ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Мир спасёт доброта?

Татьяна ЯСНИКОВА   
16 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

0708 8 2

Александр Денисович Любимов – человек незаурядный. Во-первых, у него есть идея, которую он уже три десятилетия старается воплощать практически; во-вторых, и самой идее, и путям её воплощения он посвятил несколько книг, написанных не «от нечего делать», а среди непрестанных земных трудов. Их посыл и содержательная основа раскрываются в предлагаемой здесь беседе.

Александр Денисович Любимов

Но сначала – научный комментарий кандидата филологических наук, преподавателя пединститута ИГУ Маргариты Секериной: «На мой взгляд, феномен долгожительства социального проекта А.Д. Любимова обусловлен тем, что наиболее ценной философской частью «учения Денисыча» является не эксплицируемая система взглядов (представляющая собой традиционную прочную утопию о крестьянской общине), а рождённый перманентной рефлексией над претворением собственных идеалистических взглядов в социальный проект метанарратив утописта-практика.

Центральным постулатом философствования А.Д. Любимова является идея означивания культуры как универсальной мировой гармонии (даже если её «нельзя выразить» и претворить в жизнь полном объёме), которая всегда находится над социальным, которое не может быть «верно» и «прочно» структурировано, являясь лишь «инструкцией». А инструкция не может быть деятельна, не может созидать. Инструкция, по сути, мертва, а человек деятелен, даже если он один, поэтому идеальное может и должно быть осуществлено. Даже если не в пределах жизни одного человека.

Примечательно, что метанарратив народного философа определяет социальное (и в научном дискурсе представляющее собой систему конфликтным образом взаимодействующих социальных полей и внутриполевых иерархий) как суть дискретное, в противоположность культурному, как универсальному и континуальному».

Много интересных книг написано Александром Денисовичем Любимовым. И при этом на протяжении почти тридцати лет – он организатор и главный работник крестьянского хозяйства «Доброта», зарегистрированного в глухом углу Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области и имеющего 180 гектаров сельхозугодий. Александр Денисович родился в 1939 году, в 2019­-м отметил 80­-летний юбилей.

На вопрос: «Кем Вас читатели считают, кем Вы являетесь, учителем, пророком?» – он отвечает с кротким вздохом: «Денисычем. Я для них Денисыч». А о своём призвании так:

– Знак призвания был... Отец погиб на фронте, когда мне было четыре годика. Мама умирала на сундуке, я не помню, где это было, что это было. Война шла: гремело что-то, бомбы бросали. У меня запечатлелось, мне мать говорит: «На кого же я тебя, сыночек, оставляю? Мир полон злобы, несправедливости, войны, убивают люди, горе это». Мне запомнились тогда её слова. Война закончилась. Небеса меня, как щенка, учили, как жить надо. Много я видел людей: он мёртвый, а люди ему корочки дают от сердца, он же не может кушать. Много видел людей, которые рвали лебеду и её ели. Много видел фронтовиков – пришли с оружием, в банды собирались, много было несправедливости. Я теперь всё совмещаю на закате жизни, тогда же не понимал ничего этого...

Был у нас часовщик, вот он сидит в будке стеклянной и ремонтирует часы. Я стою, любуюсь и думаю: «Вот надо же, мне бы научиться регулировать жизнь». Мысль запала эта, тогда мне лет десять или двенадцать было: «Ремонтировать бы мне научиться жизнь, и вот что для того надо, чтобы научиться ремонтировать?»

Свой путь Александр Денисович нашёл в 1972 году. А когда тридцать лет назад открылись возможности предпринимательства, Александр Денисович сразу же воспользовался ими. Создал крестьянское хозяйство «Доброта». Оно стало произрастать прибылью и людьми.

– Людей приходило много, очень много после 1990­го. В сутках семьдесят два часа мне не хватало. Первоначальный-то был капитал, я крутил его. Ездил, продавал, всё, что было. Уже не можешь, спать надо. Глазки себе разлепляешь. В то время возможности были большие, не с кем было эти возможности разделить. Привозили ко мне взрослых чад своих нарко-алко-зависимых, занимали мне деньги без процентов: «Тебе же надо на развитие? Надо? Ты же хорошее дело делаешь». Я благодарен был. Но не способен был один всё охватить. Потому что процесс производства непрерывно шёл. Коровы. Лекарства нужны. Построил хорошие постройки, техника была. Силы было не измерено. Меня почему-то на всё хватало. Сила была не от земли, а с небес. Психологи приезжали: ты что, работники же пьют из тебя энергию? Пусть пьют, я говорил, – они же бедные ко мне пришли. Я их всех могу насытить силой. Божьей, доброй. Но они не горели. Они были холодные. Как их можно было зажечь, если они холодные?

Смыслы жизненные утеряны у многих. Небеса знакомили меня с этой стороной жизни. Хорошая сторона жизни – это когда люди живут нормально, они даже не понимают, что есть другая сторона.

– Александр Денисович, первый пожар, случившийся в Вашем хозяйстве в 1998 году, – как Вы его пережили? Как нашли новые силы для развития? Кто поддержал Вас тогда?

– Первый пожар: главное, небеса, как я убедился тогда, в моём замысле участвуют. Приехала ко мне из Москвы программа «Взгляд». Там мой тёзка работал Александр Любимов. А мы в Москве с ним встречались: «Приезжайте, я говорю, – новое у нас открывается». Я хожу по хозяйству, интервью «Взгляду» даю. И тут загорелось всё. Прямо днём загорелось, в два часа. Я по-своему понимаю, что это испытание. Тогда много людей с высшим образованием ко мне приходили. Закончил институт, на практике работал один молодой человек. Бабушка привезла его из Ангарска, слепая совсем: я не могу, говорит, – помоги ему. А он попробовал героин. Сам хотел попробовать, что он даёт: «Думал, что я сильнее этого: только попробую, мне ничего не будет». Один раз попробовал – и сразу упал. У меня же не было героина нигде, и он нюхал ацетон, бензин, всякую гадость. И видать, они с друзьями бензина напрятали в комнате… У них сознание другое. Воображение воспалённое. Он самостоятельно за свои деньги сделал себя больным.

Конечно, удар был большой, сгорело много; зато на первый пожар откликнулся Иосиф Давыдович Кобзон.

Он отдыхал в Испании и увидел программу «Взгляд». Взглядовцы показали сразу этот пожар. Он подарил нам десять тысяч долларов. За деньгами надо было ехать в Москву. Встретились мы с Иосифом Давыдовичем, я ему: «В «Доброту» приезжайте». Ребята его мне дали деньги. «Вас ограбят, счёт откройте, мы переведём их на счёт».

Приехал Кобзон ко мне. Около него всё наше начальство. И Валерий Малеев, глава нашей Усть-Ордынской администрации. Кобзон их спрашивает: «Помогаете вы ему?» – Они: «Помогаем мы ему».

А я Кобзону: «Ничего они не помогают. Лгут они».

Кобзон привёз нам чашки, простыни, подарил мне радио на батарейках. Оно до сих пор цело у меня. Иконки две привёз. Патриарх Алексий в Москве освятил их. Кобзон сказал, что ходил к нему освятить.

Потом Кобзон меня в машину посадил: «Поехали пить». Говорю: «Я же не пью». – «Ну, посиди со мной. Мне же это интересно». Это в Кударейке было около озера. Стол длинный. Водка там, головы бараньи – всё, как у бурят принято. Налили водку. Ну, я рюмочку взял. Постукались. Я брызнул по бурятскому обычаю и поставил. Глава администрации взвился: «Пей». А я не пью.

Кобзон рюмочку выпил, посидели. Вторую рюмочку выпили. Он смотрел на меня, смотрел. Достал сигареты. Постукал, постукал сигареткой. «Ну, – говорит мне, – у меня ещё одна слабость есть».

«Всё равно, он хоть на высоком месте, а своей этой слабости стесняется», – подумал я. А власти не стесняются ничего. Благодарна «Доброта» ему. Всё же денег не было. Ни на картошку, ни на солярку. Вышли с его помощью из этого пожара.

Силы было много, поддержал Кобзон хорошо. А остальные нет. Потом ещё два пожара пережил.

– Вами много написано книг – «Размышления о будущем», «Великая работа», «История Доброты», другие. Как и когда они создавались?

– Я живу в каком-то потоке, в каком-то облаке. Я работаю, живу, двигаюсь. Диктофон со мной. Всё что вокруг меня, я пытаюсь вложить в книги, не придуманное что-то. Оно со мной, около меня. Доброта – это и название крестьянского хозяйства.
И идея, и образ жизни. И способ действия.

– В книгах вы говорите о духовно опытных людях, кто они?

– Они раскрыли в своём внутреннем мире своё высшее «я» и живут в гармоническом согласии со своей семьёй, со своим поселением, со своей страной и со всей вселенной. Они живут в таком согласии со всем миром в силу своего благородства и благочестия. И они способны управлять низменными людьми. Они живут в согласии с природой, поскольку осознают себя наследниками наследия Божьего. Такие люди осознали себя.

– В чём самая большая сложность современной жизни?

– Обыкновенных научных знаний сегодня огромное количество, но эти знания не меняют человека, не раскрывают в нём высшее «я». А носителей вечного, высшего, скрытого знания не видно, не слышно. И в этом самая большая сложность современной жизни. Потому что без таких высших знаний невозможно выйти из всеобщего кризиса, мирового и российского.

– Что же может сделать простой человек сегодня для будущего?

– Это проявление заботы о ещё не рождённом ребёнке – семени рода человеческого, о ещё не рождённой почве, где проращивается семя рода человеческого. У каждой семьи есть красный уголочек, где хранят память о дедушках, бабушках,
в виде фотокарточек, или должна быть какая-то вещь, которую любил ещё прапрапрадед. Должна быть у семьи гордость за свою родственность. И за религию, которую исповедует семья, которой поклонялись родственники, предки. С этими нравственными ценностями род и проявляет заботу о ещё не рождённом ребёночке. И тогда уже, когда парень с девушкой встречаются, они наполняются духовностью. Они готовят себя для будущего ребёнка.

Сегодня надо заново учиться восстанавливать связь с прошлым, вечным, ценным. Строить сегодняшнее, будущее. Наполняя наше настоящее и будущее нашим духовно-нравственным содержанием.

– Вы прожили долгую жизнь, что вызывает Вашу тревогу сегодня?

– То, что многие люди идут по пути духовного падения. Сегодня на ещё только рождённого ребёнка мать уже надевает кокон омрачённости – она курит, и этим ослабляет иммунитет ребёнка, пьёт – и этим закладывает предрасположенность его к алкоголизму, к энергетической и прочим зависимостям. Зависимость не бывает одна, как сегодня говорят – энергетическая. Нет. В человеке, как правило, десять тысяч зависимостей. Человек не может избавиться от них. Они ведут его по жизни. И он не выполняет волю небес, а выполняет волю хаоса.

И чтобы сегодня помочь человеку выйти из плена порочных зависимостей нужны духовно-экологические поселения: деревушки, хутора. Чтобы там пытаться восстанавливать внутренний мир человека. Воссоздавать род человеческий. Раз мы верующие, мы должны выполнять работы, Богом дарованные, выполнять его волю, его законы. Бог даёт нам благодать.

– Вы сами пришли к тому, что говорите, и, судя по всему, пришли «от противного», увидев много плохого, нашли противоположное. Расскажите об этом!

– По телевидению мы видим чаще то, что создают служители хаоса. И проповедуют они нам индивидуализм. Что ты сам по себе человек, ты – это величина, ты можешь идти по головам, добиваться своего; если есть у тебя конкурент, ты можешь убрать его с пути любым методом. Ты хитрый, умный, сильный и можешь позволить себе всё. И получается сегодня разное мировоззрение, разное сознание, совместное с хаосом знание, с отцом лжи, и разное знание с Богом. Совместное знание с Богом может быть только в большой семье. А всё остальное «суета сует и томление духа», как древние говорили.

Небеса подарили нам Доброту. Подарили на осмысление. Доброта – это идея совершенствования человека через восстановление его внутреннего мира. Каждый в Доброте имеет право на достойную жизнь. Каждый младенец имеет право родиться здоровым от здоровых родителей. В этом и заключается идея. В Доброте один хозяин – порядок. Божественный, юридический, экономический, гражданский, экологический. Всё должно быть приведено к одному пониманию, к правильности.

– Вы, Александр Денисович, осуществили свои мысли на практике, в своём крестьянском хозяйстве. Были ли результаты?

– В 1992 году у нас появилась возможность совершенно на пустом месте восстановить то, чем жили наши деды и прадеды, то есть, крестьянский двор. В «Доброту» мы приглашаем уже 28 лет. Но как гласит народная мудрость: «Много званных, да мало избранных».

Хотя небеса любят людей и посылают мысли. Например, поэту… Какие мудрости можно иногда прочитать в стихотворениях. Это не человеческая мудрость, это что-то небесное такое. Музыкальное произведение – тоже мудрость, но она воспринимается только чистой душой. Когда душа чиста, честна, причастна Богу, тогда мы начинаем понимать эти правильные процессы. Увы, когда уже приближаемся к закату жизни.

В крестьянском хозяйстве мы столкнулись с тем, что, в основном, к нам приходят люди, вышедшие из разорённого семейного гнезда. Не те, которые востребованы в России. Ко мне всегда приходили люди никому не нужные, которых никто не ждёт. Их почему-то много проходило через «Доброту».

– Сейчас, когда люди столкнулись с вызовом пандемии – материальным, моральным, физического здоровья, что могли бы Вы сказать от себя, с точки зрения своего писательского опыта?

– Теперь, когда читатели ознакомились с моей идеей «Доброта спасёт мир», надо им становиться добрее. Каждую секунду в мир приходит младенец. Он будет таким, чем мы его наполнили. Если Доброта нужна России, если нужна, как гнёздышко, духовный санаторий, как академия жизненных наук, как площадка, где у мужчины и женщины веками расписаны их роли, то крестьянское хозяйство «Доброта» приглашает Вас к труду на земле и благодатному отдыху от трудов.

  • Расскажите об этом своим друзьям!