий. На поверхности инфантильные рассуждения: ах, если бы у нас был газ и нефть, мы бы жили как короли. В украинском обществе продолжает существовать наивная надежда на доброго дядю, вера в то, что правильное правительство сделает жизнь сытой и богатой. А раз этого не происходит — во всем виноват внешний враг, который не пускает нас в Европу. Абсолютно нормальное желание жить в свободной цивилизованной стране приобрело патологические формы. Я украинец, уроженец Житомирской области, мне больно за происходящее. Не верю в такую форму демократии: чуть что, оккупировать площадь, перекрывать Крещатик. Так ничего не решишь, будет только хуже. Как в украинской поговорке: «Где два украинца — там три гетьмана».

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?