НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-17-03-24-26
Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
2024-05-17-02-53-07
Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот...
2024-05-08-01-33-48
Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской ...
2024-05-08-01-15-11
Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера...
2024-05-17-01-00-50
От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.

Доля и Недоля рядом идут

22 Апреля 2011 г.

alt

Неоспорим и доказан факт, что христианство пришло на Русь из Византийской империи. А что было изначально? Во что верили наши предки до этого?

Некоторые историки отвечают на этот вопрос однозначно – русские люди были язычниками, т. е. исповедовали язычество, были варварами, невежественными, полудикими людьми. Но неужели на Руси не было ни истории, ни веры, ни культуры?

alt

Неужели нельзя открыть дверь в те далёкие времена, когда существовала изначальная вера, неразрывно связанная с историей народа, с его самобытной культурой, с древними его традициями? К счастью, сохранились различные виды письменности на камнях, дощечках, пластинах, на изделиях из металла, на пергаменте. Не исчезли они во тьме веков, во тьме времён. И вся эта информация, как для героя восточной сказки Али-Бабы волшебное слово «симсим» открыло двери в пещеру с сокровищами, и нам дала знания о многосторонней жизни наших предков, о древних традициях, о неповторимой культуре. Жрецы сохранили древнейшие предания («Девять книг мудростей Бога Перуна») родовых общин, живших на территории Беловодья – территории, протянувшейся от Урала до Байкала и от Северного океана до Алтая (название «Беловодье» произошло от древнего названия реки Ирий (современный Иртыш, Ирий – тишайший, Ир – тишь) – белая, чистая вода. Беловодье – святая земля, а Семиречье там, где протекают семь рек: Ишим, Тобол, Ирий (Иртыш), Обь, Енисей, Ангара, Лена).

В «Саньтиях Ведах Перуна» кроется простая мудрость наших предков. Написаны они были тысячи лет назад, во времена, когда человек познавал мир в тесной гармонии с природой. И этот мир был так же реален для наших предков, как и для нас, живущих в 21 веке, современный мир.

Долгое время существовал лишь один перевод О. А. Смирницкой «Саги об инглингах». Филолог романо-германского отделения филологического факультета МГУ (выпускница 1961 года) перевела с древнеисландского на русский язык «Младшую Эду» и поэзию скальдов с металлических пластинок. Её переводы многое приоткрыли в древнейшей истории северных народов. Ведь саги и саньтии – это древнейшие священные тексты для всех, кто исповедует веру первопредков – инглиизм. Это сокровищницы, сохранившие до наших дней сведения о прошлом стран и народов Севера, об остальной Европе – от Ирландии до территории нынешней Западной и Восточной Сибири. Без всякого сомнения, изучение древних текстов расширит наши представления о человеке, который думал правильно и справедливо – сломал дерево – посади дерево, обидел ребёнка – приласкай ребёнка, оскорбил человека – извинись перед человеком. При этом звонили в храмах большие колокола, ибо с каждым их ударом давалась возможность избавиться от одного греха…

Первый перевод вед был сделан на современный русский язык в 1944 году. При переводе использовалась русская форма письма и орфографии. Первые семь изданий вышли небольшим тиражом и разошлись среди приверженцев древнерусской церкви.

В 1968 году при перевозке тиража часть его была изъята компетентными органами, «благодаря этому» и попала в различные государственные и областные архивы. Появились эти издания и в библиотеках некоторых вузов, поэтому студенты могут теперь писать рефераты по древней вере славян и ариев. Но в каждом новом издании в дальнейшем появляются дополнения и изменения.

Но как же интересно прикоснуться к миру первопредков, к толкованию и пониманию их знаний, предназначенных для служения добру и правде, которые нельзя использовать во зло, узнать о древних традициях, неповторимой культуре, вспомнить забытое, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства.

Святомудрыми у наших предков были боги. Славили их в священных рощах и дубравах, храмы (капища) строили деревянные на возвышенных местах, вблизи вод, окружали их оградою, а ворота укрепляли крепко-накрепко от разных ворогов и татей. Гимны и обращения для каждого бога создавали. И сколько поэзии кроется в этих прославлениях! С тех далёких времён дошли до нас имена тех верховных богов.

Может быть, вот такой речёвкой, которую прочитала я в ведах, славим мы Коляду на Рождество:

Гой да, славень Коляда,

Снежит сёла, города.

Ночь покойну отрянуша,

День ко свету повернуша,

Радость людям подаривша,

Вразей лютых покоривша.

Внёс ты свет во все умы,

На четыре стороны

Славят тя, Коляда, люди…

Весёлый, прекрасный бог Купала разве не известен нам? В этот день надо творить омовения в реке, озере, водоёме. Защитит вода от всяких хворей и болезней. В этот день плетут венки, прыгают где-то через костры (огонь сжигает весь негатив), в гривы лошадей вплетают ленты, цветы.

Великий наш праздник – Пасху – тоже отмечали предки, только называли его по-своему – «Пасхет». И обряд, посвящённый этому празднику, сохранился в памяти, совершается он всеми православными людьми. Обряд с глубоким смыслом – крашеные яйца ударяют друг о друга, проверяя, чьё яйцо крепче. Разбитое яйцо называли яйцом Кощея (Кощей это нечто серое, злое), а целое называли силой верховного Даждьбога.

Боги-покровители помогали людям, у которых чистая совесть была мерилом всего. Это Даждьбог, Ладо-бог, богини Доля и Недоля, Ярило и др.

Достойное место в этом списке занимает Баба-Йога. По-другому её называли Йогиня Матушка. Может быть, вам напомнит что-нибудь это имя? Вот и меня оно заинтересовало. Помню, в детстве в сказках нечто подобное, похожее встречалось.

По расшифрованным описаниям это вечнопрекрасная, любящая, добросердечная богиня – покровительница детей-сирот и детей вообще. Странствовала она по Земле то на огненной небесной колеснице, то верхом на коне по всей земле, собирая беспризорных детей-сирот по всем городам и весям.

В каждом многолюдном городе или поселении богиню-покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви, по нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли богиню по-разному, но обязательно с нежностью – кто бабушкой Йогой золотой ногой, а кто по-просту – Йогиней Матушкой.

Когда богиня находила детей-сирот, то доставляла их в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса у подножья Алтайских гор.

В этом скиту внутри горы было высечено капище (храм), где матушка проводила огненный обряд посвящения вышним богам. Рядом с горным капищем в скале имелось углубление – Пещ Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделённый выступом на два равных углубления, называемых «лапата». В одно углубление богиня укладывала спящих детей, а во второе накладывали хворост. После этого углубление с детьми убирали, опускали ниже и далеко отодвигали от огня. И только после этого хворост поджигали.

Так проходил обряд очищения огнём. Иногда на этих таинствах присутствовали чужеземцы. Вот они-то и стали рассказывать нелепицы, что своими глазами видели, как сжигают маленьких детей, и все это творит баба Йога. Сказки распространялись о том, что дикие жрецы славянских и арийских родов приносят детей в жертву богам. Вот эти чужеземные сказки повлияли на образ Йогини Матушки особенно после христианизации Руси. Образ красивой, молодой богини подменили образом древней, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт маленьких детей, жарит их в печи в своей лесной избе и потом поедает их. Даже имя богини исказили, стали называть её «Баба Яга костяная нога», а сказки про Бабу Ягу и Кощея бессмертного читают до сих пор детям и в наши дни.

Много «весточек» из далекого прошлого пришло к нам.

Так, от богини Кармы – покровительницы перевоплощений – знаем мы слова – «инкарнация» и «реинкарнация». От Легов (посланников богов) возникли имена, которыми называли детей. Например, мужское имя О, Лег – современное – Олег (внук Лега), женское О, Лега – Ольга (внучка Лега).

altДоля и Недоля! Это две сестры, дочери Небесной Богородицы. Но какие они разные!

Доля – богиня счастливой судьбы, счастья и удачи. Вечно красивая, молодая, небесная пряха. С её изумрудного веретена течёт ровная и прочная золотистая нить человеческой жизни и судьбы, которую она крепко держит в своих руках.

Недоля наделяет различных людей и их детей несчастливой судьбой за нарушение заповедей и небесных законов. Веретено у Недоли гранитное, и нить с него течёт кривая, неровная, непрочная и серая.

Так они и ходят рядом – Доля и Недоля..

Каждый из нас наверняка не раз в какие-то моменты призывал бога Чура. Бог Чур (охранитель) стерёг изначальные рубежи и межи, разделяющие владения различных родов. Через определённые расстояния вдоль порубежной межи ставили предки камни или вкапывали в землю деревянные столбы с изображением бога Чура.

Этот бог всегда оберегал все тайные и сокровенные мысли человека от всего злого. Поэтому при возникновении опасности люди до сих пор часто вспоминают бога Чура, обращаясь к нему: «Чур меня!» или «Чур, оберегай меня!».

Сейчас, если кто-то повязывает волосы тесьмой, лентой или кожаным шнуром, значит пользуется «берегиней». Эта берегиня, по мнению предков, сразу выполняет несколько функций – защищает разум от сумятицы и плохих мыслей, оберегает душу и тело от порчи и сглаза, удерживает волосы от ветра, чтоб в глаза пыль не попала и пот не застилал очи во время труда.

Вспомним сказку «О царе Салтане…» А. С. Пушкина. Читаем: «Едем прямо на восток, мимо острова Буяна в царство славного Салтана…» Откуда поэт узнал про остров? Может быть, из какого-то древнего предания? Когда предки строили свои храмы, то всегда в восточной стороне находилось возвышение, которое они называли «остров». Здесь находились певцы и бояны. В ведах читаю: «в восточном море окияне, на острове Буяне, стоит святый город…»

Древние названия дней недели тоже сохранилась в народных сказках. Так, в «Коньке-Горбунке» Ершова герой «на первую седьмицу поехал в град-столицу…» В сказке «Каменная чаша» прочтём фразу – «вот осьмица уж прошла и неделя подошла», а неделя в те далёкие времена состояла из девяти дней: …после пятницы шла шестица, потом седьмица, осьмица и последний день назывался – неделя.

Это лишь малая толика того, что пришло в нашу современную жизнь из рунических текстов. Можно привести ещё множество примеров. И нам откроется целый пласт русской истории, неповторимой культуры и традиций наших мудрых пращуров, соблюдавших два главных принципа – свято почитать богов и предков, всегда жить по совести и в гармонии с матерью- природой.

И слова – заповеди одного из главных богов, Сварога, как нельзя более кстати вспомнились: «Познавайте мудрость, что оставили вам предки ваши».

И от себя добавлю: хорошо, чтобы дверь в мир познания всегда была открыта – ведь мы ещё так мало знаем о далёком нашем прошлом.

Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего, ибо дерево, у которого обрублены корни, засыхает и погибает.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?