НА КАЛЕНДАРЕ

На Руси покойнику закрывали глаза и не целовали в губы

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
02 Сентября 2020 г.

На Руси существовали свои погребальные обряды, касавшиеся всех этапов похорон. Опасаясь, что умерший человек может нанести вред живым, в обществе сформировались определённые правила обращения с покойником, которых старались строго придерживаться.

На Руси покойнику закрывали глаза и не целовали в губы

Открытые глаза

Согласно церковным представлениям покинувший этот мир человек физически, то есть телом, засыпал, но душой оставался жив. Чтобы у присутствовавших на похоронах людей создалось впечатление, что покойник действительно умиротворённо спит, было принято закрывать усопшему глаза, если в момент смерти они были раскрыты.

Корни этого суеверия восходят к стародавним временам, когда существовало поверье, что открытые глаза мёртвого могут забрать с собой в потусторонний мир душу какого-нибудь родственника или близкого. На этот счёт даже существовала поговорка: «Смотрит – кого-нибудь насмотрит».

Чтобы предотвратить скорую смерть ещё оного члена семьи, и для большей уверенности, что глаза покойного не раскроются, на веки клали медные пятаки. Эта традиция известна ещё с античных времён и была характерна для древнегреческой культуры, в которой эти деньги расценивались как подношение паромщику Харону, доставлявшему души почивших людей через реку Стикс в Царство Мёртвых. Эллины полагали, что без этой «взятки» за транспортировку душа умершего не попадёт в пункт назначения, а застряв между мирами, будет бродить там в течение 100 лет и постоянно преследовать живых.

С точки зрения медицины, закрывать глаза покойнику следует, потому что не смачиваемая слезой роговица при открытых веках очень быстро мутнеет, и очи приобретают устрашающий вид.

Поцелуй в губы

На Руси из суеверных соображений запрещалось целовать покойника в губы. Прощаясь с родным человеком, близким следовало лишь прикоснуться своими устами к лежавшему на лбу мертвеца венчику. Считалось, что нарушивший это табу человек, мог впустить в своё тело душу покойника, из-за чего его могли мучить ночные кошмары и одолевать разного рода неприятности и болезни.

Запрет на целование покойника в губы аргументирован также гигиеническими соображениями: в теле усопшего могут находиться опасные бактерии, способные нанести вред здоровью живого человека.

Гроб не по размеру

Плохой приметой на Руси считалось, если гроб был велик покойному. По народному поверью домовина должна была быть в самую пору усопшему. Свободное место в гробу сулило семье ещё одну смерть, так как предполагалось, что мертвец обязательно заполнит кем-то из родных.

Облачение усопшего

После проведения традиционного обряда омовения, покойника на Руси облачали в чистую одежду, являвшуюся символом нетления. Чаще всего в последний путь человека провожали в новом облачении, но если родственники усопшего не располагали финансовыми возможностями, допускалось, чтобы вещи были ношеными, но обязательно незапятнанными и опрятными.

Порой старые люди, предчувствуя скорую смерть, заблаговременно шили себе похоронные одеяния. Обычно для этого бралась белая материя, из которой выкраивались необходимые предметы гардероба, кои сшивались без намётки и узелков.

Ни в коем случае нельзя было наряжать покойника в одежды красного цвета, так как он ассоциировался с кровью, а потому предвещал скорую смерть кровного родственника усопшего.

Что касается узелков, то их не делали не только при шитье, но и при подвязывании пояса и платков – концы этих аксессуаров просто перекрещивали между собой, так как по поверью любой узел мог доставить умершему на том свете мучения и неудобства.

Мёртвые путы

В давние времена дурным предзнаменованием считалось оставление на покойнике мёртвых пут, которыми были связаны его руки и ноги до погребения. В старину полагали, что эти верёвки удерживали в теле скончавшегося душу, чтобы она случайно не переселилась в другого человека и не осталась в мире живых. Таким образом предки пытались сдержать мертвеца, чтобы он случайно не поднялся из гроба и не навредил окружающим. Путы применялись и для того, чтобы дьявольские силы не скрючивали покойника. С практичной точки зрения веревки были необходимы для сохранения нужного положения окоченевших конечностей.

Перед преданием тела покойника земле мёртвые путы неукоснительно разрезались, чтобы душа могла беспрепятственно покинуть физическую оболочку, иначе мертвец начнет являться родственникам в кошмарах и, что ещё страшнее, заберет к себе кого-нибудь из них.

Если по какой-либо причине родные забывали перерезать путы, то при похоронах любого другого человека, в гроб клали ножницы и просили его передать их мучившемуся родному, чтобы он сам избавился от сковывающих верёвок.

Снятые с покойника мёртвые путы могли быть положены в гроб в ногах усопшего и захоронены, но нередко родственники забирали их и использовали в целебных и магических ритуалах, так как считалось, что в них сконцентрирована мощная разрушительная энергия. Однако хранить их в доме не рекомендовалось - идеальным местом был сарай или иное нежилое помещение.

Вынос вперёд головой

Чтобы покойник обрёл покой в загробном мире, его необходимо было выносить из дома ногами вперёд. По славянскому поверью это делалось из-за того, что дверь расценивалась ими как портал в потусторонний мир, и, вынося домовину подобным образом, живые указывали мёртвому направление в загробное царство.

В качестве ещё одного аргумента поступать так, а не иначе, предки приводили тот факт, что вынос тела вперёд ногами не давал возможности душе запомнить обратный путь домой, а значит, обеспечивал безопасность домочадцев. К слову в стародавние времена, чтобы ещё больше запутать душу покойника, гроб выносили не через дверь, а просовывали сквозь специально проделанное по случаю кончины отверстие в стене, которое после погребения замуровывалось.

После принятия православия данное явление приобрело иное толкование: считалось, что выносить покойника вперёд ногами нужно было для того, чтобы в храм он попадал лицом к алтарю, и он мог в последний раз символически воздать молитву Богу.

Многие явления, связанные с обращением с покойным на Руси, указывают на то, что оставшиеся на этом свете родные и близкие хотели всеми способами уберечься от смерти. Да и правильно. Кто же хочет туда?..

А у нас есть еще публикации в связи с поднятой темой:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?